Рефераты. Литература - Социальная медицина (основы социальной медицины и управления)

мероприятий совместно с органами власти и управления, другими контрольными

и надзорными структурами); определение сроков исполнения и разработку

системы контроля реализации планового документа; расчет стоимости

мероприятий и определение источников их финансирования.

Этот принцип обеспечивает комплексность и большую целенаправленность

деятельности госсанэпидслужбы, отражает координирующую роль центров ГСЭН

при проведении профилактических и оздоровительных мероприятий на

административных территориях.

При планировании на территориальном уровне допускается сочетание

функционально-отраслевого и проблемно-тематического принципов. Годовой план

работы можно сгруппировать по 4 основным разделам: 1) организационные

мероприятия и работа с кадрами; 2) мероприятия по предупреждению и снижению

заболеваемости;

3) общесанитарные и оздоровительные мероприятия; 4) материально-техническое

оснащение. Выделяют основные проблемы и задачи, участие в решении этих

проблем различных подразделений.

Простейшей формой текущего планирования является индивидуальное

планирование. С этой целью каждый сотрудник составляет план-график работы

на определенный период (как правило, на месяц). Составляются планы-графики

командировок, выполнения научно-практической работы и т. п. При составлении

плана-графика необходимыми предпосылками являются общие задачи годового

плана, анализ эффективности обследования объектов за предыдущий период,

дополнительная информация по изменению санитарного состояния на объекте

(изменение режима работы, возможности реконструкции объекта, предложения

администрации, общественности и др.).

Индивидуальные планы должны быть конкретными. В них должны быть отражены

объекты и сроки обследования, отметки о контроле выполнения, результаты.

При планировании числа посещений объектов санитарными врачами и их

помощниками в течение года исходят из принятых ранее ориентировочных норм:

пищевые объекты — 7—8 раз, коммунальные — 4—5 раз, детские и подростковые

учреждения — 8—9 раз. Один хозяйственно-пищевой водопровод планируется

обследовать 10—12 раз в год. Посещать объекты в виде предупредительного

санитарного надзора желательно не менее 4 раз в год.

Составлением годового плана не ограничивается плановая работа. В

последние годы в деле планирования большое внимание стало уделяться

разработке так называемых комплексных планов (оздоровления внешней среды,

профилактики отдельных заболеваний и др.). План называется комплексным

потому, что он охватывает весь комплекс санитарно-противоэпидемических и

лечебно-профилактических мероприятий.

Планы-задания составляют только на те объекты, где необходимо проведение

крупных санитарно-гигиенических мероприятий, требующих больших

капиталовложений (реконструкция, строительство и благоустройство детских

оздоровительных лагерей, баз отдыха и др.).

Основными требованиями, предъявляемыми к планам, являются: актуальность,

конкретность, действенность и реальность каждого планируемого мероприятия;

совместное участие различных специалистов в осуществлении запланированных

мероприятий; выделение главных задач на данный отрезок времени; оценка

качества выполнения и эффективности.

Социально-гигиенический мониторинг

“Федеральной программой развития Госсанэпидслужбы Российской Федерации на

1993—1995 годы” предусмотрены разработка, внедрение и эксплуатация системы

информационного обеспечения санэпидблагополучия населения в соответствии с

федеральной целевой программой “Информатизация России”.

Автоматизированная информационная система “Санэпид” направлена на

создание локальных, региональных и федеральных информационных полей, банков

и баз данных о состоянии здоровья населения и среды обитания, сопряженных с

другими информационными системами и доступных для пользователей всех

уровней службы; органов государственного управления, заинтересованных

предприятий, организаций, учреждений и граждан.

Для обеспечения эффективного наблюдения, оценки и прогнозирования

санитарно-эпидемиологического благополучия населения, своевременного

установления, предупреждения и устранения (уменьшения) причин и условий,

неблагоприятно воздействующих на здоровье, постановлением Правительства РФ

№ 1146 от 06.10.94 г. утверждено “Положение о социально-гигиеническом

мониторинге”, регламентирующее условия его реализации.

