— санитарно-гигиеническое отделение (физико-химические,
токсикологические, аналитические методы исследования; исследования
радиационных и физических факторов);
— санитарно-бактериологическое отделение (бактериологические,
вирусологические и паразитологические исследования).
2. УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:
2.1. Отдел социальной гигиены и социально-гигиенического мониторинга.
2.2. Отделение организационно-методической работы с функциями маркетинга.
2.3. Отделение вычислительной техники и программного обеспечения.
2.4. Отделение метрологии и стандартизации.
2.5. Отделение комплексных программ (формируeтся на основе
комплексирования деятельности специалистов для решения конкретных проблем).
3. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВО-МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:
3.1. Центральная бухгалтерия.
3.2. Финансово-экономическое отделение.
3.3. Контрольно-ревизионное отделение.
3.4. Касса.
3.5. Отдел материально-технического и транспортного обеспечения.
Традиционная организационная структура центра ГСЭН в районе выглядит
следующим образом.
1. Административно-хозяйственные подразделения.
2. Санитарно-гигиенический отдел с профилизацией сотрудников в области
гигиены питания, гигиены труда, коммунальной гигиены и гигиены детей и
подростков; в его составе находится санитарно-гигиеническая лаборатория,
работа которой строится по принципу единого звена.
3. Эпидемиологический отдел, состоящий из эпидемиологов и паразитологов,
отделения очаговой и камерной дезинфекции, отделения профилактической
дезинфекции и бактериологической лаборатории.
Штатное расписание центра госсанэпиднадзора определяется главным врачом,
который, используя предоставленные ему права, может изменять численность
специалистов учреждения (в рамках единого фонда оплаты труда) в зависимости
от динамики показателей здоровья населения, санитарно-эпидемиологической
обстановки и от состояния других факторов, имеющих значение для обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Основными разделами деятельности центров госсанэпиднадзора являются:
организационный, контрольный, научно-практический, методический,
консультативный.
Областные центры ГСЭН осуществляют административное, организационное и
методическое руководство деятельностью городских (районных) учреждений
госсанэпидслужбы, взаимодействие с органами власти и управления территории
по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
населения; совершенствуют организационное построение, систему управления
службой; осуществляют финансовое, материальное, техническое, штатно-
кадровое, правовое и научное обеспечение деятельности госсанэпидслужбы
территории, социальную защиту ее работников; участвуют в международном
сотрудничестве, разрабатывают и реализуют местные и региональные программы
по оздоровлению среды обитания и профилактике заболеваний; реализуют свои
права и полномочия как федерального органа.
С учетом штатно-кадровых и финансовых возможностей изменяются структура и
функциональная деятельность в городских (межрайонных, зональных) и районных
(в сельской местности) центрах ГСЭН. В зависимости от степени участия в
федеральных и региональных программах, динамики показателей здоровья
населения, санитарно-эпидемической обстановки, состояния окружающей среды и
других значимых для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
населения условий главные врачи районных (городских) центров ГСЭН имеют
право самостоятельно корректировать организационную структуру, численность
сотрудников и штаты учреждения в пределах установленного фонда оплаты
труда.
Структура районного (городского) центра ГСЭН:
— административно-хозяйственные подразделения;
— санитарно-гигиенический отдел с профилизацией сотрудников по гигиене
питания, гигиене труда, коммунальной гигиене и гигиене детей и подростков;
в его составе — санитарно-гигиеническая лаборатория, работа которой
осуществляется по принципу единого звена;
— эпидемиологический отдел, состоящий из эпидемиологов и паразитологов,
отделений очаговой и камерной дезинфекции, профилактической дезинфекции и
бактериологической лаборатории.
Центры ГСЭН подразделяются на категории (I, II и III) в зависимости от
численности обслуживаемого населения. Сельские районные центры III
категории обслуживают территорию с населением до
30 тыс., II — от 30 до 60 тыс. и I категории — от 60 до 100 тыс. человек.
До 1994 г. в соответствии с категорией определялись организационная
структура и нормативы численности должностей специалистов (штатная
структура) центра ГСЭН. После принятия “Положения о Государственной
санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации” эти сведения
стали носить ориентировочный характер: структура, численность и штатные
расписания организаций службы утверждаются их руководителями в пределах
установленного фонда оплаты труда.
