эпидемиологического благополучия населения при планировке и застройке
населенных пунктов, выпуске продукции и разработке новых технологий,
организации хозяйственно-питьевого водоснабжения и эксплуатации источников
водопользования, утилизации производственных и бытовых отходов,
гигиеническом воспитании и образовании граждан.
В четвертом разделе определена ответственность за нарушение санитарного
законодательства Российской Федерации. В нем раскрыто понятие “санитарное
правонарушение”, дана характеристика видов ответственности (дисциплинарная,
административная и уголовная) за его совершение. Ст. 31 определяет условия,
при которых наступает экономическая ответственность предприятий и
организаций за нарушение санитарного законодательства.
Пятый раздел закона раскрывает внутреннее содержание видов
(государственный и ведомственный) санитарно-эпидемиологического надзора,
определяет сущность производственного и общественного контроля, их
взаимодействия.
В шестом разделе закона представлена структура госсанэпидслужбы,
определены уровни управления, порядок финансирования и материально-
технического обеспечения ее учреждений и органов
(ст. 37).
В ст. 38 описаны права должностных лиц госсанэпидслужбы,
в ст. 39 — их обязанности. Вопросам правового положения и социальной защиты
должностных лиц и специалистов службы посвящена ст. 41. Обязательства по
осуществлению тесного взаимодействия между учреждениями и органами
госсанэпидслужбы и здравоохранения в решении вопросов обеспечения санитарно-
эпидемиологического благополучия населения закреплены в ст. 42.
Седьмой раздел закона содержит требования, предъявляемые к содержанию
международных договоров.
Задачи и функции Государственной санитарно-эпидемиологической службы
Российской Федерации
Основными задачами Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ
являются:
— осуществление предупредительного и текущего санэпид-
надзора;
— изучение, оценка и прогнозирование состояния здоровья населения;
— динамическое наблюдение за факторами окружающей среды, оказывающими
вредное и опасное воздействие на организм человека;
— выявление причин и условий возникновения инфекционных, массовых
неинфекционных заболеваний и отравлений;
— координация усилий органов государственной власти и управления,
хозяйственных субъектов и граждан при разработке государственных,
региональных и местных программ по охране здоровья;
— координация работы и активное сотрудничество с другими ведомственными
организациями и гражданами в области охраны здоровья населения и среды
обитания;
— учетно-отчетная работа в области гигиены и эпидемиологии.
Главной задачей госсанэпидслужбы является обеспечение санитарно-
эпидемиологического благополучия населения, предупреждение, выявление или
ликвидация опасного и вредного влияния среды обитания человека на здоровье
(“Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ”,
утвержденные постановлением Правительства № 625 от 05.06.94 г.).
Усилено значение службы как федерального надзорного органа со строгим
подчинением по вертикали. Специальным постановлением Правительства № 264 от
01.04.93 г. ей поручено проводить совместно с органами исполнительной
власти работу по подготовке региональных целевых программ по:
— созданию экологически чистых технологий, экологически чистого топлива;
— снижению вредного влияния промышленных предприятий на окружающую среду;
— улучшению условий труда и быта;
— строительству жилых домов, детских дошкольных и школьных учреждений,
объектов здравоохранения;
— улучшению качества питьевой воды, продуктов питания и т. д.
Качественно новые профессиональные знания потребуются специалистам службы
для выполнения таких функций, как разработка санитарных правовых норм и
гигиенических нормативов, наблюдение, оценка и прогнозирование состояния
здоровья населения (социально-гигиенический мониторинг), установление
причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и средой
обитания человека.
