Рефераты. Транспортная политика в Республике Беларусь

Поставлена задача создания транспортной системы, сочетающей в себе аспекты безопасности, защиты окружающей среды, а также комплексного развития транспортных коммуникаций.

Формирование единой транспортной системы даже в рамках Европейского Союза идет достаточно медленно и сложно. Причины этого кроются в структурных, географических и экономических различиях национальных транспортных систем, существовании конфликтных интересов и приоритетов отдельных стран. Например, железнодорожный транспорт в одних странах находится в государственной собственности, в других - в частной, а для многих характерно их сочетание. По-разному решаются и вопросы дополнительного финансирования транспортной деятельности из бюджета, субсидирования транспорта. Во многом различаются национальные традиции, существует специфика в решении экологических и энергетических проблем.

Поскольку европейская транспортная политика и стратегия направлены прежде всего на снижение отрицательного влияния транспорта на окружающую среду и повышение безопасности движения, то соответственно, поощряется снижение спроса на грузовые и пассажирские перевозки. А это уже требует координации в использовании территорий, согласованного экономического и транспортного планирования, стимулирования развития экологически чистых видов транспорта, принятия более жестких норм и стандартов на выбросы, шум, и безопасность движения. Предусматривается максимальное использование потенциала     существующей     транспортной     инфраструктуры     и усовершенствование существующих транспортных систем. При этом их модернизация, как правило, имеет преимущество перед инвестициями в новые системы.

Европарламент и Комиссия Европейского Союза провели ряд Панъевропейских конференций по транспорту с участием правительств и парламентов всех европейских государств, международных правительственных и неправительственных организаций, имеющих отношение к работе транспорта. Конференции завершились принятием деклараций об общеевропейской транспортной политике, что знаменует собой новый этап сотрудничества в области транспорта.

Эти конференции в работе которых традиционно принимает участие и наша республика, подводят итог изменениям, происшедшим за четырехлетний период, концентрируют внимание на дальнейшем совершенствовании европейской транспортной политики, основной целью которой является создание эффективной, безопасной и экологически благоприятной транспортной системы, способной внести весомый вклад в повышение качества жизни. При этом сам  транспорт рассматривается как фактор общественного развития, а его основная задача - обеспечение надежной возможности передвижения.

На   Панъевропейской конференции по транспорту состоялась в Хельсинки  было отмечено, что установление набора принципов, принятых на многосторонней основе, организация совместного контроля за их соблюдением будут способствовать развитию международного транспорта в Европе на справедливой и равноправной основе, укреплению национальной транспортной политики и законодательства, созданию условий для справедливой конкуренции. Однако на этой же конференции подчеркивалось, что регламентация в области транспортной деятельности не должна мешать постепенной либерализации самих транспортных рынков, а координация действий европейских стран как на внутреннем, так и на международном уровне будут способствовать улучшению практической транспортной деятельности, более тесному сотрудничеству государственных органов с международными финансовыми учреждениями и структурами и с частным сектором.

Основные принципы Европейской транспортной политики могут быть сформулированы следующим образом.

1. Эффективная транспортная система организуется по принципу рыночной экономики, а государственные интересы защищаются рамками общих правил и поддержанием необходимых государственных служб.

2. Транспортная политика направлена на повышение надежности транспортных средств, снижение их негативного влияния на окружающую среду, достижение рационального использования топливно-энергетических ресурсов и улучшение социальных условий для работников транспорта.

3. Достижение полной сочетаемости технических систем, упрощение транспортного сообщения между государствами за счет устранения ненужных формальностей.

4. Согласование технических, социальных и финансовых правил с целью устранения искажений условий конкуренции между странами и видами транспорта с тем, чтобы постепенно сократить пограничный контроль и ограничить доступ к совместному рынку.

         5. Определение и реализация скоординированным образом транспортной  инфраструктуры для всех видов транспорта, включая меры финансовой солидарности в пользу менее развитых европейских регионов.

Необходимость   формирования   единой   транспортной   политики предопределяется многими факторами как экономического, так и социального плана, среди которых важное место занимают интернационализация экономических процессов, а также рост подвижности населения.

Основными путями ее реализации являются эффективное сотрудничество и создание единых законов, а также использование совместных технологий и общих критериев в оценке деятельности транспорта различных видов, совместное использование транспортной инфраструктуры и коммуникаций, а также повышение эффективности капитальных вложений в их развитие на совместной  основе,  развитие  более  эффективных  комбинированных транспортных систем, и, в конечном счете, на этой основе повышение отдачи транспорта в целом.

