Рефераты. Литература - Социальная медицина (основы социальной медицины и управления)

заключается в том, как наилучшим образом найти рынок сбыта продукции и

медицинских услуг, получить прибыль. Исходными для формирования цен на

медицинские услуги являются себестоимость и прибыль. В себестоимости

учитываются все затраты учреждения, связанные с оказанием медицинской

помощи населению, начиная от оплаты труда и кончая расходами на

медикаменты, питание больных, амортизацию основных фондов.

Размер прибыли, включаемой в тарифы на медицинские услуги, должен

определяться исходя из величины фонда производственного и социального

развития, материального поощрения и финансового резерва. Методика

разработки тарифов на медицинские услуги сейчас пересматривается и

совершенствуется. Тарифы разрабатываются в зависимости от категории

сложности лечения пациентов и клинико-статистических групп, которые

определяются на основе статистических данных, полученных экспертными

советами лечебных учреждений. Определение цены на медицинские услуги

является наиболее сложным и трудным моментом в условиях развития

хозрасчетных отношений и внедрения медицинского страхования. Есть несколько

подходов: определение цены на основе оплаты по установленным тарифам;

специально определяемые цены с учетом клинико-статистических групп

населения; по договорным ценам или соглашениям; по разработанным и принятым

стандартам. Важно, чтобы при ценообразовании соблюдались 2 условия: 1)

стоимость лечения в разных учреждениях должна быть примерно одинаковой; 2)

все пациенты должны иметь право на получение медицинской помощи одинакового

объема и надлежащего качества.

Менеджмент в здравоохранении

Успешному осуществлению реформ в здравоохранении может способствовать

внедрение принципов менеджмента и маркетинга, экономических и социально-

психологических методов в управлении учреждениями здравоохранения. Важным

является замена роли организатора, которая была типичной в условиях

централизованного управления, на роль менеджера, управленца.

Менеджмент — это деятельность, направленная на совершенствование форм

управления, повышение эффективности производства с помощью совокупности

принципов, методов и средств, активизирующих трудовую деятельность,

интеллект и мотивы поведения как отдельных сотрудников, так и всего

коллектива.

Управление возникает тогда, когда происходит объединение людей для

совместного выполнения какой-либо деятельности. Управляющая сторона

(субъект управления), управляемые — объекты управления (коллективы,

отдельные работники). Основу управленческой деятельности составляют способы

воздействия управляющих на объекты управления. Анализ управления

определяется принципами, методами, функциями и целями управления.

Выделяют следующие принципы управления.

1. Организационные, координационные и оперативные, которые направлены на

активизацию и усиление мотивации деятельности каждого сотрудника и всего

коллектива. Среди них: власть и ответственность; единоначалие; единство

руководства; централизация; линейное управление; порядок; стабильность;

инициатива.

2. Принципы развития, направленные на оптимизацию взаимоотношений и

повышение эффективности коллективной деятельности. Это — дисциплина,

справедливость, подчинение индивидуальных интересов общим, кооперативный

дух, постоянство персонала, вознаграждения и др.

3. Принципы повышения имиджа, авторитета, представительства учреждения.

Методы управления бывают организационно-распорядительные, экономико-

хозяйственные, правовые и социально-психологические.

К методам управления относят:

— методы подкрепления и стимулирования;

— методы регулирования поведения;

— методы по оптимизации трудового процесса и роста ответственности

сотрудников;

— развитие инициативы сотрудников и повышение индивидуального мастерства.

Функции управления определяются уровнем системы управления. Система

управления любого объекта имеет 3 уровня — стратегический, тактический и

оперативный. На стратегическом уровне определяются цели и возможные

результаты в перспективе. Тактический уровень позволяет оптимально

определить конкретные задачи, организацию, поэтапное выполнение и контроль

результатов. Оперативный уровень обеспечивает эффективное выполнение

производственных процессов с оптимальным использованием имеющихся ресурсов.

К этому уровню можно отнести учет, контроль и анализ деятельности уже

функционирующих структур.

Среди функций управления главными являются следующие.

1. Технические операции — производство. Для медицинских учреждений к

производственным функциям относятся диагностика, экспертиза, реабилитация,

меры профилактики и др.

2. Коммерческие — покупка, продажа, обмен; для медицинских учреждений —

это продажа отдельных видов медицинских услуг.