Организационно-методическая работа областного центра ГСЭН
Одной из важнейших функций областного центра ГСЭН является организационно-
методическое руководство деятельностью санитарно-профилактических органов и
учреждений административной территории (городские и районные центры ГСЭН,
дезинфекционные станции и др.). Организационно-методическая работа занимает
от 40 до 80% бюджета рабочего времени врачей-гигиенистов, руководителей
структурных подразделений, главных специалистов и главного врача областного
центра ГСЭН.
Организационный отдел областного центра ГСЭН объединяет усилия профильных
подразделений и осуществляет организационно-методическую работу по
следующим направлениям: организационно-методическое; научно-практическое;
консультативное; планово-нормативное; учебно-методическое; штатно-кадровое;
санитарно-статистическое; контрольное; организационно-массовое; внедрение
элементов научной организации труда; совершенствование информационного
обеспечения деятельности.
Организационно-методическое направление включает изучение, обобщение и
распространение передового опыта работы, подготовку и издание инструктивно-
методических и нормативных документов, организацию выездной работы
(комплексные обследования, плановые выезды и курация), разработку и
внедрение методик обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
населения.
Научно-практическое направление предусматривает планирование и апробацию
результатов научно-практических работ, координацию деятельности с научными
учреждениями, организацию конференций и заседаний научных обществ.
Сущность планово-нормативного направления заключается в разработке и
внедрении современных форм и методов планирования, выборе стратегических
целей и задач развития санэпидслужбы с учетом местных условий
административной территории, в определении ожидаемых результатов и
ориентировочных нормативов деятельности специалистов.
Учебно-методическое направление включает комплекс мероприятий по
повышению квалификации специалистов (планирование и организация повышения
квалификации на рабочем месте, на семинарах и курсах, в академиях
последипломного образования и на факультетах усовершенствования врачей
медицинских вузов, на базе областного и городского центров ГСЭН).
Кадрово-штатное направление предполагает проведение анализа кадрового
обеспечения, разработку методических подходов и ориентировочных прогнозов
потребностей, которые могут быть использованы для совершенствования штатно-
кадрового обеспечения центров ГСЭН.
Оценка и прогнозирование состояния здоровья населения в связи с
воздействием факторов окружающей среды на основе изучения причинно-
следственных связей, обеспечение качественного функционирования системы
учета и отчетности составляют информационно-аналитическое направление
деятельности областного центра ГСЭН.
Оптимизация информационного обеспечения предусматривает разработку и
внедрение автоматизированных информационных систем (АИС “Санэпид”, “Анализ
противоэпидемических мероприятий”, “Окружающая среда”, “Кадры” и др.),
автоматизированных рабочих мест (АРМ) специалистов, создание локальной,
региональной и федеральной информационной сети и банка данных для социально-
гигиенического мониторинга.
Штаты и кадры районных (городских) центров ГСЭН.
Современные подходы к штатно-кадровому обеспечению
деятельности госсанэпидслужбы
В сети санитарно-профилактических учреждений России (2620 учреждений)
районные и городские центры ГСЭН составляют 88,7%, из них 66,2% — в
сельских районах и 22,5% — в городах.
Штаты и кадры центров ГСЭН первого уровня управления определяются их
типом и категорией. Тип центра ГСЭН учитывает преобладание сельского или
городского населения, а категория — его общую численность на
административной территории. Однако некоторые центры ГСЭН в сельских
районах применяли штатные нормативы городских центров ГСЭН III категории. В
настоящее время главные врачи всех уровней управления, реализуя
предоставленное им право, могут изменять численность специалистов (в
пределах фонда заработной платы) и их профиль в зависимости от социально-
экономических и санитарно-гигиенических условий и особенностей своих
территорий, наличия целевых комплексных программ (федеральных, региональных
и местных) и др.
Среди всех штатных должностей в центрах ГСЭН РФ среднегодовые врачебные
должности составляют 21,8%; среднего медперсонала — 43,3%; младшего
медперсонала — 22%. Соотношение врачей и среднего медперсонала в центрах
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47