Рефераты. Литература - Социальная медицина (основы социальной медицины и управления)

В последнее время вышел ряд постановлений, направленных на улучшение

материального положения малообеспеченных семей (многодетные семьи, семьи с

одним родителем или опекунами и др.); увеличен отпуск без сохранения

содержания по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет

(дополнительный отпуск засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а

также в стаж работы по специальности). Комплексными программами охраны

здоровья предусматривается интеграция деятельности государственных,

ведомственных служб и медицинских учреждений по охране здоровья женщин и

детей. Основная задача учреждений по охране материнства и детства —

снижение материнской и младенческой смертности, заболеваемости детей,

достижение высокого уровня здоровья в различные периоды их развития.

Структура и показатели деятельности

женской консультации и родильного дома

Женская консультация является основным лечебно-профилактическим

учреждением, оказывающим женщинам амбулаторную акушерско-гинекологическую

помощь. Основными задачами женской консультации являются:

— проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение

осложнений беременности, родов, послеродового периода, гинекологических

заболеваний;

— оказание лечебно-гинекологической помощи на уровне последних достижений

в диагностике и лечении;

— консультации по вопросам контрацепции и профилактики абортов;

— санитарно-просветительная работа по формированию здорового образа

жизни;

— оказание социально-правовой помощи женщинам в соответствии с

законодательством по охране материнства и детства;

— обеспечение преемственности в обследовании и лечении беременных,

родильниц и гинекологических больных.

Женская консультация осуществляет свою работу по участковому принципу (1

должность акушера-гинеколога на 6000 человек взрослого населения или на

3300 женщин старше 15 лет). Нагрузка акушера-гинеколога на амбулаторном

приеме составляет 5 женщин в час, продолжительность рабочего дня — 6,5 ч

при 5-дневной рабочей неделе. Функция врачебной должности акушера-

гинеколога — от 7000 до 8000 посещений консультации здоровыми женщинами,

беременными и гинекологическими больными в год.

В последние годы создаются центры “Брак и семья”, которые оказывают

лечебно-профилактическую и консультативную помощь при заболеваниях и

состояниях, вызывающих нарушение семейно-брачных отношений; при нарушениях

репродуктивной функции; при психологических конфликтах и нарушениях

внутрисемейного общения; при сексуальных нарушениях (их профилактика);

проводят медико-генетические обследования семей с наследственной

патологией.

Основными структурными подразделениями современной женской консультации

являются: регистратура; кабинеты участковых акушеров-гинекологов; кабинеты

по профилактике беременности, по психопрофилактической подготовке к родам;

физиотерапевтический кабинет; манипуляционная; кабинеты терапевта,

онкогинеколога, венеролога, стоматолога; социально-правовой кабинет;

комната молодой матери; операционная; эндоскопический кабинет и

цитологическая лаборатория; клинико-диагностическая лаборатория; кабинет

функциональной диагностики; рентгеновский кабинет; кабинет для

административно-хозяйственных нужд.

Разделы работы женской консультации соответствуют основным разделам

деятельности участкового акушера-гинеколога. При организации медицинской

помощи беременным важным является своевременное (до 3 месяцев) взятие их на

учет, динамическое наблюдение за их здоровьем. При нормальном течении

беременности женщине рекомендуется посетить консультацию через 7—10 дней

после первого обращения, а затем посещать врача 1 раз в месяц в первую

половину беременности, после 20 недель беременности — 2 раза в месяц, после

32 недель — 3—4 раза в месяц.

Каждая женщина в период беременности должна быть осмотрена терапевтом 2

раза и стоматологом — по показаниям. При физиологическом течении

беременности проводятся следующие исследования: клинический анализ крови (2

— 3 раза), анализ мочи (при каждом посещении), бактериологическое

исследование отделяемого из влагалища, определение группы крови, Rh-фактора

(при резус-отрицательной принадлежности — обследование мужа), анализ крови

на реакцию Вассермана (2 раза).

Все данные опроса и клинико-лабораторных исследований, а также

рекомендации и назначения должны записываться врачом в “Индивидуальную

карту беременной и родильницы” при каждом посещении и подписываться им.

