Рефераты. Транспортная политика в Республике Беларусь

“БЕЛАВИА” перевозит 95 % всех авиапассажиров в Республике Бе­ларусь и не покрывает свои ксплуатационные расходы. По оцен­кам экспертов Всемирного банка средства, которые БЕЛАВИА полу­чает из государственного бюджета расходуются не на инвестирова­ние объектов и столь необходимую реконструкцию многих служб и коммуникаций, а на покрытие эксплуатационных затрат, куда они большей частью направляются. Низкая окупаемость затрат на воз­душные перевозки усугубляется заниженной структурой Формирова­ния провозной платы.

Однако, следует отметить, что после 1994 года в Республике Беларусь произошел заметный прирост доли иностранных авиакомпа­ний в освоении транспортного рынка республики”  Республики. В РБ совершаются регулярные рейсы и открыты постоянные пред­ставительства нескольких авиакомпаний, которые являются приз­нанными лидерами в осуществлении международных воздушных пере­возок; "Люфтганза", 'ЛОТ', “Швейцарские виалинии”,“Австрийские авиалинии”, “ФИНЭЙР”, “АЭРОФЛОТ” и другие.

2.1.5 Водный транспорт


Потенциальные возможности речного транспорта и его инфраструкктуры в последние годы оказались невостребованными. Судоходными путями республика связана со всеми граничащими с ненй государствами. Наибольшеезначение в перевозках грузов и пассажиров имеют реки Днепр, Припять, Березина, Сож,Западная Двина, Неман,

Днепровско – Бугский - канал. Протяженность речных  навигационвых путей республики составляет 1868 км. Регулярное кругло­суточное судоходство осуществляется по водным путям протяженностью 447 км. В интересах интеграции в международную транспор­тную судоходную сеть представляют коммерческий интерес только реки Припять и Днепр, позволяющие выполнять  перевозку  экспортно-импортных грузов (калийные удобрения, поваренную соль,  руду, уголь и сопропель) в Придунайские страны и Черноморские пор­ты.

 Речные порты Мозырь, Гомель, Речица и Бобруйск имеют желез­нодорожные подъездные пути и приспособлены для обработки гру­зов  следующий в смешанном железнодорожно-водном сообщении. В порт Брест подведена железнодорожная колея шириной 1435 мм, что позволяет обрабатывать грузы, следующие в страны Западной Европы без последующих простоев для смены тележек вагонов.

Изолированность бассейнов и отсутствие  между  ними  искус­ственных водных соединений неблагоприятно сказывается на  орга­низации коммерческой  деятельности  и  делают  перевозки  водным транспортом менее эффективными (по маневренности,  по  скорости доставки), чем перевозки другими видами транспорта.

В настоящее время в общем грузообороте речной транспорт за­нимает третье место, уступая железнодорожному и автомобильному, в пассажирообороте его роль менее значима (в 1990 году его до­ля составляла всего лишь   0,06%, а в 1999 году 0,001% от общего объема пассажирских перевозок).

Объемы пере­возок, выполняемых водным транспортом республики показаны в табл.2.5


Таблица 2.5 – Объемы перевозок на водном транспорте


Вид перевозки

1990

1999

Показатели

1990

1999

Перевозки грузов, млн. тонн

18,4

1,2

Грузооборот, млн. тонн

1804,8

132,1

Перевозка пассажиров тыс. человек

912

120

Пассажирооборот,  млн. пкм

29,53

1,91



Из таблицы 2.5 видно, что за последние шесть лет перевозки, выполняемые водным транспортом значительно сократились:  -  грузооборот в 13,7  раз;      пассажирооборот  в  15.5   раз.

Актуальным для Республики Беларусь является вопрос о создании и развитии национального морского флота.  Не  имея  прямого выхода к морю, республика может использовать морской Флот че­рез порты Российской Федерации, Польши, Литвы и Украины, на ко­торые имеется прямой выход национальной железнодорожной сети. Однако, в данном направлении существуют серьезные разногласия с компетентными органами указанных государств, в основном по пово­ду оплаты за пользование портовой нфраструктурой (причальной зоной, складами, ремонтной базой). Наиболее низкие ставки в Польше, однако проблема в разной ширине железнодорожной колеи делает постоянную транспортировку экспортно - импортных грузов не выгодной. Поэтому в настоящее время Министерством транспор­та и коммуникаций прорабатывается вопрос об использовании Калининградского торгового порта (Российская Федерация) в качес­тве основного транзитного пункта дпя перевозки экспортно — импортных грузов Республики Беларусь в международном водном сообщении.


2.2  Структура   рынка  автоперевозок  Республики  Беларусь

     

Рынок грузовых перевозок РБ включает два сектора:

- сектор спроса;

- сектор предложений.

Сектор спроса образуют все товарные потоки, циркулирующие внутри страны, выходящие из нее (экспорт) и входящие в нее (импорт). Кроме того, выделяют товарные потоки, следующие через страну (транзит).

