Рефераты. Банковская система РФ

заявления, что мы можем обойтись без новых кредитов, не просто не убеждают,

они настораживают. Ведь если "покончить" с привычкой брать "взаймы", то

скоро придется объявлять дефолт и по внешнему государственному долгу.

События 17 - 23 августа 1998 г. выявили всю глубину финансово-

экономического кризиса в стране. В этих условиях Президент Российской

Федерации объявил об отставке правительства С. В. Кириенко и о назначении

и. о. премьер-министра В. С. Черномырдина. Перед новым правительством стоят

Рис. 4. Средневзвешенная доходность ГКО

в апреле – августе 1998 года, в %

крайне сложные задачи по преодолению текущего кризиса и созданию условий

для перехода к устойчивому росту и структурной модернизации экономики. Для

этого необходимо снять глубинные противоречия структурного характера, о

которых говорилось выше. Поскольку прежняя модель воспроизводства исчерпала

себя, она нуждается в пересмотре и замене. Как представляется, целью новой

модели является принятие жестких и эффективных мер в целях устранения или

минимизации дисбалансов и деформаций в структуре общественного капитала и в

условиях воспроизводства в масштабах всей экономики. В этой связи давно

назрела необходимость в разработке стратегической программы экономического

развития, программы реалистичной и учитывающей неутешительный опыт всех

предыдущих правительственных документов, главным недостатком которых было

то, что они не носили комплексного характера, в том числе игнорировали

необходимость осуществления сильной социальной политики и не создавали

условий для структурной модернизации экономики на основе научно-

технического прогресса. В этой связи нет иных способов рационального

распределения очень ограниченных в результате кризиса ресурсов, кроме как

жесткой системы государственного экономического регулирования. Как

известно, система современного регулирования представляет собой синтез

рыночных и административных методов, а их пропорции зависят от конкретной

ситуации. Чем она острее, чем серьезнее кризис, тем выше роль и значение

государственных методов экономического регулирования, и наоборот, чем

стабильнее положение, тем выше роль рыночных механизмов распределения

ресурсов при сохранении за государством определенных функций в сфере

экономического и социального регулирования. Это и понятно, высота или

жесткость государственного регулирования находится в линейной зависимости

по меньшей мере от двух факторов: во-первых, от величины наличных ресурсов

и, во-вторых, от остроты противоречий и деформаций функционирующего

капитала и общественного воспроизводства. В этой связи существенно важно

восстановление нормальной структуры общественного капитала и условий

воспроизводства во всех отраслях экономики. Задача эта непростая, ее

решение требует определенного периода времени, и на этот период она

неотделима от жесткого государственного регулирования. В этой связи

существенно важны три блока мероприятий с целью: во-первых, восстановления

условий воспроизводства основного капитала, прежде всего его активных

элементов, для чего необходимо оптимизировать межотраслевое

перераспределение части чистого продукта через систему цен и сформировать

общегосударственную систему капиталовложений в различных формах, включая

специальный инвестиционный бюджет и систему налоговых и кредитных льгот в

этой области; во-вторых, восстановления денежно-ссудной части общественного

капитала, что требует большего времени, зависит от хода восстановления и

воспроизводства действительного капитала, а также от эффективности мер по

противодействию оттока отечественных капиталов за границу; в-третьих,

форсированной модернизации деформированной структуры распределения доходов,

поскольку сложившаяся структура жестко лимитирует как личный

потребительский, так и инвестиционный спрос, будучи связана с неприемлемой

деформацией системы сбережений и их использования. Существенное значение в

этом аспекте имеет система бюджетного финансирования, ее роль в

перераспределении части чистого или конечного продукта. Очевидно, что

масштабы последнего не могут быть одинаковыми для различных стран и зависят

прежде всего от уровня социально-экономического развития, его конкретных

этапов и характера решаемых задач. Существенно важно, на каких принципах

строится бюджетный механизм, мобилизация его доходов и система их

распределения и использования. Или иначе - подчинен ли он интересам

общества в целом или отводит преимущественное значение групповым интересам

господствующих кругов большого бизнеса. Не менее важно также укрепление

системы государственного экономического регулирования и повышение уровня

его экономической и социальной эффективности. Это связано с тем, что на

деле произошло серьезное ослабление, а во многих случаях отказ государства

от выполнения этой его безальтернативной функции. Степень управляемости в

экономике серьезно понизилась, а там и тогда, где и когда режим осуществлял

разрозненные, нередко противоречивые акции в области экономического

регулирования, - эти последние были направлены не столько на создание

условий для устойчивого, сбалансированного роста, сколько имели в своей

основе прежде всего интересы отдельных олигархических групп. Факты

показывают, что в обстановке реформ одним из главных условий быстрого

обогащения явилась близость и связи соответствующих предпринимательских

кругов с госаппаратом, прежде всего с чиновниками его высших эшелонов.

