Рефераты. Литература - Социальная медицина (основы социальной медицины и управления)

лечения пациента, для проведения научных исследований, публикации в научной

литературе, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях.

Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия

гражданина или его законного представителя допускается:

— в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего

состояния выразить свою волю;

— при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых

отравлений и поражений;

— по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с

проведением расследования или судебным разбирательством;

— в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для

информирования его родителей или законных представителей;

— при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью

гражданина причинен в результате противоправных действий.

Лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения,

составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими

работниками, с учетом причиненного гражданину ущерба, несут за разглашение

врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную

ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации,

республик в составе Российской Федерации.

В деятельности врача возможны тактические, диагностические и другие

ошибки, поэтому одной из основных его черт должны быть самоконтроль и

честный анализ причин совершенных ошибок.

К деонтологии имеют отношение такие проблемы, как ятрогенные заболевания,

право медика экспериментировать на себе, на людях, проведение медицинского

вмешательства без согласия больного, трансплантация органов и тканей,

генная инженерия, знахарство, парамедицина.

Особое место вопросы деонтологии занимают в деятельности врача-

организатора профилактической работы. Эффективность решения их определяется

выбором форм, методов и тактических приемов. Нравственность врача формирует

честный, добросовестный труд, гуманное отношение к больным.

Примером законодательного закрепления нравственных обязательств является

“Клятва врача России”, которую произносят выпускники медицинских вузов

перед получением диплома.

“Перед лицом своих УЧИТЕЛЕЙ и сотоварищей по великой науке и искусству

врачевания, принимая с глубокой признательностью даруемые мне права ВРАЧА,

торжественно клянусь:

— чисто и непорочно проводить свою жизнь, творя милосердие и не причиняя

зла людям; всего неправедного, пагубного и несправедливого;

— направлять лечение больных к их выгоде сообразно с моими силами и

возможностями;

— не давать никому просимого у меня смертельного средства и не показать

пути для осуществления подобного замысла;

— умолчать о том, что бы я ни увидел и ни услышал касательно здоровья и

жизни людей, что не следует разглашать, считая это тайной;

— почитать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями

— никому и никогда не отказывать во врачебной помощи и оказывать ее

нуждающемуся с одинаковым старанием и терпением независимо от его

благосостояния, национальности, вероисповедания и убеждений;

— никогда не обращать мои знания и умения во вред здоровью человека, даже

врага;

— в какой бы дом я ни вошел, я войду только для пользы больного, будучи

далек от, помогать ему в его делах и нуждах;

— постоянно изучать врачебную науку и способствовать всеми силами ее

процветанию, передавая свои знания, умения и опыт врачевания ученикам;

— в необходимых случаях прибегать к советам коллег, более

меня опытных и сведущих, и отдавать должное их заслугам и стараниям;

— быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их

личности, но говорить им правду прямо и без лицеприятия, если того требует

польза больного.

Мне, нерушимо выполняющему эту клятву, да будет дано счастье в жизни и в

работе.

Нарушившему клятву да будет обратное этому и заслужен-

ная кара.”

ОБЕСПЕЧЕНИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО

БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Становление организационной структуры

государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Отечественные организаторы гигиенической науки и практики

В 1872 г. была установлена должность первого губернского санитарного

врача (Пермь). И. И. Моллесон считается первым санитарным врачом России.

Ведущими гигиенистами и санитарными врачами, способствовавшими созданию и

укреплению земской санитарной организации и гигиенической науки, были А. П.

Доброславин,

Ф. Ф. Эрисман, Е. А. Осипов, П. И. Куркин, Н. И. Тезяков и др.

В 1877 г. создано первое гигиеническое общество народного здравия России,

сформированы земские санитарные организации. Путь развития санитарно-

эпидемиологической службы можно разделить на 8 организационных этапов,

каждый из которых имеет свои характерные особенности в выборе приоритетных

направлений и организационных форм деятельности.

1. 1918—1921 гг. Централизация управления разрозненными элементами

санитарной организации. Главное направление ее деятельности — борьба с

эпидемиями.

2. В 1922 г. издан декрет “О санитарных органах республики”, положивший

начало созданию системы санитарно-эпидемиологической службы России. В 1932

г., по предложению А. Н. Сысина и

А. Н. Марзеева, принято решение о создании в России санитарно-

эпидемиологических станций на административных территориях. Этот период

характеризуется деятельностью по разработке мер профилактики инфекционных

заболеваний, совершенствованию санитарного надзора.

3. 1933—1951 гг. Организация государственной санитарной инспекции,

усиление контрольных функций в области предупредительного санитарного

надзора.

4. В 1951 г. разработано “Положение о санитарно-противоэпидемической

службе”, которое определило новые направления развития службы и подготовки

кадров санитарных врачей, структуру и содержание работы санэпидучреждений.

5. 1956—1970 гг. Реорганизация системы управления сельским

здравоохранением. Создание и последующая ликвидация санитарно-

эпидемиологических отделов в центральных районных больницах.

В 1963 г. “Положением о государственном санитарном надзоре” определены

правовые основы деятельности санэпидслужбы, установлена номенклатура

специальностей, функции центров ГСЭН и др.

6. 1971—1985 гг. Дальнейшее совершенствование материально-технической

базы, усиление государственных надзорных функций. Создание на всех

административных территориях страны самостоятельных санэпидучреждений, их

участие в планировании социально-экономического развития трудовых

коллективов, административных территорий, исходя из приоритетности

санитарно-эпидемиологического благополучия и здоровья населения.

7. 1986—1990 г. Использование методов комплексного программно-целевого

планирования профилактических и оздоровительных мероприятий, введение в

деятельность службы элементов нового хозяйственного механизма (расширение

прав руководителей, коллегиальность в работе, бригадные формы организации и

оплаты труда, внебюджетные источники финансирования и др.).

8. В 1991 г. принят закон Российской Федерации “О санитарно-

эпидемиологическом благополучии населения”, в 1994 г. Правительством

утверждено “Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе

РФ”, в которых определены структура, функции и административно-правовые

основы деятельности должностных лиц, представлены основные направления

деятельности и совершенствования государственного санитарно-

эпидемиологического надзора в условиях рыночных отношений и медицинского

страхования, определены пути укрепления материально-технической базы

центров ГСЭН, повышения эффективности и авторитета санитарно-

эпидемиологической службы. Созданы Государственный комитет санитарно-

эпидемиологического надзора при Правительстве РФ и районные, городские и

областные центры ГСЭН. Санэпиднадзор выведен из ведомства Минздрава и

местных органов здравоохранения. Совершенствуются нормативно-правовые

основы.

Начиная с 1996 г. деятельность госсанэпидслужбы возглавляет Департамент

госсанэпиднадзора Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Закон “О санитарно-эпидемиологическом

благополучии населения”

Закон “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” был принят

Верховным Советом 19.04.91 г. Он является основным актом, регламентирующим

деятельность государственной санитарно-эпидемиологической службы, состоит

из 7 разделов, объединяющих 43 страны.

Первый раздел закона раскрывает содержание понятия “санитарно-

эпидемиологическое благополучие населения” и определяет комплекс мер по его

обеспечению. Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения

понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей,

при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм

человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности. Основой

обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения является

реализация государственных, региональных и местных программ по укреплению

здоровья населения и профилактике заболеваний, по оздоровлению среды

обитания человека и условий его жизнедеятельности.

Во втором разделе закона определены права и обязанности граждан,

предприятий, организаций, защита и гарантии прав в вопросах санитарно-

эпидемиологического благополучия.

Третий раздел включает общие требования к обеспечению санитарно-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.