Рефераты. Транспортная политика в Республике Беларусь

Таким образом, объективные об­стоятельства развития и перерасп­ределения транспортных потоков в международном сообщении показы­вают, что нужно не просто иметь выгодное географическое положе­ние - нужно умело его использовать и возвести проблему развития транзитных перевозок в ранг общего­сударственной задачи. Это не толь­ко принесет пользу национальной экономике, но и позволит нашим соседям, если они увидят рядом ре­ального конкурента, бороться за транспортный поток, что в конеч­ном итоге заставит все соревную­щиеся стороны повышать качество услуг и снижать тарифы на пользу грузовладельцу и пассажиру.

Развитие транзитных перевозок как государственная задача - не про­сто слова. Распоряжением Прези­дента Республики Беларусь от 1 июня 2000 года № 169рп, а также протоколом заседания Совета Ми­нистров Республики Беларусь от 25 февраля 2000 года № 1 "Об итогах социально-экономического развития Республики Беларусь на 1999 год и задачах на 2000 год" закреплено ре­шение о разработке Программы раз­вития транзитных перевозок грузов и пассажиров железнодорожным и автомобильным транспортом через территорию Республики Беларусь до 2005 года. Программа разработана усилиями специалистов Министерства транспорта и коммуникаций и Белорусской железной дороги и одобрена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №33 от 11.01.2001.

Железнодорожный транспорт

На сегодняшний день ведущие по­зиции в транспортном комплексе республики занимает Белорусская железная дорога. Удельный вес гру­зооборота дороги в 1999 году в об­щем грузообороте всех видов транс­порта республики составил 76,5%, пассажирооборот - 63,1%. Валют­ные доходы от экспорта услуг дос­тигли 241 млн. долларов США. Рост грузооборота и пассажирооборота за первое полугодие 2000 года в сравнении с первым полугодием 1999 года составил 20,4% и 22,6% соответственно.

Основными транзитными грузами являются нефтепродукты, черные металлы, уголь, удобрения. Доля этих грузов в общем транзите колеблет­ся и зависит от внешнеэкономичес­ких факторов, однако значимость их для транзита не снижается. Основ­ные транзитные перевозки грузов осуществляются в направлении Лит­вы (включая порты) — 26,3%, Лат­вии (включая порты) - 22,9%, Калининградской области (включая порты) - 14,9%, Польши - 11,8%.

Для Белорусской железной до­роги основная составляющая экс­порта услуг - транзитные перевоз­ки. Оказание транспортных услуг по транзиту является главным ис­точником валютных поступлений.

Основные перегрузочные мощно­сти на белорусско-польской границе находятся в Брестском железнодо­рожном узле. Здесь имеются тер­миналы по переработке контейне­ров, тарно-штучных, навалочных, скоропортящихся и других грузов. Перегрузочные мощности Дороги в настоящее время имеют резерв для увеличения объемов перевозок на 60-70%.

 

Таблица 2.19 - Данные о транзитных перевозках грузов и пассажиров через территорию Республики Беларусь железнодорожным транспортом

Показатели


Грузовые перевозки


Пассажирские перевозки


Перевезено грузов, млн. тонн


Грузооборот, млн. тонно-километров


Перевезено пасс., млн. пассажиров


Пассажирооборот, млн. пассажиро-километров


1997 год


              28,1

 

12053,9

 

1,5

 

698,7

 

1998 год


27,5

 

11725,8

 

1,3

 

590,6

 

1999 год


26,0

 

10995,7

 

1,2

 

527,4

 

Первое полугодие 1999 года


12,3

 

5219,7

 

0,5

 

215,9

 

Первое полугодие 2000 года

15,0

 

6283,4

 

0,6

 

264,8

 

 Автомобильный транспорт

Второе по объему и значимости место в транспортном комплексе республики принадлежит автомо­бильному транспорту. Транзитные автомобильные перевозки через территорию Республики Беларусь осуществляют перевозчики более 50 государств. Пик транзитных по­ездок приходился на 1997 год, а в каждый последующий год по отно­шению к предыдущему их количе­ство снижалось: в 1998 году — на 42%, и в 1999 году - на 40%.