Эффективность использования существующей инфраструктуры становится доминирующим принципом развития интегрированных транспортных систем не только в Европе, но и в Азии, включая железные дороги, автодороги, аэропорты, внутренние водные пути, морские и речные порты.

Сформированная в качестве основы транспортной политики транспортная система девяти европейских транспортных коридоров уже предусматривает их продление на Кавказ, в Центрально-азиатский и дальневосточный регионы. Под транспортными коридорами понимаются концентрация грузовых и пассажирских транспортных потоков на определенном (опорном) направлении коммуникаций и обеспечивающем непосредственные связи в глобальном межгосударственном масштабе.

Процесс демократизации и экономических реформ начался во многих странах Восточной Европы, а также в бывших республиках СССР, т.е. политическая карта Европы в течение нескольких лет преобразилась. Однако транспортные сети Западной Европы и новых независимых государств отличаются как по густоте, так и по обустройству.

В странах СНГ и Прибалтики задачи развития транспортных сетей, терминалов, транспортной, в том числе автомобильной, промышленности, решались в рамках централизованно планируемой транспортной системы. Соответственно, строительство железных дорог, автомагистралей, портов и вокзалов контролировалось организациями, осуществлявшими централизованное планирование. Традиционно в рамках транспортной политики оказывалась явная поддержка железнодорожному транспорту, а автомобильному отводилась второстепенная, вспомогательная роль. В большинстве же западных стран, наоборот, все более важная роль принадлежит автотранспорту, например, в Финляндии им осуществляется 90 % пассажирских и 80 % грузовых перевозок. Кроме того, все большую важность в обеспечении транспортного процесса приобретают не столько сами транспортные средства, сколько информационные сети и дистанционная связь.

Перед всеми европейскими государствами, реализующими у себя принципы единой транспортной политики, стоит крупномасштабная задача принятия транспортного законодательства, основанного на общих принципах, не допускающих существующих расхождений в регламентации транспортной деятельности.   Постоянно   совершенствуются   институциональные   и регламентирующие условия осуществления международной транспортной деятельности.

Республика Беларусь располагает всеми современными, кроме морского, видами транспорта, а ее транспортные коммуникации по своей структуре и размещению в основном отвечают внутренним потребностям страны, но нуждаются в совершенствовании.

Транспортная система Республики Беларусь в целом постепенно приспосабливается к новым политическим и хозяйственным условиям жизни, однако многие вопросы ее эффективной работы и дальнейшего развития требуют еще своего решения.

         Один из основных недостатков транспорта Беларуси, как и всех бывших республик СССР, - низкий технический уровень транспортных средств практических всех его видов, а также недостаточное развитие его производственно-технических и социально экономической инфрастуктуры, что, естественно сказывается на качестве самих транспортных работ и услуг, их конкурентоспособности как на внешнем, так и на внутреннем рынках. Для Республики Беларусь, как для всех республик бывшего СССР, характерен весь спектр транспортных проблем, однако, особенно острой остается финансовая  ввиду колебания покупательной способности как населения, так и отраслей экономики.

Организационные структуры управления транспортом не только разрозненны, но и страдают от излишней централизации и перегрузки. К сожалению, до сих пор в республике не сформирована единая транспортная политика и по сути продолжается непрерывная борьба между силами, выступающими за коренное обновление всей транспортной системы и консервативными кругами, отстаивающими свои ведомственные интересы.

В соответствии с “Основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 - 2000 гг.” и “Концепцией развития транспортного комплекса Республики Беларусь”, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь” 27 мая 1997 г. № 589 стратегической целью развития транспорта является создание экономичной, надежной транспортной системы, способной обеспечить потребности населения и экономики в перевозках и услугах, выход белорусских перевозчиков на международный транспортный рынок.

Необходимость интеграции Республики Беларусь в мировую экономику, особенности ее географического положения во многом также определяют приоритеты транспортной политики, среди которых:

формирование   конкурентоспособной   транспортной   системы   на международном и внутреннем рынках;

создание условий для роста доходов от транспортной деятельности, сервисного обслуживания транспортных перевозок, содействия развитию коммуникационных сообщений и международной торговли;

развитие   рыночных   структур,   обеспечивающих   эффективное взаимодействие субъектов транспортной деятельности;

формирование механизма стабильной государственной поддержки наиболее важных международных, национальных и региональных транспортных программ;

          модернизация транспортных технологий на основе логических систем, современных грузораспределительных центров (терминалов), располагающихся в транспортных узлах и промышленных зонах и обеспечивающих комплексное транспортно-экспедиционное обслуживание;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.