Рефераты. Литература - Социальная медицина (основы социальной медицины и управления)

потребности.

Потребность — это определенный вид нуждаемости (физиологической,

социальной, личностно-потребительской) с учетом особенностей образа жизни,

культурного уровня и психологической ориентации личности.

Запрос — это потребность, подкрепленная покупательской способностью.

Предложение (товар, удовлетворение потребности) — это услуги,

предлагаемые с учетом покупательского спроса и стоимости.

Маркетинговые услуги позволяют реализовать товар (услугу) в тех случаях,

когда определена потребность населения, когда услуга имеет преимущественное

качество и удовлетворяющую обе стороны цену. Маркетинг может позволять

реализовать услугу (товар) посредством обмена.

Сделка — коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами. Условия

сделки, помимо общего согласия, должны определяться законодательством.

Рынок — это совокупность существующих и потенциальных покупателей товара

(рынок товара, услуг, трудовых ресурсов и т. д.).

В связи с вышеизложенным маркетинг — это деятельность по производству и

реализации товара (услуг), направленная на удовлетворение спроса и

потребностей, с учетом качества и стоимости. Составными элементами рынка

являются коммерческие банки, биржи труда, поставщики, клиенты, профсоюзы.

В здравоохранении рынок представлен учреждениями государственного

здравоохранения. Кроме того, существуют: рынок пациентов; рынок идей; рынок

фармакологической продукции; рынок медицинской техники; рынок предметов и

услуг в области санитарии и гигиены; рынок услуг в области физической

культуры; рынок системы медицинского образования; рынок медицинских услуг и

нетрадиционных способов лечения и оздоровления; рынок медицинского

страхования и др. Каждый из видов рынка подразделяется на сегменты и виды

услуг, которые реализуют менеджеры и продавцы. Сегменты рынка определяются

потребителями с учетом медико-географических особенностей, возрастно-

половых, климатогеографических, психологических и других условий.

Рынок медицинских услуг — это совокупность медицинских технологий,

изделий медицинской техники, методов организации медицинской деятельности,

фармакологических средств, врачебного воздействия и профилактики. В плане

маркетинга любого медицинского учреждения должны быть предусмотрены

следующие вопросы.

1. Какова ситуация с наличием услуг (товара) среди определенной группы

населения или на определенной территории?

2. Каков спрос на данный вид услуг (товар)?

3. Каковы производственные и транспортные затраты на изготовление и

доставку товара (реализацию услуг), то есть себестоимость?

4. Какова потребительская стоимость товара (услуг) на местном рынке?

5. Какова покупательская способность населения?

6. Каковы выигрышные, предпочтительные стороны предлагаемой продукции

(или услуг) по сравнению с существующими на рынке?

7. Имеются ли медицинские, маркетинговые, психологические и рекламные

условия для воздействия на потребителя?

Для медицинских услуг применяются: монопольные цены (устанавливаются

производителем); номинальные цены с учетом себестоимости и минимальной

прибыльности; оптовые цены (для организаций отпускается большое количество

товара со значительной скидкой); розничные цены (в магазине) с учетом

допустимых наценок и выгоды продающей организации (продавца); рыночные цены

(равные розничным) (определяются группой продающих субъектов с учетом общей

выгоды); скользящие цены (устанавливаются с учетом различных условий);

твердые цены (определяются государством, ассоциациями потребителей,

договорами).

Существуют специальные сокращенные названия цен. Так, например, “сиф” —

цена (стоимость товара, включая стоимость перевозки до потребителя); “фоб”

— цена без доставки товара к потребителю; “франко” — цена, включающая

стоимость товара, транспортные расходы, затраты на погрузку, охрану,

хранение.

Одним из главных правил маркетинговой деятельности является

многоканальность сбыта и реализации товара (услуг). Наличие многих групп

потребителей разного пола, возраста, социального положения,

заинтересованных в данном виде услуг, может поддерживаться на основе

постоянного психологического воздействия на потребителя (реклама).

Медицинские услуги, как и любой товар, имеют свои стадии жизненного

цикла, знание которых имеет важное значение в маркетинге: 1) стадия

введения услуги на рынок; 2) стадия роста потребности;

3) стадия зрелости и насыщения; 4) стадия упадка потребности.

Существует 3 типа маркетингового контроля: контроль исполнения годового

плана, контроль прибыльности и контроль исполнения стратегических

установок.

