Рефераты. Литература - Социальная медицина (основы социальной медицины и управления)

Литература - Социальная медицина (основы социальной медицины и управления)

В. С. ЛУЧКЕВИЧ

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ И УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

1997

--------------------------------------------

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И. И.

Мечникова

В. С. ЛУЧКЕВИЧ

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ И УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

1997 УДК 614.1/2 (06)

Автор — Лучкевич Владимир Станиславович, д-р мед. наук, проф.,

зав. кафедрой социальной медицины и управления здравоохранением Санкт-

Петербургской государственной медицинской академии им. И. И. Мечникова,

акад. Международной академии наук экологии, безопасности человека и

природы.

В. С. Лучкевич. Основы социальной медицины и управления здравоохранением:

Учебное пособие. — СПб: СПбГМА, 1997. — 184 с.

В учебном пособии представлены справочные материалы и ключевые понятия

основных положений социальной медицины, санитарной статистики и управления

здравоохранением, позволяющие студентам медицинских вузов подготовиться к

итоговой оценке знаний и практических навыков, тестовым заданиям и решению

ситуационных задач.

Материалы пособия могут быть использованы студентами как логическая

структура для освоения предмета при подготовке к практическим занятиям и

экзаменам.

Издание рассчитано на студентов, ординаторов, аспирантов и преподавателей

кафедр социальной медицины и управления здравоохранением различных

факультетов медицинских вузов.

В написании отдельных разделов учебного пособия принимали участие

Р.П.Анисимов,В.А.Кургашов,Н.Нечаева,А.Н.Пивоваров,Г.М.Пивоварова,В.П.Романюк

,И. А. Титова, Т. Г. Федорова.

Рецензент: В. К. Юрьев — профессор, заведующий кафедрой социальной

медицины, экономики и управления здравоохранением Санкт-Петербургской

педиатрической медицинской академии.

Учебное пособие утверждено на заседании ученого совета СПбГМА

им. И. И. Мечникова.

© Санкт-Петербургская государственная медицинская

академия им. И. И. Мечникова, 1997

ВВЕДЕНИЕ

Процессы социально-экономического реформирования, охватившие все сферы

жизнедеятельности населения России, в значительной степени изменяют медико-

социальную ситуацию, формы медико-санитарного обеспечения, критерии и

показатели работы медицинских учреждений. Появляются новые данные о

показателях общественного здоровья, факторах риска окружающей среды и

образа жизни. Входят в повседневную деятельность медицинских работников

новые формы хозяйственного механизма, экономических отношений, программно-

целевого планирования. Новую интерпретацию получают изданные ранее

законодательные и нормативные документы. Происходят изменения в структуре и

формах первичной медицинской помощи и обеспечении санитарно-

эпидемиологического благополучия населения. Это определяет необходимость

подготовки новых учебных пособий.

В настоящее время система здравоохранения, показатели и нормативы медико-

социального обеспечения все еще не стабильны. Не отработана четкая

стратегия развития здравоохранения на ближайшие и отдаленные сроки. Поэтому

подготовка студентов по этим разделам в основном должна осуществляться в

виде лекционного курса и практических занятий. Новую информацию о

современных проблемах здоровья и здравоохранения студенты могут получить

только при непосредственном общении со специалистами. Это определяет

необходимость подготовки справочных материалов, руководств и методических

пособий более оперативного характера. Как правило, материал, содержащийся в

учебной литературе, достаточно обширен, разбросан, что усложняет усвоение

студентами обязательных положений, методов, показателей.

Рациональным, с нашей точки зрения, является представление обязательных

учебных элементов в виде набора ключевых, первоочередных сведений

справочного характера, дающих исчерпывающие ответы на контрольные вопросы.

Критерием выбора контрольных вопросов и ответов на них является не только

учебная программа, но и современные понятия о проблемах здоровья и

здравоохранения.

Автор выражает надежду, что данное пособие поможет в усвоении основных

разделов предмета, и будет признателен за высказанные пожелания.

