Рефераты. Банковская система РФ

выручки) на оплату труда своих работников, приобретение оборотных средств

по свободным ценам. Таким образом, политика Центрального банка России,

направленная на снижение инфляционной напряженности в стране за счет

ограничения кредитной эмиссии, на практике обернулась обострением

кризисного состояния рынка ссудного капитала. Цель денежно-кредитной

политики - не провоцировать инфляцию, а обеспечить определенный

экономический рост и уровень занятости населения; основная задача-

затормозить инфляцию. Важнейшим объектом регулирования со стороны

Центрального банка России по-прежнему оставалась денежная масса в

обращении. Ее объем, в первую очередь, зависит от эмиссионной политики

органов государственной власти, принимающих непосредственное решение о

выпуске в обращение определенного количества банковских билетов и разменной

монеты. До последнего времени регулирование объема и структуры денежной

массы в обращении осуществлялось на основе ежеквартальных прогнозных

расчетов ее изменения в обороте. При этом принимались во внимание расчеты

кассовых оборотов предприятий и банков, прогнозные расчеты остатков средств

у населения в наличных деньгах и в организованных формах сбережений

(вкладов, сертификатов Сбербанка, займов, казначейских обязательств).

Результаты этих расчетов тщательно анализировались Центральным банком с

позиции обоснованности максимальных границ изменения денежной массы в

обращении в увязке с темпами экономического роста, уровнем цен и другими

показателями. По итогам анализа рассматривались вопросы о величине

кредитов, предоставляемых коммерческим банкам, сроках этих кредитов,

размере покупки и продажи государственных ценных бумаг. В условиях развитой

рыночной экономики процесс ограничения денежной эмиссии текущими

потребностями хозяйственного оборота регулируется эмиссионной политикой

Центрального банка, внутренним рынком кредитов. Различного рода изменения

уровня процентных ставок, курсов ценных бумаг и валютного курса, отражая те

или иные отклонения, позволяют вносить соответствующие корректировки в

денежно-кредитную политику. На 1992 г. и последующие годы предполагалось

устанавливать пределы роста различных показателей денежной массы в

обращении с помесячной разбивкой. Эти показатели, рассчитанные Центральным

банком, будут затем утверждаться Верховным Советом Российской Федерации. К

ним относятся, например, прогнозируемый объем процентных ставок, объем

валютных интервенций, а также вытекающий из этих показателей расчетный темп

инфляции. По итогам расчетов Центральный банк будет гибко устанавливать

нормативы ликвидности и резервов банков для регулирования кредитной и

депозитной деятельности различных финансовых институтов. Утверждаемые темпы

роста совокупной денежной массы в обращении послужат основой для проведения

Центральным банком России конкретных решений при проведении денежно-

кредитной политики в условиях рыночной экономики. Данный подход дает

возможность положить конец бесконтрольности в эмиссионном деле. Но он имеет

и определенные недостатки, главным из которых является отсутствие

экономической связи между денежно-кредитной сферой и реальной сферой

экономики - производством товаров и оказанием услуг. Эластичность, гибкость

и управляемость денежно-кредитного оборота в странах с рыночной экономикой

обеспечивается тем, что наличные деньги ссужаются Центральным банком под

обеспечение краткосрочных обязательств и под экономически обоснованные

потребности предприятий. Краткосрочный характер финансовых обязательств,

которые служат обеспечением денежной эмиссии, гарантирует возврат денег в

Центральный банк, не позволяет им застревать в каналах денежного обращения.

Благодаря этому достигается непрерывность денежного оборота и его

регулируемость в зависимости от эмиссионной политики Центрального банка.

Перестройка эмиссионного дела в России на принципах рыночной экономики -

одна из наиболее серьезных проблем, которые приходилось решать. В программе

углубления экономических реформ предусматривалось, кроме того, расширить

права Центрального банка России в части установления: дифференцированных

нормативов отчислений в банковский резерв; уровня ликвидных резервов банков

в форме процентного отношения ликвидных активов к суммарным активам, в том

числе на разном уровне для разных типов банков; норматива депонирования

банками на специальном счете в Центральном банке суммы в размере части

прироста кредитования и покупок облигаций в рублях и иностранной валюте;

норматива обязательных инвестиций в государственные ценные бумаги - для

банков, страховых компаний, пенсионных фондов, других финансово-кредитных

учреждений; прямых ограничений объема кредитных операций и гарантий других

финансово-кредитных учреждений, применяемых выборочно и лишь в

исключительных случаях по отношению к отдельным типам банков, видам

кредита, отрасли, региону. Анализ деятельности коммерческих банков за 1989-

1992 гг. показал, что за исследуемый период существенно увеличились объемы

собственных средств банков, возросла их численность (со 160 до 2,5 тыс.).

