Рефераты. Литература - Социальная медицина (основы социальной медицины и управления)

эпидемиологического благополучия населения при планировке и застройке

населенных пунктов, выпуске продукции и разработке новых технологий,

организации хозяйственно-питьевого водоснабжения и эксплуатации источников

водопользования, утилизации производственных и бытовых отходов,

гигиеническом воспитании и образовании граждан.

В четвертом разделе определена ответственность за нарушение санитарного

законодательства Российской Федерации. В нем раскрыто понятие “санитарное

правонарушение”, дана характеристика видов ответственности (дисциплинарная,

административная и уголовная) за его совершение. Ст. 31 определяет условия,

при которых наступает экономическая ответственность предприятий и

организаций за нарушение санитарного законодательства.

Пятый раздел закона раскрывает внутреннее содержание видов

(государственный и ведомственный) санитарно-эпидемиологического надзора,

определяет сущность производственного и общественного контроля, их

взаимодействия.

В шестом разделе закона представлена структура госсанэпидслужбы,

определены уровни управления, порядок финансирования и материально-

технического обеспечения ее учреждений и органов

(ст. 37).

В ст. 38 описаны права должностных лиц госсанэпидслужбы,

в ст. 39 — их обязанности. Вопросам правового положения и социальной защиты

должностных лиц и специалистов службы посвящена ст. 41. Обязательства по

осуществлению тесного взаимодействия между учреждениями и органами

госсанэпидслужбы и здравоохранения в решении вопросов обеспечения санитарно-

эпидемиологического благополучия населения закреплены в ст. 42.

Седьмой раздел закона содержит требования, предъявляемые к содержанию

международных договоров.

Задачи и функции Государственной санитарно-эпидемиологической службы

Российской Федерации

Основными задачами Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ

являются:

— осуществление предупредительного и текущего санэпид-

надзора;

— изучение, оценка и прогнозирование состояния здоровья населения;

— динамическое наблюдение за факторами окружающей среды, оказывающими

вредное и опасное воздействие на организм человека;

— выявление причин и условий возникновения инфекционных, массовых

неинфекционных заболеваний и отравлений;

— координация усилий органов государственной власти и управления,

хозяйственных субъектов и граждан при разработке государственных,

региональных и местных программ по охране здоровья;

— координация работы и активное сотрудничество с другими ведомственными

организациями и гражданами в области охраны здоровья населения и среды

обитания;

— учетно-отчетная работа в области гигиены и эпидемиологии.

Главной задачей госсанэпидслужбы является обеспечение санитарно-

эпидемиологического благополучия населения, предупреждение, выявление или

ликвидация опасного и вредного влияния среды обитания человека на здоровье

(“Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ”,

утвержденные постановлением Правительства № 625 от 05.06.94 г.).

Усилено значение службы как федерального надзорного органа со строгим

подчинением по вертикали. Специальным постановлением Правительства № 264 от

01.04.93 г. ей поручено проводить совместно с органами исполнительной

власти работу по подготовке региональных целевых программ по:

— созданию экологически чистых технологий, экологически чистого топлива;

— снижению вредного влияния промышленных предприятий на окружающую среду;

— улучшению условий труда и быта;

— строительству жилых домов, детских дошкольных и школьных учреждений,

объектов здравоохранения;

— улучшению качества питьевой воды, продуктов питания и т. д.

Качественно новые профессиональные знания потребуются специалистам службы

для выполнения таких функций, как разработка санитарных правовых норм и

гигиенических нормативов, наблюдение, оценка и прогнозирование состояния

здоровья населения (социально-гигиенический мониторинг), установление

причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и средой

обитания человека.

