Рефераты. Литература - Социальная медицина (основы социальной медицины и управления)

жизни населения.

Внедрение общеврачебной практики в здравоохранение должно изменить

сложившиеся взаимоотношения “врач — пациент”. Врачи-специалисты поликлиник

перестанут принимать обращающихся самостоятельно к ним пациентов, врачи

общей практики (семейные врачи) на договорной основе будут приглашать

специалистов для консультаций больных, совместно с ними назначать лечение,

наблюдать их. Имеющиеся мощности поликлиник целесообразно использовать для

массовых медицинских осмотров и скрининговых обследований населения.

Компьютерное информационное обеспечение учреждений ПМСП позволит повысить

эффективность их работы. Наряду с использованием имеющихся амбулаторно-

поликлинических учреждений целесообразно создание городских врачебных

амбулаторий или микрополиклиник, максимально приближенных к месту

жительства пациентов; учреждений медико-социального профиля — центров

амбулаторной хирургии, центров укрепления психического здоровья, домов

сестринского ухода, геронтологических центров, центров здоровья, хосписов и

др.

ПМСП должна базироваться на принципах бригадной формы работы врачей общей

практики и сотрудничества с другими врачами-специалистами. Для этого

необходимо определение ее потребности в различных категориях персонала.

Так, за рубежом соотношение врачей общей практики (семейных врачей) и

среднего медперсонала в системе ПМСП составляет 1:8 или 1:11 (у нас —

1:2,6). В перспективе в штат учреждений ПМСП войдут сестры милосердия, на

которых, в частности, будут возложены функции контроля и координации работы

общественных и добровольных организаций, оказывающих медико-социальную

помощь различным категориям населения (пожилые, инвалиды, многодетные

семьи, одинокие матери и др.).

Для успешного реформирования системы первичной медико-социальной помощи

необходимо решение следующих задач.

1. Реорганизация системы оказания медицинской помощи населению:

формирование организационной структуры ПМСП на принципах врача общей

практики (семейного врача) в рамках имеющейся амбулаторно-поликлинической

сети:

— реорганизация скорой медицинской помощи;

— реорганизация службы интенсивной медицинской помощи и реанимации;

— формирование этапной стационарной помощи при сокращении ее объемов;

— совершенствование реабилитационной помощи;

— внедрение системы оценки и обеспечения качества медицинской помощи;

— создание мониторинга за внедрением обязательного медицинского

страхования в стране;

— совершенствование и упрощение системы ОМС, обеспечение необходимого

уровня финансирования.

2. Разработка и совершенствование законодательной базы:

— правовое обеспечение пациентов;

— правовое обеспечение функционирования системы здравоохранения и

отдельных видов медицинской помощи, а также учреждений с различными формами

собственности;

— правовое обеспечение деятельности ЛПУ и медицинских работников;

— правовое обеспечение деятельности общественных организаций;

— совершенствование правового обеспечения медицинского страхования.

3. Реорганизация системы подготовки и переподготовки медицинских кадров.

Основные направления реформы здравоохранения

Основной целью перевода учреждений здравоохранения на новые условия

хозяйствования является повышение эффективности использования кадровых,

материальных и финансовых ресурсов, направленных на охрану здоровья

населения. К базисным нормативно-хозяйственным принципам нового

хозяйственного механизма (НХМ) относятся следующие.

1. Изменение системы бюджетного финансирования (не только распределение

средств по статьям и нормативам, но и оказание платных услуг населению,

выполнение работ на договорных началах, обслуживание контингентов и

предприятий на хозрасчетной основе). Расширение прав руководителей в

поощрении самостоятельности и инициативы сотрудников (бригады, подряды), в

дифференциации оплаты, разделении фондов социального и производственного

развития в зависимости от конечного результата.

2. Возможность перераспределения средств между структурными

подразделениями.

3. Выделение бюджетных средств по долговременным экономическим нормативам

из расчета на одного жителя в год на все виды диагностической лечебной и

профилактической работы.

4. Гарантированная медицинская помощь в рамках программы обязательного

медицинского страхования. Однако сверхнормативные услуги (массаж,

физиотерапевтические процедуры, специальные методы диагностики,

нетрадиционные методы лечения и др.) оказываются за плату.

