оказание медицинской помощи и от частных лиц за оказание платных
медицинских услуг; 3) переход от выделенных средств по отдельным статьям в
бюджетной смете расходов к финансированию по долговременным стабильным
нормативам из расчета средств на одного человека, на одного пролеченного
больного и др.; 4) внедрение хозрасчетной сметы (или финансового плана); 5)
использование новых форм организации труда (арендных и кооперативных
отношений, бригадных форм, в том числе бригадного подряда, “гибких” режимов
работы и др.); 6) предоставление самостоятельности коллективам учреждений и
расширение прав руководителей здравоохранения в распределении финансовых
средств.
Экономика здравоохранения. Источники финансирования.
Структура распределения и финансовый план учреждения.
Понятие о стоимости медицинских услуг.
Платные и бесплатные виды медицинской помощи
Экономика здравоохранения изучает социально-экономические закономерности
формирования и использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов,
направленных на совершенствование системы здравоохранения и медико-
социальное обеспечение мероприятий по укреплению здоровья населения.
Экономика анализирует формы проявления экономических законов в
здравоохранении, роль отрасли в экономике национального хозяйства,
эффективность, методы рационального и эффективного использования
материальных финансовых и кадровых ресурсов.
Финансирование здравоохранения включает понятие о бюджете здравоохранения
и смете медицинского учреждения.
Государственный бюджет состоит из доходной и расходной части и базируется
на показателях народнохозяйственного плана, который определяет всю
экономическую жизнь страны. Бюджет страны утверждается Государственной
Думой и приобретает силу закона. Бюджет здравоохранения конкретной
территории включает общую сумму утвержденных ассигнований на все
медицинские учреждения. Основная часть медицинских учреждений, в том числе
больничные и поликлинические учреждения, осуществляют расходы из местных
(области, края, города, района) бюджетов.
Смета — это финансовый план расходов, необходимых для работы медицинского
учреждения в следующем году. После утверждения сметы расходов каждого
учреждения в банке открывается кредит для этого учреждения.
Объем ежегодного расхода ЛПУ устанавливается по данным бухгалтерии,
исходя из статей сметы, которая составляется по установленной форме и
финансируется из госбюджета в соответствии с установленными нормами.
Смета составляется по единой форме: наименование и полный адрес
учреждения; название бюджета (республиканский, местный); раздел и параграф
бюджетной классификации. Смета состоит из 3 частей:
— показатели оперативной деятельности учреждений: мощность (число коек,
число посещений), штаты;
— расчеты по каждой статье расходов;
— сводка расходов по статьям (18 статей).
Статьи расходов указывают на целевое назначение средств (статьи 6, 7, 11
и 17 упразднены).
Статья 1. Заработная плата.
Статья 2. Начисления на заработную плату.
Статья 3. Канцелярские и хозяйственные расходы.
Статья 4. Командировки и служебные разъезды.
Статья 5. Расходы учебные, на производственную практику, научно-
исследовательские работы и приобретение книг для библиотек.
Статья 8. Стипендии.
Статья 9. Расходы на питание.
Статья 10. Приобретение медикаментов и перевязочных материалов.
Статья 12. Приобретение оборудования и инвентаря.
Статья 13. Капитальные вложения внегосударственного плана капитальных
работ.
Статья 14. Приобретение мягкого инвентаря и оборудования.
Статья 15. Капитальные вложения, капитальное строительство.
Статья 16. Капитальный ремонт зданий и сооружений.
Статья 18. Прочие расходы.
В перспективе предполагается оставить лишь 3 укрупненные статьи,
предусматривающие затраты на заработную плату, текущие расходы, капитальные
вложения и капитальный ремонт.
Важнейшим направлением экономики здравоохранения является определение
экономической эффективности медико-профилактических мероприятий и
медицинской науки. Для этого используются косвенные расчеты стоимости
дополнительно произведенной продукции или понесенного ущерба, прежде всего
за счет ухудшения состояния здоровья населения. Актуальность проблем
экономики объясняется тем, что растет потребность в медицинской помощи,
ограничиваются средства на здравоохранение, повышаются стоимость
медицинской помощи и социальная значимость здравоохранения в развитии
производительных сил.