Комплексность деятельности центров ГСЭН предопределена принципами

организации санэпидслужбы. Единство проведения предупредительного и

текущего санэпиднадзора, санитарно-гигиенических и противоэпидемических

мероприятий обусловливает главную роль центра ГСЭН в организации и

координации санитарно-профилактической и противоэпидемической деятельности

на административной территории. Он является организатором проведения

комплекса санитарно-оздоровительных мероприятий среди населения,

осуществляет руководство работой по пропаганде гигиенических знаний и

формированию здорового образа жизни. В деятельности госсанэпидслужбы

следует выделить разделы:

— организаторский — организует и координирует деятельность всех

ведомственных учреждений и граждан;

— нормативный — разрабатывает и утверждает (согласовывает) санитарные

правила, гигиенические нормативы, санитарно-защитные зоны и уровни

воздействия, проводит экспертизу и участвует в лицензионных комиссиях;

— методический — разрабатывает и утверждает (согласовывает) инструктивно-

методическую документацию, новые методы профилактики и гигиенической

диагностики;

— консультативный — специалисты центров ГСЭН консультируют ведомственные

службы по вопросам профилактики инфекционных заболеваний, организации

рационального питания, охраны окружающей среды, выбора и отвода земельных

участков, водоснабжения, строительства и планировки населенных мест;

представляет информацию юридическим лицам о санитарно-эпидемической

ситуации, показателях здоровья населения и др.

— контрольный — осуществляет государственный предупредительный и текущий

санэпиднадзор;

— научно-практический — проводит углубленное изучение влияния факторов

окружающей среды и образа жизни на здоровье населения.

Методы работы санитарный врач выбирает исходя из конкретной ситуации

требований законодательства. На первом плане стоят:

— информационно-аналитические методы наблюдения, оценки и прогнозирования

изменений (тенденций) в окружающей среде и здоровье населения (социально-

гигиенический мониторинг) — для разработки предложений в проекты планов

социального и экономического развития территорий; комплексные программы по

охране здоровья населения, окружающей природной среды, улучшению условий

труда и проживания граждан; их внесение в органы государственной власти и

управления с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия

населения;

— методы специальных санитарно-эпидемиологических исследований факторов,

условий и причинно-следственных связей между состоянием здоровья и средой

обитания человека;

— динамическое санитарное наблюдение и описание отдельных объектов,

административных территорий, групп и факторов риска, определяющих здоровье

и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (с целью их

гигиенической оценки и прогнозирования тенденций, проблемно-целевого

планирования профилактических мероприятий);

— метод экспертных оценок (санитарно-эпидемической ситуации, отдельных

показателей здоровья и санэпидблагополучия населения);

— методы объективной оценки санитарного состояния объекта, территории —

лабораторные и инструментальные исследования факторов окружающей среды;

— статистические методы — для обобщения и достоверного анализа полученных

данных, графического их представления;

— социологические методы (анкетирование, интервью, направленный опрос) —

для оперативного получения информации о факторах и группах риска,

изменениях в здоровье населения, для медико-социального анализа;

— экспериментальные исследования.

Структура центра ГСЭН.

Организация и основные направления его работы

С учетом развития санитарного законодательства и функций

госсанэпиднадзора (Информационное письмо ГКСЭН № 01-20/189-10 от 28.10.94

г.) на некоторых административных территориях введена трехзвеньевая

структура управлений областного (краевого) центра ГСЭН: 1) управление

госсанэпиднадзора; 2) управление информационно-аналитического обеспечения;

3) управление финансово-материального обеспечения. Начальники управлений

являются заместителями главного врача территориального центра ГСЭН, а

начальник управления госсанэпиднадзора — заместителем главного

государственного санитарного врача области (края, автономной республики).

Первый заместитель главного врача осуществляет координацию деятельности

управлений областного (краевого) центра ГСЭН и взаимодействие между ними. В

его непосредственном подчинении находятся сектора кадров, чрезвычайных

ситуаций и ГО, специальный, юридический, а также пресс-центр.

Руководит центром ГСЭН главный врач — главный государственный санитарный

врач области (края, автономной республики).

Центр ГСЭН в области (крае, республике) может иметь следующую

организационную структуру.

1. УПРАВЛЕНИЕ ГОССАНЭПИДНАДЗОРА:

1.1. Санитарно-гигиенический отдел:

— отдел (отделение) коммунальной гигиены и санитарной экологии;

— отделение гигиены труда;

— отделение гигиены питания;

— отделение гигиены детей и подростков;

— отделение радиационной гигиены.

1.2. Отдел эпидемиологического надзора, включающий отделения профилактики

особо опасных, паразитарных, внутрибольничных инфекций.

1.3. Отделение профилактической дезинфекции (с методическим подчинением

отделу эпиднадзора).

1.4. Отдел лабораторного обеспечения:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.