запредельное торможение.
15.С помощью выработки различных видов условного торможения:
угасательного, запаздывательного, дифференцировочного,условного тормоза.
16.Путем наблюдения за деятельностью человека и с помощью "переделки"
сигнального значения условных раздражителей. Легкое переключение с одного
рода деятельности на другой и быстрая "переделка" условных сигналов
свидетельствует о подвижности нервных процессов.
17.Сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник); сильный,
уравновешенный, инертный (флегматик); сильный, неуравновешенный, (холерик);
слабый, быстро истощаемый (меланхолик).
18.Наличие у человека второй сигнальной системы,абстрактное мышление,
планируемый целенаправленный труд с использованием техники, социально
детерминированное сознание, познание человеком самого себя.
19.Сон - периодически появляющаяся особая активность головного
мозга,при которой выключены сознание и механизмы поддержания естественной
позы, снижена чувствительность анализаторов.
20."Медленноволновый", или "медленный" сон, в котором различают
собственно медленный сон и дельта-сон, и "быстрый",или "парадоксальный"
сон.
21.Альфа-ритм: частота 8 - 13 гц,амплитуда примерно 50 мкВ,и дельта-
волны: частота 2 - 4 гц, амплитуда до 150 мкВ.
22.Бета-ритм: частота выше 13 гц, амплитуда менее 25 мкВ.
23.Совокупность фаз "медленного" и "быстрого" сна. 80 - 100 минут. 4 -
5 циклов.
24.Снижение мышечного тонуса, брадикардия, замедление дыхания ,
понижение температуры тела,понижение секреторной и моторной функций
желудочно-кишечного тракта, медленные движения глазных яблок.
25.Резкое снижение мышечного тонуса, быстрые движения глазных яблок,
сердечная и дыхательная тахиаритмии, нарушение терморегуляции,что может
сопровождаться как повышением, так и понижением температуры тела,отсутствие
активности желудочно-кишечного тракта, эрекция.
26.Возникающие во время сна образные,эмоционально окрашенные
представления,переживаемые как реальная действительность.Характерны для
фазы быстрого сна.
27.Увеличивается период дремоты, изменяется характер
сновидений,сокращается продолжительность периода "быстрого" сна; могут
появиться сновидения "устрашающего" характера.
28.Отдых организма, приспособление к изменению суточной освещенности
(циркадианные биоритмы),переработка и запоминание новой информации.
29.Предшествующее эмоциональное возбуждение,физическая и умственная
работа,действие на организм внешних раздражителей в период сна, избыточная
импульсация от внутренних органов.
30.Гипноз - искусственно вызванное с помощью внушения состояние
человека,когда неполностью выключено сознание и снижены реакции на все
раздражители,кроме слов гипнотизирующего,к которым человек становится
чрезвычайно восприимчивым.
31.Понижение тонуса скелетной мускулатуры, пластический тонус мышц
конечностей, амнезия, изменение личности, и наконец,полный сомнамбулизм,
фантастические внушения.
32.1) Уравнительная - эффект действия раздражителей одинаков,независимо
от силы; 2) парадоксальная - слабый по силе раздражитель оказывает влияние,
сильный не оказывает физиологического эффекта;3) ультрапарадоксальная -
возникает физиологический эффект от стимула, на который организм в
состоянии бодрствования не реагирует.
33.Это раздел медицины, изучающий влияние психики на возникновение и
течение соматических заболеваний, т.е. тела (сомы). Нервизм.
34.Выявление подсознательных травмирующих переживаний с помощью анализа
ассоциаций, сновидений, высказываний пациента, оговорок и перевод их на
уровень сознания,что облегчает понимание причин заболевания и процесс
лечения.
35."Представительство" внутренних органов в коре большого мозга,
афферентные и эфферентные связи ; условнорефлекторный механизм, механизм
эмоций, доминанта - все реализуется посредством эфферентных
нейрогуморальных влияний.
36.Длительная избыточная афферентная импульсация в ЦНС от пораженных
органов и часто повторяющиеся болевые и неприятные ощущения, что может
привести к нарушению психической деятельности человека.
37.Неравнозначность функций левого и правого полушарий. Правое
полушарие воспринимает действительность целиком, левое - дискретно.
38.Метод тахистоскопии, тест Вада,исследование людей,перенесших
операцию перерезки мозолистого тела ("расщепленный" мозг).
39.С помощью специальных приборов исследуют зрительное восприятие
левого и правого полушарий при неподвижном взоре подачей изображения в
правое или левое поля зрения;одновременно регистрируют ЭЭГ или ведут опрос
исследуемого о том, что он видел.
40.Испытуемому вводят небольшую дозу барбитурата в сонную артерию и
просят считать при поднятых руках. При поступлении наркотического вещества
в полушарие,в котором локализован центр речи, счет прекращается, на
противоположной стороне опускается рука.
41.Переработка слуховой информации,речевая функция, "логическое"
мышление.
42.Доминирование в восприятии зрительных пространственных образов,
манипулирование предметами, "образное" мышление.
43.И.П.Павлов.Первая - запуск условно- и безусловнорефлекторной
деятельности с помощью невербальных сигналов внешней среды; вторая -
обобщающая сигнализация в виде языка (речь,письмо,искусство и т.п.).
44.Все виды психической деятельности
(ощущения,восприятия,представления, мышление, внимание, чувства - эмоции и
воля),обеспечение физической неавтоматизированной деятельности,восприятие
пороговых и сверхпороговых раздражений внешней среды, а также избыточной
импульсации от внутренних органов при патологии.
45.Переработка поступившей информации, деятельность мозга во
сне,восприятие подпороговых внешних раздражителей и сигнализации от
внутренних органов, интуиция, автоматизированные реакции (навыки).
