и превращения тем самым сплошного раздражения в прерывистое,так как луч
света постоянно смещается с одних рецепторов на другие.
57.Быстрое (скачкообразное) непроизвольное движение глаз,направленное
на совмещение изображения на сетчатке с центральной ямкой.
58.Наименьшим углом зрения,под которым глаз способен еще видеть
отдельно две точки.1 минута. Такая острота зрения принимается за 1,0.
59.С помощью таблицы Головина: V = d/D, где V - острота зрения, d -
максимальное расстояние до таблицы,с которого исследуемый в состоянии
прочесть данную строку , D - максимальное расстояние,с которого он должен
видеть данную строку при нормальном зрении.
60.В совмещении главного фокуса преломляющих сред глаза с сетчаткой.
При миопии - двояковогнутые (рассеивающие) линзы, при гиперметропии -
двояковыпуклые (собирательные) линзы, при астигматизме - цилиндрические
линзы с различной преломляющей силой в разных их участках.
----------------
1.Сразу после рождения.Наиболее рано - вестибулярного аппарата,позже
других - слухового и зрительного анализаторов.
2.Рациональная тренировка и отдых в процессе обучения и воспитания
ребенка. К 17 - 20 годам жизни.
3.Возможно,об этом свидетельствует возникновение шевелений плода и
учащение его сердцебиений в ответ на сильные звуки в последние месяцы
беременности.
4.Общее вздрагивание, сокращение мимических мышц, закрывание
глаз,открывание рта,вытягивание губ,урежение дыхания и пульса.
5.В возрасте 2-х месяцев, в 14 - 19 лет соответственно.
6.В возрасте 6 - 7 месяцев, 32000 Гц (у взрослого 16000 Гц).
7.В 4 - 5 месяцев. Статические и статокинетические.
8.Общую двигательную реакцию.На втором и третьем месяцах жизни
соответственно.
9.Достаточно хорошо воспринимает и холод и тепло,но к холоду более
чувствителен.
10.При резком охлаждении возникают сморщивание лица,общая двигательная
реакция,крик,побледнение кожи. При согревании ребенок успокаивается,кожа
розовеет.
11.Возникает.У новорожденных ниже.В возрасте одного и двух-трех лет
12.Мимические движения; сразу после рождения.
13.К 7 - 8 месяцам внутриутробной жизни. Мимическими движениями.
Острота обоняния у новорожденных в 20 - 100 раз ниже, чем у взрослых.
14.На 2 - 3-м и на 4-м месяцах жизни соответственно. Адекватными
эмоционально-двигательными реакциями.
15.Сразу после рождения. В 6 месяцев и в возрасте 3 лет соответственно.
ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(два занятия)
Занятие 1-е
ПОНЯТИЯ. УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ. НАУЧЕНИЕ И ПАМЯТЬ.
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ВНД
1.Совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих
сознание, подсознательную переработку информации и индивидуальное поведение
организма в окружающей среде и обществе.
2.Совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих
осуществление безусловных рефлексов.
3.Осознаваемая активность мозга, сопровождаемая или несопровождаемая
физической работой. ВНД - понятие более широкое: психическая деятельность -
составная часть ВНД.
4.Сознание - субъективное, идеальное отражение с помощью мозга реальной
действительности.
5.Ощущения, восприятия, представления, мышление, внимание, чувства
(эмоции) и воля.
6.Процесс познания и накопление опыта с помощью механизмов памяти и
оперирование закодированной ранее информацией. Мышление - одна из форм
психической деятельности.
7.Восприятие - формирование субъективного образа реальных предметов и
явлений,действующих на органы чувств в данный момент.
8.Представление - идеальный образ предметов и явлений, которые в данный
момент не действуют на органы чувств.
9.И.М.Сеченов распространил механизм рефлекса на психическую
деятельность. И.П.Павлов открыл условные рефлексы, разработал метод их
выработки и с помощью этого метода исследования деятельности коры большого
мозга разработал основы учения о ВНД.
10.Открыл и изучил условные рефлексы, изучил типы ВНД, сформулировал
понятия - первая и вторая сигнальные системы, открыл закономерности
иррадиации и концентрации процессов возбуждения в коре большого мозга и
торможение условных рефлексов.
11.Приобретенную в онтогенезе реакцию организма на раздражитель, ранее
индифферентный для этой реакции. Кратковременная и долговременная память.
12.1) Неоднократное сочетанное действие двух раздражителей
(индифферентного и безусловного); 2) индифферентный раздражитель (будущий
условный) должен быть слабее и предшествовать безусловному;3) отсутствие
посторонних раздражителей,вызывающих болевую реакцию или ориентировочный
рефлекс.
13.При постоянном подкреплении условного раздражителя безусловным.