3. Финансовые операции — привлечение средств и распоряжение ими для

осуществления деятельности.

4. Страховые — страхование и охрана имущества и лиц.

5. Учетные — бухгалтерия, учет, статистика и др.

6. Административные — перспективное программно-целевое планирование,

организация, координация, распорядительные функции и контроль.

Целями управления могут быть: новаторские, решение проблем, реализация

конкретных обязанностей, самосовершенствование.

Целям и функциям управления соответствует определенная установка

(техническая, коммерческая, административная, финансовая, учетная,

страховая). Каждая установка ориентируется на группу качеств и знаний,

определяемых такими параметрами, как физическое здоровье, умственные

способности (рассудительность, гибкость ума, уровень кругозора),

нравственные качества (энергия, сознание ответственности, чувство долга,

чувство достоинства, доброта, тактичность, честность), специальные

(профессиональные) знания и опыт работы.

Процесс управления включает: планирование, организацию,

распорядительность, координацию, контроль, анализ, оценку эффективности,

принятие решения, подбор персонала, мотивацию и оптимизацию индивидуальной

деятельности, представительство и ведение переговоров и сделок.

Алгоритм (последовательность) управленческих решений:

1) постановка цели и задачи (программно-целевое планирование);

2) сбор необходимой информации;

3) моделирование и предварительная экспертиза возможных решений;

4) принятие управленческого решения;

5) организация исполнения;

6) контроль исполнения;

7) оценка эффективности и корректировка результатов.

На эффективность управленческих решений влияет ряд факторов, среди

которых компетентность, информационное обеспечение, взвешенность решения,

своевременность акта управления.

Менеджмент рассматривается в виде оптимизации технологических решений и

психологических установок.

Среди факторов, мешающих развитию индивидуальных качеств у специалистов-

менеджеров, можно выделить:

— отсутствие личных ценностных ориентаций;

— отсутствие личной заинтересованности;

— недостаточная профессиональная квалификация;

— неумение влиять на людей;

— неумение самосовершенствоваться;

— неумение владеть собой;

— рвачество;

— отсутствие чувства долга;

— необязательность;

— неорганизованность;

— нечестность;

— неумение подчинять личные интересы задачам и установкам групповым,

коллективным и др.

Для эффективного управления важны мотивация (заинтересованная

деятельность и приверженность персонала), сочетание производственных,

физиологических и психологических ориентиров. Среди качественных способов

воздействия на коллектив в менеджменте важную роль играет стиль лидерства

(совокупность методов управления и психологии управления). Существует 6

основных стилей лидерства.

1. Директорский стиль, когда лидер руководствуется принципом “делай так,

как я сказал”, держит сотрудников под контролем и в качестве движущей силы

использует поощрение, наказание, инициативу.

2. Лидер-организатор — это строгий, но справедливый руководитель. Дает

подчиненным ясные указания, воздействует убеждением и сообщает каждому свою

оценку его качеств и достижений.

3. Личностный стиль, когда руководитель следует девизу “прежде всего

люди, а дело — потом”. Доверяет людям, ценит добрые отношения в коллективе.

В качестве стимула обеспечивает сотрудникам дополнительные льготы, чувство

комфортности, безопасности, спокойствия.

4. Демократический стиль, когда лидер придерживается принципа “один

человек — один голос”. Такой лидер побуждает сотрудников активно

участвовать в принятии решений, каждого лично контролирует и побуждает к

активным действиям.

5. Стремление задать темп работы. Лидер, стремящийся больше выполнять

сам, берется за многие задания, много работает, предполагая, что остальные

сотрудники последуют его примеру, предоставляет многим возможность

самостоятельно планировать и работать.

6. Наставнический стиль, когда лидер руководствуется принципом “ты можешь

это сделать”. Лидер такого типа помогает членам “команды” и поощряет их

работать лучше, давая им возможность личного развития.

Успешное лидерство руководителя возможно при использовании различных

стилей руководства.

Основы маркетинга

Маркетинг — это комплексная деятельность специалистов по организации

производства, сбыта продукции и реализации услуг, ориентированная на

удовлетворение потребностей населения с учетом выявленного ранее спроса и

возможной прибыли. В структуре маркетинга важным элементом является понятие

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.