Рефераты. Литература - Социальная медицина (основы социальной медицины и управления)

оказание медицинской помощи и от частных лиц за оказание платных

медицинских услуг; 3) переход от выделенных средств по отдельным статьям в

бюджетной смете расходов к финансированию по долговременным стабильным

нормативам из расчета средств на одного человека, на одного пролеченного

больного и др.; 4) внедрение хозрасчетной сметы (или финансового плана); 5)

использование новых форм организации труда (арендных и кооперативных

отношений, бригадных форм, в том числе бригадного подряда, “гибких” режимов

работы и др.); 6) предоставление самостоятельности коллективам учреждений и

расширение прав руководителей здравоохранения в распределении финансовых

средств.

Экономика здравоохранения. Источники финансирования.

Структура распределения и финансовый план учреждения.

Понятие о стоимости медицинских услуг.

Платные и бесплатные виды медицинской помощи

Экономика здравоохранения изучает социально-экономические закономерности

формирования и использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов,

направленных на совершенствование системы здравоохранения и медико-

социальное обеспечение мероприятий по укреплению здоровья населения.

Экономика анализирует формы проявления экономических законов в

здравоохранении, роль отрасли в экономике национального хозяйства,

эффективность, методы рационального и эффективного использования

материальных финансовых и кадровых ресурсов.

Финансирование здравоохранения включает понятие о бюджете здравоохранения

и смете медицинского учреждения.

Государственный бюджет состоит из доходной и расходной части и базируется

на показателях народнохозяйственного плана, который определяет всю

экономическую жизнь страны. Бюджет страны утверждается Государственной

Думой и приобретает силу закона. Бюджет здравоохранения конкретной

территории включает общую сумму утвержденных ассигнований на все

медицинские учреждения. Основная часть медицинских учреждений, в том числе

больничные и поликлинические учреждения, осуществляют расходы из местных

(области, края, города, района) бюджетов.

Смета — это финансовый план расходов, необходимых для работы медицинского

учреждения в следующем году. После утверждения сметы расходов каждого

учреждения в банке открывается кредит для этого учреждения.

Объем ежегодного расхода ЛПУ устанавливается по данным бухгалтерии,

исходя из статей сметы, которая составляется по установленной форме и

финансируется из госбюджета в соответствии с установленными нормами.

Смета составляется по единой форме: наименование и полный адрес

учреждения; название бюджета (республиканский, местный); раздел и параграф

бюджетной классификации. Смета состоит из 3 частей:

— показатели оперативной деятельности учреждений: мощность (число коек,

число посещений), штаты;

— расчеты по каждой статье расходов;

— сводка расходов по статьям (18 статей).

Статьи расходов указывают на целевое назначение средств (статьи 6, 7, 11

и 17 упразднены).

Статья 1. Заработная плата.

Статья 2. Начисления на заработную плату.

Статья 3. Канцелярские и хозяйственные расходы.

Статья 4. Командировки и служебные разъезды.

Статья 5. Расходы учебные, на производственную практику, научно-

исследовательские работы и приобретение книг для библиотек.

Статья 8. Стипендии.

Статья 9. Расходы на питание.

Статья 10. Приобретение медикаментов и перевязочных материалов.

Статья 12. Приобретение оборудования и инвентаря.

Статья 13. Капитальные вложения внегосударственного плана капитальных

работ.

Статья 14. Приобретение мягкого инвентаря и оборудования.

Статья 15. Капитальные вложения, капитальное строительство.

Статья 16. Капитальный ремонт зданий и сооружений.

Статья 18. Прочие расходы.

В перспективе предполагается оставить лишь 3 укрупненные статьи,

предусматривающие затраты на заработную плату, текущие расходы, капитальные

вложения и капитальный ремонт.

Важнейшим направлением экономики здравоохранения является определение

экономической эффективности медико-профилактических мероприятий и

медицинской науки. Для этого используются косвенные расчеты стоимости

дополнительно произведенной продукции или понесенного ущерба, прежде всего

за счет ухудшения состояния здоровья населения. Актуальность проблем

экономики объясняется тем, что растет потребность в медицинской помощи,

ограничиваются средства на здравоохранение, повышаются стоимость

медицинской помощи и социальная значимость здравоохранения в развитии

производительных сил.