Потому что до начала выработки условного рефлекса этот раздражитель не
имеет отношения к данному безусловному рефлексу и при изолированном
действии не вызывает его.
14.Ориентировочная реакция на новизну (рефлекс "что такое?"). Эта
реакция дает возможность оценить изменения во внешней среде организма и
адекватно реагировать на эти изменения.
15.Между двумя центрами безусловных рефлексов, возникающих в ответ на
действие условного (индифферентного) и безусловного раздражителей.
Доминанта.
16.Повышенная возбудимость; способность "притягивать" и суммировать
возбуждения из других нервных центров; способность к длительному сохранению
возбуждения после окончания действия безусловного раздражителя (стойкость);
способность тормозить функции других нервных центров.
17.Появление условного рефлекса в ответ не только на условный
раздражитель, но близкие к нему индифферентные раздражители, подкрепление
которых не осуществлялось. В начале выработки условного рефлекса.
Иррадиация процесса возбуждения в коре большого мозга.
18.1)Условные рефлексы, классифицируемые по безусловным рефлексам, на
базе которых вырабатываются; 2)натуральные условные рефлексы;
3)искусственные (лабораторные) условные рефлексы.
19.1) По биологическому значению - пищевые, половые, оборонительные; 2)
по эфферентному отделу нервной системы - соматические (двигательные) и
вегетативные; 3) по виду рецепторов - экстеро-, интеро- и
проприорецептивные.
20.Условные рефлексы, которые образуются на сопутствующие раздражители
и в различных повторяющихся ситуациях жизнедеятельности организма
(например,вид и запах пищи). Очень легко образуются.
21.На сопутствующие раздражители (например, вид и запах пищи), на время
(прием пищи в одно и то же время ведет к началу выработки пищеварительных
соков перед едой) и на обстановку (например, на частое пребывание в
холодной комнате вырабатывается условнорефлекторное повышение обмена
веществ).
22.1)Простые (классические) - на одиночный раздражитель; 2) комплексные
- на комплекс одновременно действующих раздражителей или несколько
последовательно включаемых раздражителей; 3) цепные - на цепь
раздражителей, каждый из которых вызывает другой условный рефлекс; 4)
инструментальные - животное должно что-то сделать, например, нажать на
рычаг, чтобы добиться полезного результата.
23.Наличные условные рефлексы - условный и безусловный раздражители
(подкрепление) совпадают по времени действия хотя бы частично; следовые -
рефлекс на след от раздражителя - подкрепление включают, когда условный
раздражитель уже выключен.
24.Условный рефлекс,выработанный на базе другого условного
рефлекса.Например,после выработки оборонительного условного рефлекса на
звонок (подкрепление - раздражение конечности электрическим током) включают
другой индифферентный раздражитель - свет,а в качестве подкрепления -
звонок.Вырабатывается оборонительный условный рефлекс на свет.
25.1)Врожденные ; 2) видовые, поэтому их набор ограничен; 3) возникают
при действии адекватного раздражителя с определенного рецептивного поля; 4)
могут осуществляться на любом уровне нервной системы, даже без участия ЦНС
(периферические рефлексы); 5) достаточно постоянны.
26.1)Приобретенные - их надо вырабатывать;2)индивидуальные;3)возникают
на любой раздражитель с любого рецептивного поля, поэтому их набор не
ограничен; 4) главную роль в их выработке играют кора большого мозга и
ретикулярная формация; 5)весьма изменчивы.
27.1)Набор условных рефлексов неограничен - они могут вырабатываться на
любую ситуацию, в которой организм периодически оказывается; 2) условные
рефлексы изменчивы - если условия изменились и рефлекс не соответствует
условиям, он затормаживается; 3)могут возникать заранее, до возникновения
ситуации, которая прогнозируется.
28.Функциональная система - динамическая совокупность различных
органов и систем организма, формирующаяся для достижения полезного
(приспособительного) результата.
29.См. рис.50
30.1 - афферентный синтез; 2 - принятие решения с одновременным
формированием программы действия (3) и акцептора результата действия (4); 5
- действие; 6 - параметры результата действия; 7 - обратная афферентация от
рецепторов результата действия.
31.Процесс отбора, сопоставления и объединения разнообразных по
значению потоков афферентных возбуждений, составляющих основу для принятия
решения и формирования программы действия.
32.1 - мотивация; 2 - прошлый опыт (память); 3 - обстановочная
афферентация; 4 - пусковая афферентация.
33.Предполагаемую нейронную модель будущего результата действия и
аппарат сличения параметров реального результата действия с планируемым
результатом.
34.В акцептор результата действия, что обеспечивает сличение параметров
реального результата действия с параметрами планируемого результата.
35.В случае совпадения этих параметров возникает положительная
эмоция,функциональная система распадается.В случае несовпадения этих
параметров возникает отрицательная эмоция,вносится коррекция в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59