Рефераты. Банковская система РФ

др.). В основе взаимоотношений между государствами рублевой зоны лежали

следующие принципы: принятие обязательств о невведении собственных

национальных валют на период не менее 3-х лет (1992-1995 гг.);

использование единого законного платежного средства - рубля, отмена всяких

ограничений на его обращение, включая ограничения на прием наличных денег в

уплату за покупку товаров, оплату работ и услуг; соблюдение в рублевой зоне

единой финансовой и налоговой политики; соблюдение установленных

Центральным банком России единых унифицированных правил наличной и

безналичной эмиссии рубля, процентных ставок по кредитам центральных

(национальных) банков коммерческим банкам, по величине нормы обязательных

резервов коммерческих банков, хранимых в центральных (национальных) банках,

недопущение кредитования центральными банками бюджетных дефицитов

государств, имея в виду, что дефициты бюджета должны покрываться выпуском

государственных ценных бумаг (облигаций) для реализации населению,

предприятиям, коммерческим банкам, принятие обязательств по созданию

единого валютного рынка: проведение единой валютной политики, включая

единые правила определения курса рубля в отношении к иностранным валютам,

скоординированные действия по поддержанию курса рубля (проведение валютных

интервенций), определению круга физических и юридических лиц, допускаемых к

операциям по покупке и продаже валюты) по установлению правил вывоза рубля

и других валют за пределы рублевой зоны и прочих валютных ограничений;

принятие двусторонних соглашений с государствами рублевой зоны о

координации действий и защите взаимных интересов при условии введения каким-

либо из этих государств собственной национальной денежной единицы;

разработка мер по предотвращению возможного ущерба в случае введения

национальной валюты независимым государством рублевой зоны без

соответствующей заблаговременной информации России; подготовка соглашений с

государствами рублевой зоны о методах осуществления взаимных платежей и

расчетов между ними, об определении состояния платежных балансов, о

кредитовании операций взаимной торговли и урегулировании вопросов взаимной

задолженности. На основе указанных принципов строятся отношения государств

- членов рублевой зоны. Они обеспечивают условия для улучшения расчетов

между хозяйственными организациями стран - участниц Содружества Независимых

Государств, воздействуют на текущий рыночный курс национальной валюты,

который через обратные связи влияет на экспортно-импортные потоки, движение

капиталов, структуру экономики и состояние платежных балансов. В целом

новые взаимоотношения государств рублевой зоны проявляются в периоды

серьезной ломки структуры международных расчетов, изменений в экономике и

валютной сфере, означая попытки отразить сложившиеся перемены.

Одним из результатов либерализации финансовой системы в России стало

возникновение большого числа новых банков: на начало 1995 года

зарегистрировано свыше 2400 банков. Только за один 1993 год количество

коммерческих банков в Москве, по сообщению Центрального банка, возросло на

220. Многие недостатки российской банковской системы отражали трудности и

противоречия осуществляемых в стране преобразований. Кроме того банки

унаследовали от прошлого такие пороки, как негибкость, неготовность вести

честную конкурентную борьбу, стремление получать ресурсы из госказны и т.п.

Многие банки пошли по пути “исскуственной коммерциализации”, превратились в

денежных спекулянтов-посредников, предпочитающих кредитовать посреднические

структуры. Следует, однако, отметить, что несовершенства банковского

законодательства России преодолевались с большим трудом. Тем не менее,

происходило постепенное формирование достаточно строгих критериев при

выдаче лицензий коммерческим банкам. Несколько упростился порядок отзыва

лицензий у плохо работающих банковских и иных финансовых учреждений.

Следует отметить, что в 1993 году центральным банком было отозвано у

коммерческих банков только по г. Москве 8 лицензий. Практиковалась и такая

мера как запрет на проведение банковских операций без отзыва лицензии.

Например, только за нарушение порядка представления отчетности ГУ ЦБ РФ по

г. Москве в 1994г. оштрафовал 92 и предупредил 26 коммерческих банка. За

нарушение нормативов были введены экономические санкции в отношении 161

банка, ряд коммерческих банков были предупреждены о возможности отзыва

лицензий у 65 российских банков, а за три первых месяца 1995 года – уже

более чем у 40. Центральным банком постоянно ужесточались требования к

размеру капитала и оценке рисков. По данным ГУ ЦБ РФ по г. Москве, в 1995

году 528 банков допускали нарушения директивных экономических нормативов.