Сектор предложений  представляет собой транспортный комплекс  страны. Он включает:

- автомобильный транспорт;

- железнодорожный транспорт;

- водный транспорт;

- гражданскую авиацию;

- трубопроводный транспорт.

Здесь не рассматривается работа трубопроводного транспорта ввиду его технологической специфичности. Не учитывается также работа водного транс­порта и гражданской авиации, поскольку объемы перевозимых ими грузов со­ставляют не более 1-2 % от общего объема грузопотоков. Подлежит учету (но не анализу) работа железнодорожного транспорта в силу определенных особенностей статистического учета в РБ. Таким образом, в качестве одного из исходных положений принимается, что спрос на грузовые перевозки в РБ в настоящее время практически полностью (не считая нефти и газа) удовлетворяется двумя видами транспорта - автомо­бильным и железнодорожным. С учетом изложенного сектор предложений рынка грузовых перевозок де­лится в данной работе на два сегмента:

- автомобильный транспорт;

- железнодорожный транспорт.

Для целей  данной работы терминологически более удобной является не­сколько иная структуризация рынка грузовых перевозок, которая базируется на вышеприведенной структуре и состоит в том, что рассматривается рынок гру­зовых автоперевозок и рынок грузовых железнодорожных перевозок. При этом каждый из этих рынков также делится на сектор спроса и сектор предложений. Важной особенностью этих рынков является то, что сектор спроса у них в значительной степени совпадает.  Другими словами, это означает, что имеется весьма значительная и устойчивая во времени номенклатура товаров (грузов), являющаяся общей для обоих сек­торов спроса, т.е. перевозимая и железнодорожным, и автомобильным транс­портом.


2.2.1         Структура рынка грузовых автомобильных перевозок.


Рынок грузовых автомобильных перевозок, как уже отмечалось, разделя­ется на два основных сектора:

- сектор спроса на грузовые автомобильные перевозки;

- сектор предложений  грузовых автомобильных перевозок.

В секторе спроса на  грузовые автомобильные перевозки выделяются сементы:

- международные грузовые автоперевозки;

- внутриреспубликанские (внутренние) грузовые автоперевозки.

Сегмент “международные грузовые автоперевозки” делится на:

- перевозки экспортных грузов;

- перевозки импортных грузов;

- транзитные перевозки;

- перевозки в третьи страны.

Сектор предложений грузовых автоперевозок представляет собой опера­торов рынка, к которым относятся:

- грузовые автоперевозчики;

- транспортные экспедиторы.

Грузовые автоперевозчики осуществляют собственно перевозки грузов.  Транспортные экспедиторы - это операторы рынка, обеспечивающие транс­портно-экспедиционное обслуживание, и которых следует рассматривать как непосредственных организаторов транспортного процесса. Перевозчики классифицируются здесь по следующим признакам:           - вид собственности (государственная, негосударственная);

- выполняемые виды перевозок (международные, внутренние);

-юридический статус (юридическое лицо, частный предприниматель).

Аналогичная классификация может быть распространена и на экспедиторов. Основной характеристикой сектора предложений грузовых автоперевозок для данной работы является наличный парк грузового подвижного состава (грузовых автотранспортных средств), в который включаются:

- грузовые автомобили;

- прицепы;

- полуприцепы.

Вся номенклатура грузов, перевозимых наземным транспортом при между­народном товарообмене, делится для целей анализа на следующие группы:

- грузы, перевозимые только железнодорожным транспортом;

-грузы, перевозимые и железнодорожным, и автомобильным транспортом. В данном разделе рассмат­риваются перевозки товаров, входящих во вторую группу. Грузы, перевозимые и автомобильным, и железнодорожным транспортом, об­разуют сегмент сектора спроса, определяемый здесь как потенциальный рынок грузоперевозок для автомобильных перевозчиков.Предлагаемый способ струк­туризации потенциального рынка грузовых автоперевозок иллюстрируется ри­сунком 2.1. В потенциальном рынке выделяется та его часть, которая фактически ос­воена автоперевозчиками, а в ней выделяется доля, принадлежащая белорус­ским перевозчикам. При этом отдельной оценке подлежат экспортируемые и импортируемые грузы. Потенциальный рынок международных грузовых автоперевозок рассматри­вается, кроме того, как сумма рынков, образуемых международным товарооб­меном Беларуси со странами-экспортерами и странами-импортерами. Таким образом, сектор спроса на международные грузовые автоперевозки структурируется в двух измерениях. Одно из них задается при рассмотрении конкурирующих групп перевозчиков - железнодорожный транспорт, белорус­ские и иностранные грузовые автоперевозчики. Второе измерение вводится путем разбиения сектора спроса на сегменты для каждой страны - участника товарообмена с Республикой Беларусь. Проведенное описанным способом структурирование сектора спроса на ме­ждународные грузовые автоперевозки создает основу для последующего ана­лиза занимаемых на нем позиций белорусских и зарубежных грузовых автопе­ревозчиков.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.