заключается в том, как наилучшим образом найти рынок сбыта продукции и
медицинских услуг, получить прибыль. Исходными для формирования цен на
медицинские услуги являются себестоимость и прибыль. В себестоимости
учитываются все затраты учреждения, связанные с оказанием медицинской
помощи населению, начиная от оплаты труда и кончая расходами на
медикаменты, питание больных, амортизацию основных фондов.
Размер прибыли, включаемой в тарифы на медицинские услуги, должен
определяться исходя из величины фонда производственного и социального
развития, материального поощрения и финансового резерва. Методика
разработки тарифов на медицинские услуги сейчас пересматривается и
совершенствуется. Тарифы разрабатываются в зависимости от категории
сложности лечения пациентов и клинико-статистических групп, которые
определяются на основе статистических данных, полученных экспертными
советами лечебных учреждений. Определение цены на медицинские услуги
является наиболее сложным и трудным моментом в условиях развития
хозрасчетных отношений и внедрения медицинского страхования. Есть несколько
подходов: определение цены на основе оплаты по установленным тарифам;
специально определяемые цены с учетом клинико-статистических групп
населения; по договорным ценам или соглашениям; по разработанным и принятым
стандартам. Важно, чтобы при ценообразовании соблюдались 2 условия: 1)
стоимость лечения в разных учреждениях должна быть примерно одинаковой; 2)
все пациенты должны иметь право на получение медицинской помощи одинакового
объема и надлежащего качества.
Менеджмент в здравоохранении
Успешному осуществлению реформ в здравоохранении может способствовать
внедрение принципов менеджмента и маркетинга, экономических и социально-
психологических методов в управлении учреждениями здравоохранения. Важным
является замена роли организатора, которая была типичной в условиях
централизованного управления, на роль менеджера, управленца.
Менеджмент — это деятельность, направленная на совершенствование форм
управления, повышение эффективности производства с помощью совокупности
принципов, методов и средств, активизирующих трудовую деятельность,
интеллект и мотивы поведения как отдельных сотрудников, так и всего
коллектива.
Управление возникает тогда, когда происходит объединение людей для
совместного выполнения какой-либо деятельности. Управляющая сторона
(субъект управления), управляемые — объекты управления (коллективы,
отдельные работники). Основу управленческой деятельности составляют способы
воздействия управляющих на объекты управления. Анализ управления
определяется принципами, методами, функциями и целями управления.
Выделяют следующие принципы управления.
1. Организационные, координационные и оперативные, которые направлены на
активизацию и усиление мотивации деятельности каждого сотрудника и всего
коллектива. Среди них: власть и ответственность; единоначалие; единство
руководства; централизация; линейное управление; порядок; стабильность;
инициатива.
2. Принципы развития, направленные на оптимизацию взаимоотношений и
повышение эффективности коллективной деятельности. Это — дисциплина,
справедливость, подчинение индивидуальных интересов общим, кооперативный
дух, постоянство персонала, вознаграждения и др.
3. Принципы повышения имиджа, авторитета, представительства учреждения.
Методы управления бывают организационно-распорядительные, экономико-
хозяйственные, правовые и социально-психологические.
К методам управления относят:
— методы подкрепления и стимулирования;
— методы регулирования поведения;
— методы по оптимизации трудового процесса и роста ответственности
сотрудников;
— развитие инициативы сотрудников и повышение индивидуального мастерства.
Функции управления определяются уровнем системы управления. Система
управления любого объекта имеет 3 уровня — стратегический, тактический и
оперативный. На стратегическом уровне определяются цели и возможные
результаты в перспективе. Тактический уровень позволяет оптимально
определить конкретные задачи, организацию, поэтапное выполнение и контроль
результатов. Оперативный уровень обеспечивает эффективное выполнение
производственных процессов с оптимальным использованием имеющихся ресурсов.
К этому уровню можно отнести учет, контроль и анализ деятельности уже
функционирующих структур.
Среди функций управления главными являются следующие.
1. Технические операции — производство. Для медицинских учреждений к
производственным функциям относятся диагностика, экспертиза, реабилитация,
меры профилактики и др.
2. Коммерческие — покупка, продажа, обмен; для медицинских учреждений —
это продажа отдельных видов медицинских услуг.