Составными частями НХМ являются:

— новая система финансирования, планирования, ценообразования медицинских

услуг и взаиморасчетов между учреждениями;

— новые организационные структуры;

— развитие самоуправления и инициативности у членов трудового

коллектива;

— новые формы хозяйствования и организации труда (аренда, бригадный

подряд и др.);

— система дифференцированной оплаты и стимулирования труда по конечным

результатам работы коллективов, подразделений и отдельных сотрудников;

— статистический учет и отчетность в новых условиях;

— система правового регулирования деятельности коллектива и руководителя

медицинского учреждения.

Средства из единого фонда поступают в фонд производственных расходов и

себестоимости услуг, в фонд производственного и социального развития и фонд

оплаты труда. Для решения задач в условиях НХМ созданы территориальные

медицинские объединения, куда могут входить поликлиники, женские

консультации, детские поликлиники, диспансеры и стационары. Финансовые

расчеты ведет централизованная финансовая служба.

В соответствии с условиями НХМ и новой системы временных показателей и

критериев оценки работы учреждений здравоохранения и персонала для расчета

стоимости услуг в медицинских учреждениях (в том числе входящих в ТМО)

установлены новые критерии: для амбулаторно-поликлинических учреждений —

число прикрепленных жителей (дифференцированно — по группам здоровья); для

стационаров — число пролеченных больных, в зависимости от категории

сложности лечения; для “Скорой помощи” — число вызовов, дифференцированнных

по категории сложности; для консультативных поликлиник, диагностических

центров и поликлинических отделений диспансеров — число консультативных

приемов и диагностических исследований; для учреждений судебно-медицинской

экспертизы и патологоанатомической службы — число судебно-медицинских

экспертиз и патологоанатомических исследований, дифференцированных по

сложности.

Развитие рыночной экономики, введение добровольного и обязательного

медицинского страхования, осуществление платных и бесплатных услуг требуют

совершенствования экономической стратегии в здравоохранении. Обязательным

условием успешного функционирования отрасли является развитие хозрасчетных

отношений между обществом в целом и отдельными предприятиями, между

предприятиями и учреждениями, между внутренними подразделениями учреждения

или предприятия. Хозрасчет основан на планомерном регулировании обществом

деятельности предприятий с использованием товарно-денежных отношений и

материальной заинтересованности. Сущность хозрасчета состоит в соизмерении

в денежной форме затрат на производство продукции или оказание медицинских

услуг и достижение определенных результатов, на возмещение расходов

учреждений за счет их дохода и обеспечение прибыли. Иными словами,

хозрасчет — это самоокупаемость, рентабельность и самофинансирование.

Учреждение в первую очередь должно покрыть свои расходы доходами. Кроме

того, оно должно получить излишек доходов, то есть иметь прибыль. Новое в

организации хозрасчета в настоящее время состоит в переходе от

самоокупаемости к самофинансированию. Это значит, что за счет заработанных

средств учреждение должно возместить не только все текущие расходы, включая

оплату труда, но и вложить финансовые средства в реконструкцию, расширение

производства, решение социальных проблем работников.

Самоокупаемостью затрат и получением прибыли хозрасчетные предприятия

отличаются от учреждений, находящихся на бюджетном финансировании. Прибыль

предприятия представляет разницу между выручкой за реализованную продукцию

или оказание услуг и затратами на их производство и реализацию. Величина

прибыли учреждения зависит от цен на продукцию или услуги, себестоимости

продукции или услуги, объема произведенной продукции и оказанных услуг,

качества и ассортимента продукции.

Экономически обоснованный рост прибыли должен базироваться на снижении

себестоимости продукции или услуг за счет повышения производительности

труда и экономии материальных затрат, увеличения объема выпуска продукции,

повышения ее качества. Хозрасчет несовместим с противопоставлением

интересов предприятия интересам общества, с завышением цен, снижением

качества.

Материальная заинтересованность стимулирует лечебно-профилактические

учреждения на организацию эффективных видов оказания медицинской помощи

(стационары на дому, дневные стационары, оздоровительные комплексы и др.),

различных профилактических мероприятий, что, естественно, приводит к

уменьшению потребности в лечебной помощи и улучшению здоровья населения.

Новый механизм хозяйствования в здравоохранении предусматривает: 1)

широкое применение экономических методов управления, в том числе оплату

труда медицинских работников по конечным результатам; 2) изменение системы

бюджетного финансирования из 3 основных источников — бюджетных средств,

страховых средств и средств, полученных по договорам с предприятиями за

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.