Наибольшее количество транзит­ных поездок через территорию Рес- публики Беларусь в 1997 и 1998 годах совершали польские перевоз­чики, однако в 1998 году по сравнению с 1997 годом их количество уменьшилось в 2,1 раза. В 1999 году наибольшее количество транзитных поездок осуществляли российские перевозчики. Число транзитных по­ездок польских перевозчиков в 1999 году по сравнению с 1998 го­дом сократилось в 3,1 раза, а по сравнению с 1997 годом - в 6,6 раза. нению с 1997 годом их количество уменьшилось в 2,1 раза. В 1999 году наибольшее количество транзитных поездок осуществляли российские перевозчики. Число транзитных по­ездок польских перевозчиков в 1999 году по сравнению с 1998 го­дом сократилось в 3,1 раза, а по сравнению с 1997 годом - в 6,6 раза.

В период с 1997 по 2000 год про­изошла реструктуризация транзит­ного потока через территорию рес­публики. Сокращение транзитных перевозок иностранными перевоз­чиками вызвало рост транзитных перевозок, выполняемых белорус­скими перевозчиками из России в страны Западной Европы и обрат­но через территорию республики. Их доля в транзите российских гру­зов в третьи страны составляет, по результатам проведенного Минтран­сом России в 1999 и 2000 годах мониторинга, 14,1% и за после­дние 2 года возросла на 5,2%.

Основные транзитные потоки иностранных автотранспортных средств проходят по II и IX трансъев­ропейским транспортным коридоц рам. Через пограничные пункты та­моженного оформления (ППТО) Козловичи и Редьки II трансъевро­пейского транспортного коридора и ППТО Каменный Лог, Езерище и Новая Гута IX трансъевропейского транспортного коридора пропуска­ется 54,4% всего транзитного по­тока автотранспортных средств.

Пограничные пункты пропуска являются ограничивающими звень­ями в рамках основных транспортных коридоров. В рамках II трансъев­ропейского транспортного коридо­ра интенсивность движения автотран­спорта находится на одном уровне и составляет 3 500-5 000 автомоби­лей, в сутки, и только на подъездах I к гг. Бресту, Минску, Столбцы она достигает 7 000-8 000 автомобилей в сутки. Резерв пропускной способ­ности автомагистрали в указанном направлении составляет 30-40%. В связи с этим в Программе предус­мотрены меры, направленные на развитие приграничной инфраструк­туры и ускорение движения тран­зитного транспорта через государ­ственную границу. В настоящее время, например, на важнейшей для транзита польско-белорусской гра­нице не проводится совместный та­моженный контроль автотранспор­тных средств.

Вследствие этого водители гру­зового автотранспорта вынуждены дублировать операции по таможен­ному оформлению на белорусской и польской территориях, что при­водит к дополнительным потерям   времени, а также существенно сни­жает привлекательности Беларуси как транзитного государства.

Не радует в этом отношении и статистика: обеспеченность магис­тральных автомобильных дорог пунктами временного проживания (гостиницы, мотели, кемпинги) со­ставляет 12,7%, автозаправочны­ми станциями - 34%, станциями технического обслуживания — 26%, пунктами питания - 52,6% и пло­щадками для отдыха - 83 %. В стадии строительства и проектирова­ния находятся соответственно 50 и 223 объекта сервисных услуг.      Транзитная белорусская виза для иностранных перевозчиков.

В ряде стран Западной Европы отсутству­ют консульства Республики Бела­русь, что затрудняет получение ино­странными перевозчиками белорус­ских виз. Кроме этого, стоимость белорусской визы в несколько раз превышает стоимость виз для въез­да в большинство стран Западной Европы и Балтии и определяется консульским учреждением Респуб­лики Беларусь, находящимся в ино­странном государстве. Для сравне-ния: перевозчикам государств-уча­стников Шенгенских соглашений не требуется наличие литовских и лат­вийских виз для проезда в Россию. Это обстоятельство делает привлекательным выбор "бал­тийского" транзитного пути, минуя Беларусь.


Таблица 2.20 - Данные о транзитных перевозках грузов и пассажиров через территорию Республики Беларусь железнодорожным транспортом


Показатели

 

Грузовые перевозки

 

Пассажирские перевозки

 

Перевезено грузов, млн. тонн

 

Грузооборот, млн. тонно-километров

 

Перевезено пасс., млн. пассажиров

 

Пассажирооборот, млн. пассажиро-километров

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.