Основным источником финансирования медицинских учреждений в настоящее
время являются средства бюджета, выделяемые в соответствии с
долговременными экономическими нормативами. Нормативы бюджетного
финансирования устанавливаются в расчете на одного жителя в год, на лечение
одного больного по профилю заболевания и на оказание различных видов
медицинских услуг. Эти нормативы разрабатываются региональными органами
управления.
Дополнительными источниками финансирования являются: поступления за
услуги, оказанные сверх нормативов бесплатной медицинской помощи, за
выполненные работы по договорам с предприятиями, по заказу местных органов
самоуправления и вышестоящей организации; часть сумм от взысканных
санэпидслужбой штрафов за ущерб, нанесенный окружающей среде и здоровью
населения; средства, полученные за счет снижения заболеваемости с временной
утратой трудоспособности; добровольные взносы предприятий и
благотворительных фондов.
Средства, полученные из всех источников, составляют единый фонд
финансовых средств учреждения. Их расходование осуществляется согласно
утвержденным финансовым планам, представляющим собой хозрасчетную смету. В
отличие от бюджетной сметы финансовый план содержит план доходов и план
(или смету) расходов. Расходы планируются по фонду оплаты труда (на
заработную плату), по фонду материального поощрения и по фонду
производственного и социального развития.
Тарифы на медицинские услуги в системе ОМС устанавливаются соглашением
между страховыми медицинскими организациями, местной администрацией и
профессиональными медицинскими ассоциациями.
Тарифы на медицинские и иные услуги при добровольном медицинском
страховании устанавливаются по соглашению между страховой медицинской
организацией и предприятием, учреждением или лицом, предоставляющими эти
услуги.
Расчет между страховыми организациями и учреждениями здравоохранения
осуществляется по прейскуранту. Прейскурант разрабатывается в соответствии
с методикой расчета тарифов (цен) на медицинскую помощь (услуги).
Для перевода учреждений здравоохранения на экономические методы
управления должны быть разработаны нормативы финансирования каждого типа
учреждений. Определение стоимости медицинских услуг необходимо и для
оказания платных медицинских услуг. В условиях рыночной экономики и
медицинского страхования вопросы ценообразования приобретают особое
значение. При установлении цен следует учитывать следующие принципы:
— цена должна отражать общественно необходимые затраты труда на
производство товаров и оказываемых услуг, их потребительские свойства и
качество;
— цены должны учитывать соотношение спроса и предложения на данный вид
товаров и услуг;
— цена должна обеспечивать получение прибыли каждому нормально
работающему предприятию;
— цены должны иметь противозатратный характер и стимулировать улучшение
качества продукции и услуг;
— цена — это денежное выражение стоимости медицинских услуг.
Стоимость — это количество труда, вложенного в оказание медицинской
услуги определенного (заданного) качества. В отличие от товара, который
сначала производится, затем может храниться на складе и только потом
продается, любая услуга характеризуется тем, что процесс производства
совпадает с процессом реализации.
Структурными элементами цены (тарифа) на медицинские услуги являются
себестоимость и прибыль. Себестоимость рассчитывается за предшествующий
период времени. При этом отдельно определяются затраты на лечение одного
больного в каждом отделении стационара с учетом расходов по всем статьям,
категория сложности лечения и цены на услуги в параклинических отделениях.
Себестоимость — это выраженные в денежной форме материальные затраты и
оплата труда работников ЛПУ в расчете на единицу услуг (прикрепленного
жителя, пролеченного больного и т. п.). Себестоимость показывает, в какую
сумму обходится учреждению медицинское обслуживание, отражает текущие
расходы. Себестоимость является важнейшим экономическим показателем,
обобщающим деятельность учреждений.
Платные услуги были введены в первую очередь при оказании следующих видов
медицинской помощи: процедуры и хирургические операции косметического
характера, аборты, судебно-медицинская экспертиза, контактная коррекция
зрения, протезирование зубов, массаж. Бесплатными остались все виды помощи
при социально значимых заболеваниях и для отдельных контингентов населения
(пенсионеры, дети, студенты, инвалиды и др.).
Регулирование рынка в здравоохранении осуществляется по линии указанных
платных и бесплатных услуг, а также по линии установления цен на
медицинские услуги, развития личного интереса в предпринимательстве,
приватизации, в свободном выборе пациентом лечащего врача и медицинского
учреждения. Проблема маркетинга также актуальна в здравоохранении и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47