Индивидуальные карты беременных хранятся в кабинете акушера-гинеколога в

картотеке. В картотеке должны быть еще 3 отдельные ячейки для карт:

родивших; подлежащих патронажу женщин; госпитализированных беременных. В

целях информации акушерского стационара о состоянии здоровья женщины,

особенностях течения у нее беременности врач женской консультации выдает

каждой беременной при сроке беременности 32 недели “Обменную карту

родильного дома”. Данные последующих осмотров и исследований заносятся в

карту при каждом ее посещении женской консультации.

Социально-правовая помощь женщинам оказывается юрисконсультом женской

консультации. В соответствии с приказом МЗ РФ

1 должность юрисконсульта выделяется на женскую консультацию с числом

врачебных должностей 5 и более. К числу важных разделов работы

юрисконсульта относятся: работа с родителями, уклоняющимися от выполнения

своих обязанностей, оказание правовой помощи в розыске родителей при

взыскании алиментов, улаживание семейных конфликтов, установление

отцовства, оказание содействия женщине при назначении пособий (одиноким,

многодетным, малообеспеченным и др.), при переводах беременных женщин и

кормящих грудью на более легкую работу, при установлении отпуска и др.

Деятельность женской консультации оценивается по следующим показателям:

— своевременность обращения беременных (до 12 недель) — отношение числа

женщин, поступивших под наблюдение в сроки до 12 недель, к общему числу

беременных, умноженное на 100; аналогично оценивается доля беременных,

поступивших с поздними сроками (после 28 недель) беременности;

— частота ошибок в определении родов (отношение числа женщин, родивших

позже или ранее установленного срока на 15 дней и более, к общему числу

родивших женщин);

— среднее число посещений беременными консультаций до родов — отношение

числа посещений беременными к числу беременных женщин;

— полнота обследования беременных: отношение числа беременных,

обследованных терапевтом (стоматологом, на резус-фактор и др.), к числу

женщин, закончивших беременность;

— осложнения беременности (отношение числа беременных с токсикозами к

общему числу беременных);

— исходы беременности (процент беременных, у которых беременность

закончилась родами);

— охват беременных психопрофилактикой;

— частота основных видов экстремальной патологии и осложнений;

— частота мертворождений;

— уровень перинатальной смертности на 1000 беременных;

— показатели гинекологической заболеваемости женщин.

Основными задачами родильного дома (родильного отделения больницы)

являются: оказание квалифицированной стационарной медицинской помощи

женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде; оказание

квалифицированной стационарной помощи женщинам, имеющим гинекологические

заболевания; обеспечение наблюдения и ухода за здоровыми новорожденными,

оказание квалифицированной медицинской помощи заболевшим и недоношенным

новорожденным в период их пребывания в родильном доме.

Родившая женщина в течение 2 ч после отхождения последа находится в

родильном зале под наблюдением медицинского персонала. Затем родильницу на

каталке перевозят в одну из палат послеродового отделения, а ребенка — в

палату для новорожденных. Мать и ребенок расположены отдельно (кровать

матери и ребенка имеет один и тот же номер). Однако в настоящее время в

некоторых родильных домах женщину с нормальным течением родов помещают

вместе с новорожденным. Матери проходят специальную предварительную

подготовку и под контролем медицинского персонала сами обслуживают своего

ребенка (пеленание, взвешивание, подмывание и т. д.).

В зависимости от числа коек родильные дома делятся по мощности на 7

категорий. Стационар родильного дома имеет следующие подразделения: 1)

приемно-пропускной блок; 2) родовые отделения; 3) послеродовое

физиологическое (первое) акушерское отделение — 50 — 55% акушерских коек;

4) обсервационное (второе) акушерское отделение — 20 — 25% акушерских коек;

5) отделение патологии беременности — 25—30% акушерских коек; 6) отделение

(палаты) для новорожденных в составе первого и второго акушерских

отделений; 7) гинекологическое отделение.

Приемно-пропускной блок родильного дома состоит из двух изолированных

друг от друга отделений. Одно предназначено для женщин, поступивших для

прерывания беременности, и гинекологических больных, другое — для приема

рожениц (приемно-смотровой блок). Приемно-смотровой блок имеет один фильтр

и две смотровые для приема рожениц в первое (физиологическое) акушерское

отделение и во второе (обсервационное) акушерское отделение. Фильтр

предназначен для разделения женщин на два потока: с нормальным течением

беременности, направленных в первое акушерское отделение, и женщин,

представляющих эпидемическую опасность для окружающих и направленных в

обсервационное отделение.

Родовое отделение должно иметь предродовые палаты (10—12% от общего числа

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.