Проф. В. С. Лучкевич

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Основные теоретические и организационные принципы

современного здравоохранения

Понятие “здравоохранение” означает деятельность по сохранению, улучшению,

обеспечению и укреплению здоровья различных групп населения. Основными

законодательными актами закреплено право человека на охрану и укрепление

здоровья. Оптимизация системы здравоохранения является важнейшей частью

социально-экономической политики государства. Здравоохранение

рассматривается как государственная система с единством целей,

взаимодействия и преемственностью служб (лечебных и профилактических),

всеобщей доступностью квалифицированной медицинской помощи, реальной

гуманистической направленностью.

Приоритетным структурным элементом системы здравоохранения является

профилактическая деятельность медицинских работников, развитие медико-

социальной активности и установок на здоровый образ жизни среди различных

групп населения.

Главное направление в развитии и совершенствовании здравоохранения на

современном этапе — охрана материнства и детства, создание оптимальных

социально-экономических, правовых и медико-социальных условий для

укрепления здоровья женщин и детей, планирование семьи, решение медико-

демографических проблем.

Государственный характер здравоохранения обеспечивает финансирование,

подготовку и усовершенствование кадров. Деятельность органов и учреждений

осуществляется на основе государственного законодательства и нормативно-

правовых документов. Принцип единства медицинской науки и практики

реализуется в виде совместной деятельности и внедрения научных разработок в

учреждениях здравоохранения.

К числу важнейших теоретических проблем здравоохранения относятся:

социальная обусловленность общественного здоровья, болезнь как

биосоциальный феномен, основные категории здравоохранения (общественное

здоровье, материально-экономическая база, кадры и т. д.), формы и пути

развития здравоохранения при различных социально-экономических условиях и

др.

Всемирной организацией здравоохранения определены 4 категории обобщенных

показателей, которые характеризуют состояние здравоохранения в стране: 1)

показатели, относящиеся к политике в области здравоохранения; 2) социальные

и экономические показатели; 3) показатели обеспеченности медико-социальной

помощью;

4) показатели состояния здоровья населения.

Социальная медицина и управление здравоохранением

как врачебная специальность и наука о здоровье населения

Основатели отечественной социальной медицины определяли социальную

медицину как науку об общественном здоровье и здравоохранении. Основной ее

задачей являются изучение влияния медико-социальных факторов, условий и

образа жизни на здоровье различных групп населения, разработка научно

обоснованных рекомендаций по предупреждению и устранению неблагоприятных

социальных условий и факторов, а также оздоровительных мероприятий для

повышения уровня здоровья населения. Основное назначение социальной

медицины и управления здравоохранением как науки и учебной дисциплины —

оценка критериев общественного здоровья и качества медицинской помощи, их

оптимизация.

Структура предмета: 1) история здравоохранения; 2) теоретические проблемы

здравоохранения; 3) состояние здоровья и методы его изучения; 4)

организация медико-социального обеспечения и медицинского страхования; 5)

организация медицинской помощи населению; 6) обеспечение санитарно-

эпидемиологического благополучия населения; 7) экономические и планово-

организационные формы совершенствования здравоохранения, менеджмент,

маркетинг и моделирование медицинских услуг; 8) международное

сотрудничество в области медицины и здравоохранения.

Методы медико-социальных исследований: 1) исторический;

2) динамического наблюдения и описания; 3) санитарно-статистический; 4)

медико-социологического анализа; 5) экспертных оценок; 6) системного

анализа и моделирования; 7) организационного эксперимента; 8) планово-

нормативный и др.

Социальная медицина — это наука о стратегии и тактике здравоохранения.

Объектами медико-социальных исследований являются:

1) группы лиц, население административной территории; 2) отдельные

учреждения (поликлиники, стационары, диагностические центры,

специализированные службы); 3) органы здравоохранения; 4) объекты

окружающей среды; 5) общие и специфические факторы риска различных

заболеваний и др.

Этапы развития здравоохранения в России

Первым государственным органом управления медицинским делом в России был

Аптекарский приказ, созданный в 1620 г. В XVIII столетии, в период

осуществления больших преобразований в экономике, науке, культуре и

медицине, совершенствовались и органы управления здравоохранением: в 1721

г. появилась Медицинская канцелярия, в 1763 г. — Медицинская коллегия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.