жизни населения.
Внедрение общеврачебной практики в здравоохранение должно изменить
сложившиеся взаимоотношения “врач — пациент”. Врачи-специалисты поликлиник
перестанут принимать обращающихся самостоятельно к ним пациентов, врачи
общей практики (семейные врачи) на договорной основе будут приглашать
специалистов для консультаций больных, совместно с ними назначать лечение,
наблюдать их. Имеющиеся мощности поликлиник целесообразно использовать для
массовых медицинских осмотров и скрининговых обследований населения.
Компьютерное информационное обеспечение учреждений ПМСП позволит повысить
эффективность их работы. Наряду с использованием имеющихся амбулаторно-
поликлинических учреждений целесообразно создание городских врачебных
амбулаторий или микрополиклиник, максимально приближенных к месту
жительства пациентов; учреждений медико-социального профиля — центров
амбулаторной хирургии, центров укрепления психического здоровья, домов
сестринского ухода, геронтологических центров, центров здоровья, хосписов и
др.
ПМСП должна базироваться на принципах бригадной формы работы врачей общей
практики и сотрудничества с другими врачами-специалистами. Для этого
необходимо определение ее потребности в различных категориях персонала.
Так, за рубежом соотношение врачей общей практики (семейных врачей) и
среднего медперсонала в системе ПМСП составляет 1:8 или 1:11 (у нас —
1:2,6). В перспективе в штат учреждений ПМСП войдут сестры милосердия, на
которых, в частности, будут возложены функции контроля и координации работы
общественных и добровольных организаций, оказывающих медико-социальную
помощь различным категориям населения (пожилые, инвалиды, многодетные
семьи, одинокие матери и др.).
Для успешного реформирования системы первичной медико-социальной помощи
необходимо решение следующих задач.
1. Реорганизация системы оказания медицинской помощи населению:
формирование организационной структуры ПМСП на принципах врача общей
практики (семейного врача) в рамках имеющейся амбулаторно-поликлинической
сети:
— реорганизация скорой медицинской помощи;
— реорганизация службы интенсивной медицинской помощи и реанимации;
— формирование этапной стационарной помощи при сокращении ее объемов;
— совершенствование реабилитационной помощи;
— внедрение системы оценки и обеспечения качества медицинской помощи;
— создание мониторинга за внедрением обязательного медицинского
страхования в стране;
— совершенствование и упрощение системы ОМС, обеспечение необходимого
уровня финансирования.
2. Разработка и совершенствование законодательной базы:
— правовое обеспечение пациентов;
— правовое обеспечение функционирования системы здравоохранения и
отдельных видов медицинской помощи, а также учреждений с различными формами
собственности;
— правовое обеспечение деятельности ЛПУ и медицинских работников;
— правовое обеспечение деятельности общественных организаций;
— совершенствование правового обеспечения медицинского страхования.
3. Реорганизация системы подготовки и переподготовки медицинских кадров.
Основные направления реформы здравоохранения
Основной целью перевода учреждений здравоохранения на новые условия
хозяйствования является повышение эффективности использования кадровых,
материальных и финансовых ресурсов, направленных на охрану здоровья
населения. К базисным нормативно-хозяйственным принципам нового
хозяйственного механизма (НХМ) относятся следующие.
1. Изменение системы бюджетного финансирования (не только распределение
средств по статьям и нормативам, но и оказание платных услуг населению,
выполнение работ на договорных началах, обслуживание контингентов и
предприятий на хозрасчетной основе). Расширение прав руководителей в
поощрении самостоятельности и инициативы сотрудников (бригады, подряды), в
дифференциации оплаты, разделении фондов социального и производственного
развития в зависимости от конечного результата.
2. Возможность перераспределения средств между структурными
подразделениями.
3. Выделение бюджетных средств по долговременным экономическим нормативам
из расчета на одного жителя в год на все виды диагностической лечебной и
профилактической работы.
4. Гарантированная медицинская помощь в рамках программы обязательного
медицинского страхования. Однако сверхнормативные услуги (массаж,
физиотерапевтические процедуры, специальные методы диагностики,
нетрадиционные методы лечения и др.) оказываются за плату.