3. Финансовые операции — привлечение средств и распоряжение ими для
осуществления деятельности.
4. Страховые — страхование и охрана имущества и лиц.
5. Учетные — бухгалтерия, учет, статистика и др.
6. Административные — перспективное программно-целевое планирование,
организация, координация, распорядительные функции и контроль.
Целями управления могут быть: новаторские, решение проблем, реализация
конкретных обязанностей, самосовершенствование.
Целям и функциям управления соответствует определенная установка
(техническая, коммерческая, административная, финансовая, учетная,
страховая). Каждая установка ориентируется на группу качеств и знаний,
определяемых такими параметрами, как физическое здоровье, умственные
способности (рассудительность, гибкость ума, уровень кругозора),
нравственные качества (энергия, сознание ответственности, чувство долга,
чувство достоинства, доброта, тактичность, честность), специальные
(профессиональные) знания и опыт работы.
Процесс управления включает: планирование, организацию,
распорядительность, координацию, контроль, анализ, оценку эффективности,
принятие решения, подбор персонала, мотивацию и оптимизацию индивидуальной
деятельности, представительство и ведение переговоров и сделок.
Алгоритм (последовательность) управленческих решений:
1) постановка цели и задачи (программно-целевое планирование);
2) сбор необходимой информации;
3) моделирование и предварительная экспертиза возможных решений;
4) принятие управленческого решения;
5) организация исполнения;
6) контроль исполнения;
7) оценка эффективности и корректировка результатов.
На эффективность управленческих решений влияет ряд факторов, среди
которых компетентность, информационное обеспечение, взвешенность решения,
своевременность акта управления.
Менеджмент рассматривается в виде оптимизации технологических решений и
психологических установок.
Среди факторов, мешающих развитию индивидуальных качеств у специалистов-
менеджеров, можно выделить:
— отсутствие личных ценностных ориентаций;
— отсутствие личной заинтересованности;
— недостаточная профессиональная квалификация;
— неумение влиять на людей;
— неумение самосовершенствоваться;
— неумение владеть собой;
— рвачество;
— отсутствие чувства долга;
— необязательность;
— неорганизованность;
— нечестность;
— неумение подчинять личные интересы задачам и установкам групповым,
коллективным и др.
Для эффективного управления важны мотивация (заинтересованная
деятельность и приверженность персонала), сочетание производственных,
физиологических и психологических ориентиров. Среди качественных способов
воздействия на коллектив в менеджменте важную роль играет стиль лидерства
(совокупность методов управления и психологии управления). Существует 6
основных стилей лидерства.
1. Директорский стиль, когда лидер руководствуется принципом “делай так,
как я сказал”, держит сотрудников под контролем и в качестве движущей силы
использует поощрение, наказание, инициативу.
2. Лидер-организатор — это строгий, но справедливый руководитель. Дает
подчиненным ясные указания, воздействует убеждением и сообщает каждому свою
оценку его качеств и достижений.
3. Личностный стиль, когда руководитель следует девизу “прежде всего
люди, а дело — потом”. Доверяет людям, ценит добрые отношения в коллективе.
В качестве стимула обеспечивает сотрудникам дополнительные льготы, чувство
комфортности, безопасности, спокойствия.
4. Демократический стиль, когда лидер придерживается принципа “один
человек — один голос”. Такой лидер побуждает сотрудников активно
участвовать в принятии решений, каждого лично контролирует и побуждает к
активным действиям.
5. Стремление задать темп работы. Лидер, стремящийся больше выполнять
сам, берется за многие задания, много работает, предполагая, что остальные
сотрудники последуют его примеру, предоставляет многим возможность
самостоятельно планировать и работать.
6. Наставнический стиль, когда лидер руководствуется принципом “ты можешь
это сделать”. Лидер такого типа помогает членам “команды” и поощряет их
работать лучше, давая им возможность личного развития.
Успешное лидерство руководителя возможно при использовании различных
стилей руководства.
Основы маркетинга
Маркетинг — это комплексная деятельность специалистов по организации
производства, сбыта продукции и реализации услуг, ориентированная на
удовлетворение потребностей населения с учетом выявленного ранее спроса и
возможной прибыли. В структуре маркетинга важным элементом является понятие
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47