По представлению центров ГСЭН органы власти субъектов Федерации на своем

уровне принимают соответствующие постановления, в которых возлагают на

госсанэпидслужбу территории разработку территориальной программы,

определяющей структуру, содержание и порядок ведения СГМ, объем средств из

местного бюджета на финансирование работ; поручают (предлагают) центру ГСЭН

территории осуществлять руководство и координацию работ по проведению,

совместно с уполномоченными на это Правительством РФ органами и

учреждениями, социально-гигиенического мониторинга.

Задачами социально-гигиенического мониторинга являются:

— организация системы непрерывного наблюдения за показателями,

характеризующими состояние здоровья, приоритетными факторами среды обитания

человека и формирование специализированных банков данных;

— системный анализ данных с использованием современных геоинформационных

технологий;

— интеграция системы СГМ и информационных систем правительства области;

— предоставление органам исполнительной власти и управления,

организациям, учреждениям, предприятиям и гражданам достоверной информации

о состоянии здоровья населения, среды обитания;

— формирование научно обоснованных предложений, региональных программ и

нормативов по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического

благополучия населения области.

Организационная структура СГМ выглядит следующим образом.

1. СГМ организуется на местном (районном, городском) и региональном

(областном) уровнях и осуществляется областными, районными и городскими

центрами ГСЭН совместно с уполномоченными на то министерствами,

департаментами, комитетами правительства, администрациями территорий,

учреждениями здравоохранения, медицинскими страховыми фондами, учреждениями

статистики, территориальными органами Госкомприроды, Росгидромета,

Госкомзема, Рослесхоза, Госкомрыболовства, Госстандарта и другими

заинтересованными организациями, контролирующими и надзорными органами.

2. Участники СГМ осуществляют согласованный поэтапный переход на

представление информации в единых форматах, создают единую

телекоммуникационную систему обмена информацией, формируют

специализированный банк данных системы СГМ на базе областного центра ГСЭН.

3. При проведении социально-гигиенического мониторинга на местном уровне

обеспечиваются:

— сбор, хранение и анализ информации, характеризующей санитарно-

эпидемиологическое благополучие населения территорий (данные о здоровье

населения, заболеваемости, смертности, инвалидности, условиях воспитания и

развития детей и подростков, социальной среде обитания человека, природно-

климатических факторах и источниках антропогенного воздействия на человека

и окружающую среду, охране и условиях труда, радиационной безопасности и

др.);

— создание информационного фонда СГМ;

— оценка состояния здоровья населения территории, окружающей природной,

производственной и социальной среды, а также прогнозирование их изменений;

— подготовка предложений органам местного самоуправления по обеспечению

санитарно-эпидемиологического благополучия населения территории.

4. При проведении СГМ на областном уровне обеспечиваются:

— методическое руководство и координация работ ведения, материально-

технического и информационного обеспечения СГМ;

— осуществление системного анализа с использованием современных

геоинформационных технологий, данных о состоянии здоровья населения и среды

обитания;

— передача информации (в установленные сроки и в единых форматах) в

областную правительственную информационную систему, Российский

информационно-аналитический центр и подсистемы учреждений (ведомств,

организаций), задействованных в проведении СГМ на территории;

— подготовка предложений по вопросам обеспечения санитарно-

эпидемиологического благополучия населения территории для принятия решений

правительством области по профилактике заболеваемости и преждевременной

смертности населения.

Информационный фонд СГМ представляется в виде систематизированных в

определенном порядке данных многолетних наблюдений за состоянием здоровья

населения, среды его обитания, а также нормативно-справочных материалов,

сведенных в статистические регистры — базы данных, с использованием

современных геоинформационных и аналитических технологий.

Информационный фонд СГМ состоит из данных, характеризующих здоровье

населения. В их число входят:

— медико-демографические показатели (численность, плотность населения,

рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни, средняя

продолжительность ожидаемой жизни при рождении и др.), отягощенность

наследственной патологии, уровень физического развития, инфекционная и

неинфекционная заболеваемость;

— состояние среды обитания человека (природно-климатические факторы,

состояние атмосферного воздуха, качество питьевой воды и состояние водоемов

в местах водопользования, загрязнения почвы, производственно-

профессиональные факторы, факторы жилищной среды, питания и др.);

— социально-экономическое положение населенных пунктов территории,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.