|
Из таблицы 2.5 видно, что за последние шесть лет перевозки, выполняемые водным транспортом значительно сократились: - грузооборот в 13,7 раз; пассажирооборот в 15.5 раз.
Актуальным для Республики Беларусь является вопрос о создании и развитии национального морского флота. Не имея прямого выхода к морю, республика может использовать морской Флот через порты Российской Федерации, Польши, Литвы и Украины, на которые имеется прямой выход национальной железнодорожной сети. Однако, в данном направлении существуют серьезные разногласия с компетентными органами указанных государств, в основном по поводу оплаты за пользование портовой нфраструктурой (причальной зоной, складами, ремонтной базой). Наиболее низкие ставки в Польше, однако проблема в разной ширине железнодорожной колеи делает постоянную транспортировку экспортно - импортных грузов не выгодной. Поэтому в настоящее время Министерством транспорта и коммуникаций прорабатывается вопрос об использовании Калининградского торгового порта (Российская Федерация) в качестве основного транзитного пункта дпя перевозки экспортно — импортных грузов Республики Беларусь в международном водном сообщении.
2.2 Структура рынка автоперевозок Республики Беларусь
Рынок грузовых перевозок РБ включает два сектора:
- сектор спроса;
- сектор предложений.
Сектор спроса образуют все товарные потоки, циркулирующие внутри страны, выходящие из нее (экспорт) и входящие в нее (импорт). Кроме того, выделяют товарные потоки, следующие через страну (транзит).
Сектор предложений представляет собой транспортный комплекс страны. Он включает:
- автомобильный транспорт;
- железнодорожный транспорт;
- водный транспорт;
- гражданскую авиацию;
- трубопроводный транспорт.
Здесь не рассматривается работа трубопроводного транспорта ввиду его технологической специфичности. Не учитывается также работа водного транспорта и гражданской авиации, поскольку объемы перевозимых ими грузов составляют не более 1-2 % от общего объема грузопотоков. Подлежит учету (но не анализу) работа железнодорожного транспорта в силу определенных особенностей статистического учета в РБ. Таким образом, в качестве одного из исходных положений принимается, что спрос на грузовые перевозки в РБ в настоящее время практически полностью (не считая нефти и газа) удовлетворяется двумя видами транспорта - автомобильным и железнодорожным. С учетом изложенного сектор предложений рынка грузовых перевозок делится в данной работе на два сегмента:
- автомобильный транспорт;
- железнодорожный транспорт.
Для целей данной работы терминологически более удобной является несколько иная структуризация рынка грузовых перевозок, которая базируется на вышеприведенной структуре и состоит в том, что рассматривается рынок грузовых автоперевозок и рынок грузовых железнодорожных перевозок. При этом каждый из этих рынков также делится на сектор спроса и сектор предложений. Важной особенностью этих рынков является то, что сектор спроса у них в значительной степени совпадает. Другими словами, это означает, что имеется весьма значительная и устойчивая во времени номенклатура товаров (грузов), являющаяся общей для обоих секторов спроса, т.е. перевозимая и железнодорожным, и автомобильным транспортом.
2.2.1 Структура рынка грузовых автомобильных перевозок.
Рынок грузовых автомобильных перевозок, как уже отмечалось, разделяется на два основных сектора:
- сектор спроса на грузовые автомобильные перевозки;
- сектор предложений грузовых автомобильных перевозок.
В секторе спроса на грузовые автомобильные перевозки выделяются сементы:
- международные грузовые автоперевозки;
- внутриреспубликанские (внутренние) грузовые автоперевозки.
Сегмент “международные грузовые автоперевозки” делится на:
- перевозки экспортных грузов;
- перевозки импортных грузов;
- транзитные перевозки;
- перевозки в третьи страны.
Сектор предложений грузовых автоперевозок представляет собой операторов рынка, к которым относятся:
- грузовые автоперевозчики;
- транспортные экспедиторы.
Грузовые автоперевозчики осуществляют собственно перевозки грузов. Транспортные экспедиторы - это операторы рынка, обеспечивающие транспортно-экспедиционное обслуживание, и которых следует рассматривать как непосредственных организаторов транспортного процесса. Перевозчики классифицируются здесь по следующим признакам: - вид собственности (государственная, негосударственная);
- выполняемые виды перевозок (международные, внутренние);
-юридический статус (юридическое лицо, частный предприниматель).
Аналогичная классификация может быть распространена и на экспедиторов. Основной характеристикой сектора предложений грузовых автоперевозок для данной работы является наличный парк грузового подвижного состава (грузовых автотранспортных средств), в который включаются:
- грузовые автомобили;
- прицепы;
- полуприцепы.
Вся номенклатура грузов, перевозимых наземным транспортом при международном товарообмене, делится для целей анализа на следующие группы:
- грузы, перевозимые только железнодорожным транспортом;
-грузы, перевозимые и железнодорожным, и автомобильным транспортом. В данном разделе рассматриваются перевозки товаров, входящих во вторую группу. Грузы, перевозимые и автомобильным, и железнодорожным транспортом, образуют сегмент сектора спроса, определяемый здесь как потенциальный рынок грузоперевозок для автомобильных перевозчиков.Предлагаемый способ структуризации потенциального рынка грузовых автоперевозок иллюстрируется рисунком 2.1. В потенциальном рынке выделяется та его часть, которая фактически освоена автоперевозчиками, а в ней выделяется доля, принадлежащая белорусским перевозчикам. При этом отдельной оценке подлежат экспортируемые и импортируемые грузы. Потенциальный рынок международных грузовых автоперевозок рассматривается, кроме того, как сумма рынков, образуемых международным товарообменом Беларуси со странами-экспортерами и странами-импортерами. Таким образом, сектор спроса на международные грузовые автоперевозки структурируется в двух измерениях. Одно из них задается при рассмотрении конкурирующих групп перевозчиков - железнодорожный транспорт, белорусские и иностранные грузовые автоперевозчики. Второе измерение вводится путем разбиения сектора спроса на сегменты для каждой страны - участника товарообмена с Республикой Беларусь. Проведенное описанным способом структурирование сектора спроса на международные грузовые автоперевозки создает основу для последующего анализа занимаемых на нем позиций белорусских и зарубежных грузовых автоперевозчиков.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.