Медицинские учреждения при маркетинге медицинских услуг должны учитывать:

возможности потребителя (количество, концентрация, платежеспособность,

структура заболеваемости); возможности лечебного учреждения (оснащенность,

состояние кадров, лицензирование услуг, фондовооруженность новой техникой,

опыт коммерческой деятельности); качество, уровень и доступность

медицинских услуг (набор услуг, их количество, дополнительные, желательные

и обязательные услуги, возможности совершенствования и обновления услуг, их

новизна, практический и медицинский эффект и др.); конкуренцию (количество

аналогичных услуг, их качество и эффективность, оснащенность новейшей

техникой, профессиональный уровень специалистов и их авторитет в других

учреждениях).

Стратегия маркетинга (поведение на медицинском рынке) подразделяется на

стратегию в отношении продукта (услуги) и стратегии в отношении рынка.

Направлениями стратегии маркетинга для медицинских учреждений могут быть

следующие.

1. Повышение качества потребительских свойств товара (услуги). Например,

для центров ГСЭН — это использование приборов с высокой разрешающей

способностью и высокой точностью для оценки состояния окружающей среды,

экспресс-методик.

2. Надежность изделия, его гарантированное обслуживание и ремонт.

3. Престижность фирмы и закрепление ее в качестве лидера по данной

услуге, производству.

4. Продажа товара (услуг) с сопутствующими нужными услугами.

5. Наличие новизны, повышающей узнаваемость продукта, улучшающей

возможность использования и эстетическое восприятие, усиливающей

эффективность и др.

Одним из видов маркетинговой стратегии в современном здравоохранении

должна стать стратегия социально-этического маркетинга, которая

предполагает ведение лечебно-профилактической деятельности, продажи товаров

и услуг для отдельных специальных групп населения (пенсионеров, ветеранов

войны и труда, блокадников, одиноких, малообеспеченных, многодетных, лиц с

социально значимыми заболеваниями и др.). В коммерческой деятельности

должна обязательно быть предусмотрена программа спонсорства, бесплатности,

снижения цен, благотворительности, честности, этической направленности.

Благоприятный имидж медицинской организации, ее искренняя

благотворительность создают психологическое доверие и в конечном счете —

медицинский и экономический эффект.

Медицинское страхование, его роль и пути совершенствования

Возможны несколько вариантов медицинского страхования населения:

— система здравоохранения экономически развитых стран, где охрана

здоровья финансируется из 3 основных источников — отчисления от доходов

предпринимателей, отчисления из государственного бюджета и страховые взносы

населения;

— медицинское обслуживание застрахованных как часть системы социального

страхования, когда все взносы на эту систему поступают в государственный

бюджет и затем распределяются по учреждениям (такая система существует в

России и Великобритании);

— система добровольного страхования здоровья, которая обеспечивает оплату

медицинской помощи коммерческими (получающими за эту работу прибыль),

некоммерческими и благотворительными организациями (такая система

функционирует, например, в США);

— страховая система (или, как ее называли ранее в России, “страховая

рабочая система”) — финансирование медицинской помощи рабочим, служащим и

членам их семей исключительно за счет предпринимателей.

Отсутствие эффективного механизма управления и хозяйствования в

здравоохранении, недостаток бюджетных средств и стабильных внебюджетных

источников финансирования, недостаточная оснащенность учреждений

здравоохранения медицинской техникой, нехватка лекарственных средства,

низкая заработная плата медицинских и фармацевтических работников не

обеспечивают должного уровня оказания медицинской помощи населению,

приводят к незаинтересованности медицинских работников в повышении

эффективности и качества работы. Несмотря на ежегодное увеличение

выделяемых на развитие здравоохранения бюджетных средств, доля их в объеме

валового национального продукта за последнее десятилетие не превышала 3—4%

(в 2—2,5 раза меньше, чем расходуется на здравоохранение в развитых

странах).

Действующий порядок финансирования здравоохранения требует новых форм и

подходов, основанных на сочетании заинтересованности и ответственности за

охрану здоровья не только государства, но и министерств, ведомств,

предприятий, учреждений, организаций, каждого гражданина. Такой формой

является медицинское страхование, которое предусматривает комплекс

мероприятий по аккумулированию страховыми организациями финансовых средств,

поступающих из бюджетных и внебюджетных источников на оплату медицинской

помощи застрахованным гражданам, при условии оплаты страховой организацией

медицинских услуг застрахованному лицу в определенных договором случаях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.