Общее количество случаев нарушений такого рода составило 2300. При

современной экономической ситуации в России вполне справедлива точка

зрения, согласно которой при всей своей энергии и инициативе российские

банки могут развиваться лишь настолько, насколько им позволяют

экономические неурядицы в стране. В последнее время “большие игры” с

участием российских банков были связаны с защитой от резких колебаний

процентных ставок и курса рубля, тогда как традиционный банковский бизнес

(в том числе предоставление инвестиционных займов и кредитов) имел очень

ограниченные размеры. Слабость законодательной базы, пересекающиеся права

владения между банками и предприятиями, отсутствие нормативов, касающихся

сроков расчетов, общая неуверенность и т.д. приводили к тому, что банки

неохотно порывали свои отношения с предприятиями, дополнительно выделяли

кредиты убыточным, но “своим” предприятиям. Вместе с тем, несмотря на

неплатежеспособность, большинство банков оставались ликвидными, пользуясь

рефинансированием центрального банка и доверием клиентов. Что объясняется

прямыми или косвенными гарантиями со стороны правительства. Подобная

практика пользуется поддержкой политиков, стемящихся сдержать рост

безработицы и сохранить государственный контроль над производством.

Реальный вклад банковского сектора в возрождение российской экономики был

весьма ограничен, а размеры финансовых учреждений, универсализм их

деятельности и качество предоставляемых услуг далеки от желаемого. Вместе с

тем в стране не без участия государственных властей происходила активная

перестройка банковской деятельности. У первой двадцатки крупнейших банков,

имеющих общенациональное значение, такие показатели качества как

надежность, сроки, отношения с клиентами, превращались в важный элемент

конкурентной борьбы. Одной из особенностей складывающейся банковской

системы стала неравномерность ее регионального развития: в Москве, Санкт-

Петербурге, Краснодаре, Самаре, Ростове, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и

Тюмени (по состоянию на 1 января 1995 года) были сосредоточены 40% банков

и 62% их филиалов.

Развитие банковской системы происходило в условиях, когда становление

законодательного процесса регулирования и процесса первоначального

накопления капитала соседствовали с высокой инфляцией и высоким уровнем

инфляционных доходов. Банковский рынок был предельно криминализирован, так

как возможность быстрой наживы стимулировала появление на этом рынке банков-

однодневок и “банков-паразитов”, которые переводили привлеченные денежные

ресурсы через подставные фирмы на запад. В этих условиях население и

предприятия размещавшие свои средства в коммерческих банках были подобны

“игрокам в казино”. Возможность получения высоких доходов была сопряжена

для них с риском потерять свои средства. Поэтому малейшие кризисные

предпосылки вызывали острую реакцию, выражавшуюся в оттоке капиталов из

банков. Малейшие слухи о “кризисе” банка могли привести к его краху.

Банковская система постоянно находилась в шаге от кризиса. Наиболее

существенен по своим последствиям был кризис августа 1995 года. Причины

возникновения банковского кризиса были очевидны. Замедление темпов

обесценения денег резко снизило дивиденды по спекулятивным сделкам, тем

самым доходность операций на популярном рынке межбанковских кредитов (далее

МБК) сократилась. Стабилизация экономики лишила банки легких доходов.

Падение производства, и как следствие, резкое снижение выпуска продукции

создали дополнительную проблему – проблему невозврата кредитов. Неплатежи

предприятий приводили к взаимным неплатежам банков. Все это привело к тому,

что банкротство определенной части коммерческих банков стало неизбежно.

Первым предвестником близости банковского кризиса послужил резкий рост

кредитных ставок в начале июля на рынке МБК. Также в качестве тревожных

признаков развития кризисной ситуации на рынке МБК послужили увеличение

доходности по ГКО на фоне снижения инфляции (нехватки рублевой массы) волна

закрытия лимитов кредитования коммерческим банкам, в том числе крупным и

крупнейшим. Толчком к началу событий послужило известие о задержках по

выплатам со стороны нескольких достаточно крупных банков (“Лефортовский”,

“Мытищинский”, “Часпромбанк”). Как правило, в подобных случаях банку-

должнику просто закрывались лимиты, а рынок продолжал функционировать. 24

августа количество невозвратов достигло критической массы, после чего

процесс стал неуправляемым. Благодаря тому что кредит “overnight”

невозможно было получить даже под 1000% годовых, не смогли закрыться более

ста банков, и с рынка МБК кризис перекинулся на смежный валютный рынок. В

четверг и пятницу, по данным МФД, объем операций, совершавшихся на этих

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.