|
|||
Смешанная собственность без Иностранного участия |
1040 |
700 |
661 |
Смешанная собственность с Иностранным участием |
101 |
190 |
333 |
Иностранная собственность |
|
31 |
108 |
Из таблицы 2.12 и рисунка 2.3 видно, что основными собственниками на рынке грузовых автоперевозок выступают: государство, владеющее примерно 80% всех грузовых автомобилей, и частный сектор, чей удельный вес вырос с 15,1% в 1998г. до 21,1% в 1999г, т.е. в 1,4 раза. При этом и количество автомобилей, находящихся в частой собственности, выросло в 1,4 раза. Для детального анализа данные таблицы 2.12 необходимо представить в виде удельного веса каждой формы собственности, что показано в таблице 2.13:
Таблица 2.13 - Удельные веса форм собственности в парке грузовых автомобилей РБ
Вид собственности
1997 г.
1998 г.
1999г.
Государственная собственность
44,7%
41,4%
38,9%
Коллективная собственность
39,5%
40,4%
39,4%
Частная собственность
15,1%
17,8%
21,1%
Прочие
0,7%
0,4%
0,6%
Анализ данных таблицы 2.12 показывает следующее:
На фоне практически не изменившегося количества грузовых автомобилей в РБ (220206 шт. в 1997г. и 2218101 шт. в 1999г.) количество автомобилей в государственной собственности уменьшилось почти на 6% (на 12 тыс.шт. - см. табл.2.13) м на 6%, увеличилось количество автомобилей в частной собственности (или на 13500 шт.). Очевидно, что поступление автомобилей в частный сектор, в основном, шло из государственного. При этом в частный сектор переходили большей частью автомобили, не исчерпавшие свой амортизационный срок эксплуатации. Последний вывод следует из анализа, где отмечалось, что выбытие устаревшей техники происходило медленнее, чем ее старение.
Количество автомобилей в коллективной собственности, а это, в основном, собственность акционировавшихся автопредприятий, за анализируемый период (97 - 99 г.г.) практически не выросло в абсолютном значении (на 538 шт.). В этом состоит количественная иллюстрация положения дел в вопросе разгосударствления и приватизации в автотранспортной сфере страны.
Имеющиеся данные позволяют дать дополнительный анализ в отношении грузовых автомобилей, используемых на международных перевозках.
Распределение грузовых автомобилей белорусских международных перевозчиков по формам собственности представлено в табл.2.14 (по состоянию на 1.10.1999 г.).
Таблица 2.14 - Распределение грузовых автомобилей белорусских международных перевозчиков по формам собственности
Показатели
Всего
в том числе по видам собственности
Государст
венная
Смешан-ная
Частная
1.Наличие грузовых автомоби-лей (всего, шт.)
7530
867
1868
4795
2.Из них седельных тягачей (шт.)
6650
836
1772
4042
Удельный вес различных форм собственности в парке грузовых автомобилей белорусских международных автоперевозчиков показан в табл. 2.15.
Таблица 2.15 - Удельный вес различных форм собственности в парке грузовых автомобилей белорусских международных автоперевозчиков.
Показатели
Удельный вес по формам собственности
Государст
венная
Смешан-ная
Частная
1.Наличие грузовых автомоби-лей (всего, шт.)
11,5%
24,8%
63,7%
2.Из них седельных тягачей (шт.)
12,6%
26,6%
60,8%
Если отталкиваться от количества грузовых автомобилей, принадлежащих международным грузовым автоперевозчикам, то присутствие государственных предприятий на рынке международных грузовых автомобильных перевозок определяется интервалом (11 - 13)%, в то время, как частный сектор контролирует почти 2/3 этого рынка. Международным автоперевозчикам со смешанной формой собственности принадлежит примерно 25% рынка, но ясно, что не они задают тон в этой сфере деятельности.
2.3.3 Анализ парка грузовых автомобилей по конструкции кузова
Исходные данные представлены в таблице 2.16, а также на рис. 2.10 Из таблицы видно, что основной удельный вес составляют бортовые автомобили (около 36%), самосвалы (31%), грузовые и легковые фургоны (около 16%) и цистерны (около 9%).
При общей тенденции к сокращению количества грузовых автомобилей структура подвижного состава по видам конструкции кузова практически не меняется.
Можно отметить некоторое снижение удельного веса самосвалов (на 0,5%). По дополнительным сведениям это произошло за счет снижения численности карьерных самосвалов, работающих на вскрышных работах, что подтверждается и уменьшением средней грузоподъемности одного автомобиля (с 6,25т в 1997г. до 5,73т в 1999г).
Несколько увеличилась доля грузовых и легковых автофургонов (с 15,6% до 16,3%) при уменьшении средней грузоподъемности одного автомобиля (с 3,39т до 3,27т). Причиной является некоторое увеличение количества автомобилей с грузоподъемностью до 1,5т.
По грузовым автомобилям остальных видов конструкции кузова следует отметить увеличение средней грузоподъемности одного автомобиля.
Таблица 2.16 - Наличие грузовых автомобилей по конструкции кузова (в целом по РБ)
Вид
кузова
1997 г.
1999 г.
1.Бортовые
65178
35,9
301828
4,63
62324
35,5
348513
5,59
2.Самосвалы
57804
31,8
361371
6,25
55047
31,3
315330
5,73
3.Грузовые и легковые автофургоны (без рефриж.)
28313
15,6
95846
3,39
28664
16,3
93762
3,27
4.Рефрижераторы
2755
1,5
24318
8,83
2672
1,5
24410
9,14
5.Цистерны
16166
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.