Основным источником финансирования медицинских учреждений в настоящее

время являются средства бюджета, выделяемые в соответствии с

долговременными экономическими нормативами. Нормативы бюджетного

финансирования устанавливаются в расчете на одного жителя в год, на лечение

одного больного по профилю заболевания и на оказание различных видов

медицинских услуг. Эти нормативы разрабатываются региональными органами

управления.

Дополнительными источниками финансирования являются: поступления за

услуги, оказанные сверх нормативов бесплатной медицинской помощи, за

выполненные работы по договорам с предприятиями, по заказу местных органов

самоуправления и вышестоящей организации; часть сумм от взысканных

санэпидслужбой штрафов за ущерб, нанесенный окружающей среде и здоровью

населения; средства, полученные за счет снижения заболеваемости с временной

утратой трудоспособности; добровольные взносы предприятий и

благотворительных фондов.

Средства, полученные из всех источников, составляют единый фонд

финансовых средств учреждения. Их расходование осуществляется согласно

утвержденным финансовым планам, представляющим собой хозрасчетную смету. В

отличие от бюджетной сметы финансовый план содержит план доходов и план

(или смету) расходов. Расходы планируются по фонду оплаты труда (на

заработную плату), по фонду материального поощрения и по фонду

производственного и социального развития.

Тарифы на медицинские услуги в системе ОМС устанавливаются соглашением

между страховыми медицинскими организациями, местной администрацией и

профессиональными медицинскими ассоциациями.

Тарифы на медицинские и иные услуги при добровольном медицинском

страховании устанавливаются по соглашению между страховой медицинской

организацией и предприятием, учреждением или лицом, предоставляющими эти

услуги.

Расчет между страховыми организациями и учреждениями здравоохранения

осуществляется по прейскуранту. Прейскурант разрабатывается в соответствии

с методикой расчета тарифов (цен) на медицинскую помощь (услуги).

Для перевода учреждений здравоохранения на экономические методы

управления должны быть разработаны нормативы финансирования каждого типа

учреждений. Определение стоимости медицинских услуг необходимо и для

оказания платных медицинских услуг. В условиях рыночной экономики и

медицинского страхования вопросы ценообразования приобретают особое

значение. При установлении цен следует учитывать следующие принципы:

— цена должна отражать общественно необходимые затраты труда на

производство товаров и оказываемых услуг, их потребительские свойства и

качество;

— цены должны учитывать соотношение спроса и предложения на данный вид

товаров и услуг;

— цена должна обеспечивать получение прибыли каждому нормально

работающему предприятию;

— цены должны иметь противозатратный характер и стимулировать улучшение

качества продукции и услуг;

— цена — это денежное выражение стоимости медицинских услуг.

Стоимость — это количество труда, вложенного в оказание медицинской

услуги определенного (заданного) качества. В отличие от товара, который

сначала производится, затем может храниться на складе и только потом

продается, любая услуга характеризуется тем, что процесс производства

совпадает с процессом реализации.

Структурными элементами цены (тарифа) на медицинские услуги являются

себестоимость и прибыль. Себестоимость рассчитывается за предшествующий

период времени. При этом отдельно определяются затраты на лечение одного

больного в каждом отделении стационара с учетом расходов по всем статьям,

категория сложности лечения и цены на услуги в параклинических отделениях.

Себестоимость — это выраженные в денежной форме материальные затраты и

оплата труда работников ЛПУ в расчете на единицу услуг (прикрепленного

жителя, пролеченного больного и т. п.). Себестоимость показывает, в какую

сумму обходится учреждению медицинское обслуживание, отражает текущие

расходы. Себестоимость является важнейшим экономическим показателем,

обобщающим деятельность учреждений.

Платные услуги были введены в первую очередь при оказании следующих видов

медицинской помощи: процедуры и хирургические операции косметического

характера, аборты, судебно-медицинская экспертиза, контактная коррекция

зрения, протезирование зубов, массаж. Бесплатными остались все виды помощи

при социально значимых заболеваниях и для отдельных контингентов населения

(пенсионеры, дети, студенты, инвалиды и др.).

Регулирование рынка в здравоохранении осуществляется по линии указанных

платных и бесплатных услуг, а также по линии установления цен на

медицинские услуги, развития личного интереса в предпринимательстве,

приватизации, в свободном выборе пациентом лечащего врача и медицинского

учреждения. Проблема маркетинга также актуальна в здравоохранении и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.