Составными частями НХМ являются:
— новая система финансирования, планирования, ценообразования медицинских
услуг и взаиморасчетов между учреждениями;
— новые организационные структуры;
— развитие самоуправления и инициативности у членов трудового
коллектива;
— новые формы хозяйствования и организации труда (аренда, бригадный
подряд и др.);
— система дифференцированной оплаты и стимулирования труда по конечным
результатам работы коллективов, подразделений и отдельных сотрудников;
— статистический учет и отчетность в новых условиях;
— система правового регулирования деятельности коллектива и руководителя
медицинского учреждения.
Средства из единого фонда поступают в фонд производственных расходов и
себестоимости услуг, в фонд производственного и социального развития и фонд
оплаты труда. Для решения задач в условиях НХМ созданы территориальные
медицинские объединения, куда могут входить поликлиники, женские
консультации, детские поликлиники, диспансеры и стационары. Финансовые
расчеты ведет централизованная финансовая служба.
В соответствии с условиями НХМ и новой системы временных показателей и
критериев оценки работы учреждений здравоохранения и персонала для расчета
стоимости услуг в медицинских учреждениях (в том числе входящих в ТМО)
установлены новые критерии: для амбулаторно-поликлинических учреждений —
число прикрепленных жителей (дифференцированно — по группам здоровья); для
стационаров — число пролеченных больных, в зависимости от категории
сложности лечения; для “Скорой помощи” — число вызовов, дифференцированнных
по категории сложности; для консультативных поликлиник, диагностических
центров и поликлинических отделений диспансеров — число консультативных
приемов и диагностических исследований; для учреждений судебно-медицинской
экспертизы и патологоанатомической службы — число судебно-медицинских
экспертиз и патологоанатомических исследований, дифференцированных по
сложности.
Развитие рыночной экономики, введение добровольного и обязательного
медицинского страхования, осуществление платных и бесплатных услуг требуют
совершенствования экономической стратегии в здравоохранении. Обязательным
условием успешного функционирования отрасли является развитие хозрасчетных
отношений между обществом в целом и отдельными предприятиями, между
предприятиями и учреждениями, между внутренними подразделениями учреждения
или предприятия. Хозрасчет основан на планомерном регулировании обществом
деятельности предприятий с использованием товарно-денежных отношений и
материальной заинтересованности. Сущность хозрасчета состоит в соизмерении
в денежной форме затрат на производство продукции или оказание медицинских
услуг и достижение определенных результатов, на возмещение расходов
учреждений за счет их дохода и обеспечение прибыли. Иными словами,
хозрасчет — это самоокупаемость, рентабельность и самофинансирование.
Учреждение в первую очередь должно покрыть свои расходы доходами. Кроме
того, оно должно получить излишек доходов, то есть иметь прибыль. Новое в
организации хозрасчета в настоящее время состоит в переходе от
самоокупаемости к самофинансированию. Это значит, что за счет заработанных
средств учреждение должно возместить не только все текущие расходы, включая
оплату труда, но и вложить финансовые средства в реконструкцию, расширение
производства, решение социальных проблем работников.
Самоокупаемостью затрат и получением прибыли хозрасчетные предприятия
отличаются от учреждений, находящихся на бюджетном финансировании. Прибыль
предприятия представляет разницу между выручкой за реализованную продукцию
или оказание услуг и затратами на их производство и реализацию. Величина
прибыли учреждения зависит от цен на продукцию или услуги, себестоимости
продукции или услуги, объема произведенной продукции и оказанных услуг,
качества и ассортимента продукции.
Экономически обоснованный рост прибыли должен базироваться на снижении
себестоимости продукции или услуг за счет повышения производительности
труда и экономии материальных затрат, увеличения объема выпуска продукции,
повышения ее качества. Хозрасчет несовместим с противопоставлением
интересов предприятия интересам общества, с завышением цен, снижением
качества.
Материальная заинтересованность стимулирует лечебно-профилактические
учреждения на организацию эффективных видов оказания медицинской помощи
(стационары на дому, дневные стационары, оздоровительные комплексы и др.),
различных профилактических мероприятий, что, естественно, приводит к
уменьшению потребности в лечебной помощи и улучшению здоровья населения.
Новый механизм хозяйствования в здравоохранении предусматривает: 1)
широкое применение экономических методов управления, в том числе оплату
труда медицинских работников по конечным результатам; 2) изменение системы
бюджетного финансирования из 3 основных источников — бюджетных средств,
страховых средств и средств, полученных по договорам с предприятиями за
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47