|
Автомобильный транспорт
Второе по объему и значимости место в транспортном комплексе республики принадлежит автомобильному транспорту. Транзитные автомобильные перевозки через территорию Республики Беларусь осуществляют перевозчики более 50 государств. Пик транзитных поездок приходился на 1997 год, а в каждый последующий год по отношению к предыдущему их количество снижалось: в 1998 году — на 42%, и в 1999 году - на 40%.
Наибольшее количество транзитных поездок через территорию Рес- публики Беларусь в 1997 и 1998 годах совершали польские перевозчики, однако в 1998 году по сравнению с 1997 годом их количество уменьшилось в 2,1 раза. В 1999 году наибольшее количество транзитных поездок осуществляли российские перевозчики. Число транзитных поездок польских перевозчиков в 1999 году по сравнению с 1998 годом сократилось в 3,1 раза, а по сравнению с 1997 годом - в 6,6 раза. нению с 1997 годом их количество уменьшилось в 2,1 раза. В 1999 году наибольшее количество транзитных поездок осуществляли российские перевозчики. Число транзитных поездок польских перевозчиков в 1999 году по сравнению с 1998 годом сократилось в 3,1 раза, а по сравнению с 1997 годом - в 6,6 раза.
В период с 1997 по 2000 год произошла реструктуризация транзитного потока через территорию республики. Сокращение транзитных перевозок иностранными перевозчиками вызвало рост транзитных перевозок, выполняемых белорусскими перевозчиками из России в страны Западной Европы и обратно через территорию республики. Их доля в транзите российских грузов в третьи страны составляет, по результатам проведенного Минтрансом России в 1999 и 2000 годах мониторинга, 14,1% и за последние 2 года возросла на 5,2%.
Основные транзитные потоки иностранных автотранспортных средств проходят по II и IX трансъевропейским транспортным коридоц рам. Через пограничные пункты таможенного оформления (ППТО) Козловичи и Редьки II трансъевропейского транспортного коридора и ППТО Каменный Лог, Езерище и Новая Гута IX трансъевропейского транспортного коридора пропускается 54,4% всего транзитного потока автотранспортных средств.
Пограничные пункты пропуска являются ограничивающими звеньями в рамках основных транспортных коридоров. В рамках II трансъевропейского транспортного коридора интенсивность движения автотранспорта находится на одном уровне и составляет 3 500-5 000 автомобилей, в сутки, и только на подъездах I к гг. Бресту, Минску, Столбцы она достигает 7 000-8 000 автомобилей в сутки. Резерв пропускной способности автомагистрали в указанном направлении составляет 30-40%. В связи с этим в Программе предусмотрены меры, направленные на развитие приграничной инфраструктуры и ускорение движения транзитного транспорта через государственную границу. В настоящее время, например, на важнейшей для транзита польско-белорусской границе не проводится совместный таможенный контроль автотранспортных средств.
Вследствие этого водители грузового автотранспорта вынуждены дублировать операции по таможенному оформлению на белорусской и польской территориях, что приводит к дополнительным потерям времени, а также существенно снижает привлекательности Беларуси как транзитного государства.
Не радует в этом отношении и статистика: обеспеченность магистральных автомобильных дорог пунктами временного проживания (гостиницы, мотели, кемпинги) составляет 12,7%, автозаправочными станциями - 34%, станциями технического обслуживания — 26%, пунктами питания - 52,6% и площадками для отдыха - 83 %. В стадии строительства и проектирования находятся соответственно 50 и 223 объекта сервисных услуг. Транзитная белорусская виза для иностранных перевозчиков.
В ряде стран Западной Европы отсутствуют консульства Республики Беларусь, что затрудняет получение иностранными перевозчиками белорусских виз. Кроме этого, стоимость белорусской визы в несколько раз превышает стоимость виз для въезда в большинство стран Западной Европы и Балтии и определяется консульским учреждением Республики Беларусь, находящимся в иностранном государстве. Для сравне-ния: перевозчикам государств-участников Шенгенских соглашений не требуется наличие литовских и латвийских виз для проезда в Россию. Это обстоятельство делает привлекательным выбор "балтийского" транзитного пути, минуя Беларусь.
Таблица 2.20 - Данные о транзитных перевозках грузов и пассажиров через территорию Республики Беларусь железнодорожным транспортом
Показатели
Грузовые перевозки
Пассажирские перевозки
Перевезено грузов, млн. тонн
Грузооборот, млн. тонно-километров
Перевезено пасс., млн. пассажиров
Пассажирооборот, млн. пассажиро-километров
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.