Комплексность деятельности центров ГСЭН предопределена принципами
организации санэпидслужбы. Единство проведения предупредительного и
текущего санэпиднадзора, санитарно-гигиенических и противоэпидемических
мероприятий обусловливает главную роль центра ГСЭН в организации и
координации санитарно-профилактической и противоэпидемической деятельности
на административной территории. Он является организатором проведения
комплекса санитарно-оздоровительных мероприятий среди населения,
осуществляет руководство работой по пропаганде гигиенических знаний и
формированию здорового образа жизни. В деятельности госсанэпидслужбы
следует выделить разделы:
— организаторский — организует и координирует деятельность всех
ведомственных учреждений и граждан;
— нормативный — разрабатывает и утверждает (согласовывает) санитарные
правила, гигиенические нормативы, санитарно-защитные зоны и уровни
воздействия, проводит экспертизу и участвует в лицензионных комиссиях;
— методический — разрабатывает и утверждает (согласовывает) инструктивно-
методическую документацию, новые методы профилактики и гигиенической
диагностики;
— консультативный — специалисты центров ГСЭН консультируют ведомственные
службы по вопросам профилактики инфекционных заболеваний, организации
рационального питания, охраны окружающей среды, выбора и отвода земельных
участков, водоснабжения, строительства и планировки населенных мест;
представляет информацию юридическим лицам о санитарно-эпидемической
ситуации, показателях здоровья населения и др.
— контрольный — осуществляет государственный предупредительный и текущий
санэпиднадзор;
— научно-практический — проводит углубленное изучение влияния факторов
окружающей среды и образа жизни на здоровье населения.
Методы работы санитарный врач выбирает исходя из конкретной ситуации
требований законодательства. На первом плане стоят:
— информационно-аналитические методы наблюдения, оценки и прогнозирования
изменений (тенденций) в окружающей среде и здоровье населения (социально-
гигиенический мониторинг) — для разработки предложений в проекты планов
социального и экономического развития территорий; комплексные программы по
охране здоровья населения, окружающей природной среды, улучшению условий
труда и проживания граждан; их внесение в органы государственной власти и
управления с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
населения;
— методы специальных санитарно-эпидемиологических исследований факторов,
условий и причинно-следственных связей между состоянием здоровья и средой
обитания человека;
— динамическое санитарное наблюдение и описание отдельных объектов,
административных территорий, групп и факторов риска, определяющих здоровье
и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (с целью их
гигиенической оценки и прогнозирования тенденций, проблемно-целевого
планирования профилактических мероприятий);
— метод экспертных оценок (санитарно-эпидемической ситуации, отдельных
показателей здоровья и санэпидблагополучия населения);
— методы объективной оценки санитарного состояния объекта, территории —
лабораторные и инструментальные исследования факторов окружающей среды;
— статистические методы — для обобщения и достоверного анализа полученных
данных, графического их представления;
— социологические методы (анкетирование, интервью, направленный опрос) —
для оперативного получения информации о факторах и группах риска,
изменениях в здоровье населения, для медико-социального анализа;
— экспериментальные исследования.
Структура центра ГСЭН.
Организация и основные направления его работы
С учетом развития санитарного законодательства и функций
госсанэпиднадзора (Информационное письмо ГКСЭН № 01-20/189-10 от 28.10.94
г.) на некоторых административных территориях введена трехзвеньевая
структура управлений областного (краевого) центра ГСЭН: 1) управление
госсанэпиднадзора; 2) управление информационно-аналитического обеспечения;
3) управление финансово-материального обеспечения. Начальники управлений
являются заместителями главного врача территориального центра ГСЭН, а
начальник управления госсанэпиднадзора — заместителем главного
государственного санитарного врача области (края, автономной республики).
Первый заместитель главного врача осуществляет координацию деятельности
управлений областного (краевого) центра ГСЭН и взаимодействие между ними. В
его непосредственном подчинении находятся сектора кадров, чрезвычайных
ситуаций и ГО, специальный, юридический, а также пресс-центр.
Руководит центром ГСЭН главный врач — главный государственный санитарный
врач области (края, автономной республики).
Центр ГСЭН в области (крае, республике) может иметь следующую
организационную структуру.
1. УПРАВЛЕНИЕ ГОССАНЭПИДНАДЗОРА:
1.1. Санитарно-гигиенический отдел:
— отдел (отделение) коммунальной гигиены и санитарной экологии;
— отделение гигиены труда;
— отделение гигиены питания;
— отделение гигиены детей и подростков;
— отделение радиационной гигиены.
1.2. Отдел эпидемиологического надзора, включающий отделения профилактики
особо опасных, паразитарных, внутрибольничных инфекций.
1.3. Отделение профилактической дезинфекции (с методическим подчинением
отделу эпиднадзора).
1.4. Отдел лабораторного обеспечения:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47