Тотальная коррумпированность бюрократии превратилась в имманентную черту

экономического реформирования. Речь, следовательно, идет о соотношении

интересов частного бизнеса и общенациональных, общегосударственных

интересов. Для выхода из кризиса необходимо подчинить интересы частного

капитала общенациональным интересам, поскольку обратный вариант блокирует

такой выход. Как показала практика, прежде проводившаяся государственная

экономическая политика оказалась не в состоянии выполнить задачи, связанные

с реализацией программы реформ, с наименьшими экономическими издержками и

социальным ущербом. Более того, эта политика выступила в качестве одной из

главных причин, приведших к глубокому и затяжному кризису. При этом

пагубную роль сыграла и приверженность к монетаристской модели в

истолковании представителей Чикагской школы. Дело в том, что кризис,

вызванный рыночными механизмами, невозможно устранить только и

исключительно с помощью рыночных же методов регулирования. Как подтвердил и

мировой опыт, и многочисленные теоретические разработки, начиная с

кейнсианских подходов и кончая последними изысканиями экспертов

Международного валютного фонда и Мирового банка, - чем меньше объем

наличных ресурсов, тем большая ответственность ложится на государство, на

его органы экономического регулирования: именно они призваны обеспечить

рациональное, экономически и социально приемлемое распределение и

использование ограниченных ресурсов, поскольку выполнение этой задачи не по

силам чисто рыночным механизмам.

3. Перспективы развития и пути совершенствования банковской системы.

3.1. Положительные аспекты зарубежных банковских систем.

Считается, что в рыночно развитых странах банковские системы возникли и

созрели давно. Рассмотрим на нескольких примерах, так ли это на самом деле

и какие ценные уроки можно извлечь из чужого опыта. Английская банковская

система в начале нашего века выглядела таким образом. БАНК АНГЛИИ —

центральный банк. ДЕПОЗИТНЫЕ БАНКИ (первый из них - The London &

Westminster bank — был основан в 1834 г.) занимались почти исключительно

приемом денежных вкладов и выдачей краткосрочных ссуд предприятиям крупной

торговли и аристократии под залог надежных ценных бумаг (государственных и

др.), а также покупкой краткосрочных векселей, выдачей денежных ссуд на

бирже. КРЕДИТНЫЕ И ТОРГОВЫЕ БАНКИ не принимали вкладов и занимались

практически только учредительскими (спекулятивными) операциями, а также

выдавали экспортные кредиты. КРЕДИТНЫЕ ПОСРЕДНИКИ — это были, ВО-ПЕРВЫХ,

вексельные маклеры, зани мавшиеся главным образом покупкой векселей и

перепродажей их банкам, ВО-ВТОРЫХ, фондовые маклеры, обеспечивавшие

посреднические услуги при заключении биржевых сделок. КЛИРИНГОВЫЕ ДОМА. В

последующие десятилетия эта структура изменилась незначительно. Сейчас в

Великобритании выделяют следующие виды коммерческих банков.

1. Депозитные банки. К ним относятся наиболее крупные банковские монополии

— клиринговые банки, доминирующие в депозитно-ссудных операциях внутри

страны. Клиринговые банки — это так называемые банки "большой четверки" —

National Westminster Bank, Lloyd's Bank, Midland Bank и Barclay's Bank. Они

получили название клиринговых в силу заключенных между ними клиринговых

соглашений о зачете взаимных требований. Клиринговые банки принадлежат к

числу универсальных, предоставляющих своим клиентам свыше 300 различных

услуг. Наиболее крупные банки имеют свои специфические черты: определенный

круг клиентуры, территориальную или отраслевую специализацию, свою

концепцию развития деятельности и т.д.

2. Торговые банки действуют в сфере внешней торговли и международных

финансово-кредитных операций.

3. Банки Содружества. В настоящее время насчитывается 7 крупных британских

заграничных банков.

4. Иностранные банки в Великобритании. Таких банков сейчас насчитывается

около 450.

5. Консорциальные банки, в которых участвуют по крайней мере две стороны,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.