Много коммерческих банков со сравнительно небольшим уставным капиталом-до 5

млн. руб. (29%) и от 5 млн. до 25 млн. руб. (44%). Доля средних и крупных

банков с уставным капиталом от 25 млн. до 200 млн. руб. и выше - невелика и

не превышает 27%, Однако, несмотря на сравнительно небольшие размеры

уставного капитала именно коммерческие банки играли решающую роль в

экономике. Так, их кредитные вложения в хозяйство составляли 92% совокупных

кредитных вложений и продолжали постоянно увеличиваться. Данная тенденция

свидетельствовала о расширении масштабов и активизации деятельности

коммерческих банков по привлечению средств клиентуры, об укреплении их

позиций. С переходом банковской системы на коммерческие условия

кредитования банкротство хотя бы одного, даже мелкого банка может повлечь

за собой неплатежеспособность многих его клиентов. Как следствие, возникнет

цепная реакция - финансовый кризис. Если в условиях административно-

командной системы хозяйствования этого можно было избежать путем

принудительного кредитования предприятиями друг друга, то в условиях

рыночной экономики такое вряд ли будет возможно. Банковская система в

промышленно развитых странах в некоторой степени является частью

государственного управления. Так, регулирование банковской деятельности в

этих странах в настоящее время составляет одну из важнейших функций

государства, которая осуществляется либо через центральные банки, либо

через специально созданные для данных целей контрольные органы. Проблема

регулирования банковской деятельности в равной мере касается и нашей

страны, вставшей на путь рыночных преобразований. В силу того, что

значительная часть сбережений населения продолжала аккумулироваться в

сберегательных банках, коммерческие банки испытывали нехватку кредитных

ресурсов. Она восполнялась Центральным банком, выполняющим роль

перераспределителя ссудного фонда между сберегательными и коммерческими

банками. Благодаря этому Центральный банк был способен оказывать

существенное воздействие на коммерческие банки в отношении условий и

направления их кредитной деятельности. Немаловажной проблемой в

деятельности коммерческих банков становится осуществления расчетов в

иностранной валюте. Россия, как и многие страны Восточной Европы,

столкнулась с такой проблемой, как "долларизация" экономики. Причины этого

явления во многом вызваны практикующейся системой валютных отчислений

(продажи государству предприятиями части валютной выручки), которая привела

к появлению валютных счетов у юридических лиц, а также неэффективностью

существовавшей ранее системы валютного регулирования, обусловившей

образование частного оборота. В начале 90-х действовал порядок, согласно

которому 20% из 50% от экспортной выручки предприятий подлежат обязательной

продаже на внутреннем валютном рынке через уполномоченные коммерческие

банки (оставшиеся 30% валютной выручки предприятий направляются в валютный

резерв при Центральном банке для погашения внешнего долга). Это означало,

что если раньше банки совершали операции с СКВ только на валютной бирже, то

теперь они могут непосредственно удовлетворять заявки предприятий-

импортеров на покупку валюты, продавая им средства предприятий-экспортеров

в счет этих обязательных 20%. Тем самым новый порядок существенно расширял

права уполномоченных банков. Если 20% валютной выручки предприятий-

продавцов, предназначенных для реализации на внутреннем рынке, не встречают

эквивалентных требований покупателей валюты, то уполномоченные банки имеют

право ее выкупа за свой счет. Это означает, что коммерческие банки, имеющие

валютную лицензию, становятся крупными держателями инвалюты, аккумулируя ее

на достаточно длительный срок. Если будет произведена дополнительная

денежная эмиссия, коммерческие банки выступят в роли мощных валютных

накопителей и, ориентируясь на получение прибыли, смогут значительно

поднять курс безналичного доллара.

С распадом СССР и образованием СНГ большая часть входящих в Содружество

государств объединилась в так называемую рублевую зону с целью

использования в качестве законного платежного средства рубля наряду с

функционированием в денежных системах некоторых государств собственной

национальной валюты (в Беларуси, прибалтийских государствах, на Украине и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.