46.Эмоция - реакция организма на внешние или внутренние
раздражители,сопровождаемая ярко выраженными переживаниями.
47.Лимбическая система. Гиппокамп, поясная извилина, гипоталамус, свод,
миндалина, таламус.
48.Положительные - удовлетворение потребностей, известие о приятном
событии. Отрицательные - невозможность удовлетворения потребностей,
известие о неприятном событии.
49.1)Двигательные и голосовые реакции, 2)вегетативные (изменение
интенсивности функционирования внутренних органов и желез внутренней
секреции), 3)интроспективные (изменение состояния внутреннего мира человека
/его "я"/ и восприятия внешнего реального мира).
50.Изменение ритма сердцебиений и артериального давления, дыхания,
сужение или расширение зрачка, пилоэрекция,изменение уровня саливации,
гормональные сдвиги.
51.Потребность - источник активности организма , побуждение и цель его
поведения в окружающем мире.
52.Биологические (потребность в пище,одежде и др.), социальные
(потребность в социальном признании),идеальные (духовные).
53.Побуждение организма к действию.Причина - наличие потребности и
действие неблагоприятных факторов. Значение - удовлетворение потребности и
избегание или избавление от действия неблагоприятных факторов.
54.Стадия напряжения, стадия стенической отрицательной эмоции, стадия
астенической отрицательной эмоции, стадия невроза.
55.Состояние внимания,мобилизации, активности (ВМА). Повышается
работоспособность, усиливается функция органов и систем,обеспечивающих
решение данной задачи.
56.Характерно повышение эмоционального напряжения,что психологически
проявляется состоянием ярости (гнев, негодование) и сопровождается
предельным усилением активности органов и систем.В результате достигается
максимальная мобилизация ресурсов организма для выполнения стоящей перед
ним задачи.
57.Возникает при длительном эмоциональном напряжении,когда истощаются
интеллектуальные и энергетические резервы организма,в результате характерно
развитие состояния "ужаса,страха,тоски", подавляется умственная и
физическая активность.
58.Развитие невротического состояния,"переход" в болезнь.Применение
сверхсильных или необычных чрезвычайных раздражителей, выработка тонких
дифференцировок,частые нарушения динамического стереотипа условных
рефлексов,быстрая смена тормозного и возбуждающего раздражителей
("сшибка").
59.Положительные эмоции оказывают благотворное влияние на состояние
здоровья человека и стимулируют физическую и умственную его деятельность;
отрицательные стенические эмоции мобилизуют физические ресурсы и умственную
деятельность для достижения цели,но чрезмерно выраженные или часто
повторяющиеся оказывают негативное влияние на здоровье организма.
60.Речь человека способна передать информацию о текущих событиях, о
том, что было в прошлом и, вероятно, случится в будущем. Язык животных
передает информацию только о текущих событиях.
------------
1.С первых дней жизни.Ребенок при кормлении не берет грудь,если имеется
постороннее раздражение ,например,мокрая пеленка.
2.Угасательное и дифференцировочное торможение вырабатываются в конце
первого месяца жизни, запаздывательное и условный тормоз - во втором
полугодии первого года жизни.Все виды условного торможения хорошо выражены
к 6 - 7 годам.
3.Вырабатываются с большим трудом,выражены слабо,непостоянны.
4.Особая прочность условных рефлексов, большинство из которых сохраняют
свое значение на протяжении всей последующей жизни человека, и выработка
динамических стереотипов.
5.В конце первого года жизни,заканчивается к 20 - 22 годам.
6.У новорожденных - 21 час, в 6 месяцев - 18 часов, в 4 года - 12
часов, в 10 лет - 10 часов, в 16 лет - 8 часов.
7.Уменьшается от 60% у новорожденных до 20% у взрослых.
8.С момента рождения. Сначала появляются лишь отрицательные
эмоциональные реакции,служащие для взрослых сигналом неблагополучия.Со 2
месяца появляются положительные реакции, способствующие развитию движений и
вегетативной реактивности.
9.С 5 месяцев и в возрасте 5 лет соответственно.
10.На первом году жизни запас составляет 10-12 слов,к 2-м годам он
увеличивается до 300,к 3-м - до 1000,а к 4-м - до 2000 слов.
11.Ребенок резко отстает в общем развитии,приобретает повадки
животного,отстает в умственном развитии,речь у него не появляется даже если
вернуть его в общество человека.
12.Контакт с родителями с момента рождения.От генотипа и воспитания в
семье и обществе.
13.Если детеныша в момент рождения изолировать от родителей или особей
другого вида, то реакция следования не возникает.
14.Запечатлевание образов и объектов (родителей, братьев, вида пищи и
т.д.); усвоение поведенческих актов (дети повторяют действия родителей);
реакция следования - автоматическое следование за родителями или движущимся
объектом, впервые попавшим в поле зрения.
15.Импринтинг проявляется только в определенные (критические) периоды,
которых нет для условных и безусловных рефлексов; запечатлевание происходит
очень быстро (практически с первой встречи с объектом).
ISBN 5-88458-038-x
Программированное обучение и контроль по физиологии.
Учебное пособие
Под редакцией профессора В.М.Смирнова.
Ответственный за выпуск - Т.Е.Кузнецова.
Научные редакторы:,проф. В.И.Кобрин, доц. Т.Е.Кузнецова, доц.
И.А.Мурашова.
Редакторы: Э.В.Журомская, З.С.Савенкова.
Подписано в печать 17.II. 1997г. Формат 60х901/16
Объем 18,25 п.л. Тираж 1000 экз. Заказ_________ Бумага__________
РГМУ, Москва, 117869, ул.Островитянова д.1
Типография_________________________________
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59