источников покрытия таких затрат; - создание и корректировка
законодательной базы для быстрого и эффективного проведения
реструктуризации, в том числе позволяющей снижать долю старых акционеров в
капитале реструктурируемых банков, расширять возможность участия
государства (в том числе Банка России) в капиталах банков, объективно
требующих поддержки; - создание законодательства в области гарантирования
вкладов граждан в банках, банкротства кредитных организаций,
законодательства о залоге; - создание "Агентства по реструктуризации
кредитных организаций" (АРКО), которое возьмет на себя основную часть
оперативной работы по взаимодействию с реструктурируемыми и ликвидируемыми
банками, по работе с "плохими" активами реструктурируемых банков, по
участию в управлении такими банками, оказанию экономической поддержки по
реализации имущества ликвидируемых банков; - обеспечение прозрачности
планов и процессов реструктуризации; - выработка и воплощение в жизнь
плана проведения неотложных мер по реструктуризации банковской системы,
исходя из подходов, изложенных в настоящей программе; - проведение
переговоров с международными кредитно - финансовыми организациями об
оказании поддержки, в том числе путем предоставления средств на
формирование капитала АРКО, на привлечение высококвалифицированных
иностранных банковских специалистов к участию в реструктуризации
конкретных банков, на пополнение ресурсов банковской системы; -
проведение активной политики в поддержке и развитии инфраструктуры
финансовых рынков: бирж, расчетных и клиринговых систем, депозитариев; -
разработка новых форм участия государства в кредитной поддержке экономики
через банковскую систему, в том числе путем переучета Банком России
векселей предприятий реального сектора экономики; - усиление банковского
надзора путем улучшения качества и оперативности анализа банковской
отчетности, унификации и упрощения процедур составления и представления
отчетности, быстрой и эффективной диагностики банковских проблем, четкости
и выверенности оперативных действий, контроля за выполнением предписаний,
уточнения экономических нормативов и иных требований к банкам.
Предваряя конкретные шаги, которые можно сделать в конкретном регионе с
конкретными банками в рамках существующего правового, экономического и
банковского пространства в целях сохранения или восстановления расчетно-
кредитной системы региона и через это — всей страны, следует отметить, что
в известных рамках они могут иметь свои варианты и проявления. При этом не
обязательно, чтобы каждый субъект Федерации занимался этими процедурами
обособленно, более того, для определенного количества регионов, где и
раньше-то банковской системы как таковой не существовало, объективно
требуется объединение сил. Деньги, как известно, границ не признают и
политическими амбициями не страдают.Реструктуризация банковской системы, а
по большому счету, ее сохранение в масштабах, требуемых для выполнения
определенных функций, не терпит отлагательства. Опыт Башкортостана может
быть полезен другим или хотя бы стать предметом профессионального
обсуждения. Процесс реструктуризации в этом регионе развивался следующим
образом.
Первый шаг. Территориальное учреждение Центрального банка РФ исследует
поднадзорную территорию, образно говоря, поле недавнего "боя", проводит
инспекцию войск, определяя живых, раненых и погибших. Эта процедура хотя и
болезненная, но не требующая специальной подготовки: территориальные
учреждения Банка России давно пользуются рекомендациями ЦБ РФ о критериях
определения финансового состояния банков, его указаниями о пересчете
капитала кредитных организаций и другими инструментами для определения
реального положения дел каждого банка и распределения их по соответствующим
группам. В результате явно выделятся банки, сохранившие капитал и
платежеспособность, и банки, потерявшие и то, и другое. Во второй группе, к
сожалению, будут и системообразующие банки регионального значения, которым
потребуется пройти процесс реструктуризации. В Республике Башкортостан
таковым определился агропромышленный банк, занимающий среди 18 банков
республики по количеству филиалов первое место, по валюте баланса, сумме
активов и вкладов — четвертое, по численности персонала — второе.
Второй шаг. Территориальное учреждение Банка России на основании оценки
роли и значения кредитной организации в экономике региона, круга
обслуживаемой ею клиентуры, возможных последствий ликвидации банка,
учитывая мнения финансовых, налоговых, исполнительных органов, определяет
конкретные банки для предстоящей реструктуризации. Одновременно, на
основании тех же критериев и других, выработанных в надзорной деятельности,
определяется финансово-устойчивая кредитная организация — опорный банк —
способная осуществлять расчетно-кредитное и кассовое обслуживание клиентуры
неплатежеспособного банка, в том числе по вкладным операциям. В Республике
Башкортостан в качестве опорного выбрали КБ "Социнвестбанк". При этом было
решено укрепить его устойчивость присоединением к нему двух стабильно
работающих малых банков, также специализирующихся на обслуживании
предприятий агропромышленного сектора.
Третий шаг. По инициативе территориального учреждения Банка России
руководством области, края, республики принимается решение о приоритетах в
организации расчетно-кредитного обслуживания предприятий и учреждений
региона и сохранении сети конкретных банков. Это могут быть постановления
администраций или решения комиссий по финансам и кредитам, банковских
советов при администрациях. Главное, чтобы они смогли помочь
скоординировать действия банков, их клиентов, налоговых органов, местных
администраций, а также подготовить общественное мнение. В Башкортостане
принципиальное решение было принято республиканским банковским советом при
Национальном банке, возглавляемым премьер-министром республики, куда входят
министры финансов и экономики, республиканской налоговой службы,
руководители крупных коммерческих банков. Далее последовало постановление
Кабинета Министров РБ, устанавливающее порядок перевода бюджетных и
внебюджетных счетов городов и районов, расчетных счетов хозяйствующих
субъектов с государственной или муниципальной долей участия в капиталах.
Четвертый шаг. Наблюдательный совет реформируемого банка принимает решение
о последовательной ликвидации филиалов банка и разрешении открывать в
занимаемых ими зданиях филиалы и (или) дополнительные офисы опорного банка.
Совет опорного банка принимает решение об открытии филиалов и (или)
дополнительных офисов на площадях, занимаемых реформируемым банком.
Пятый шаг. Исполнительные органы обоих банков заключают договор о
намерениях или соглашение о предполагаемых действиях, основные составляющие
которых описаны ниже.
Шестой шаг. Исполнительный орган реформируемого банка образует
ликвидационные комиссии по каждому своему филиалу, которые уведомляют всех
кредиторов и вкладчиков, а также работников о закрытии филиалов, проводят
инвентаризации и составляют передаточные акты. Готовят активы и пассивы к
передаче на баланс головного банка в соответствии с гражданским
законодательством и инструкцией ЦБ РФ № 75-И от 23.06.98.
Седьмой шаг. Реформируемый банк увольняет, опорный банк принимает часть
персонала филиала для начала функционирования подразделения опорного банка,
из них назначаются исполнительные руководители филиала (дополнительного
офиса), главный бухгалтер, заведующий кассой. В нашем примере ориентир был
взят на создание дополнительных офисов в целях экономии средств на
регистрационный сбор за открытие филиала, устранения проблем, связанных с
присвоением банковского идентификационного кода филиалу и предварительного
согласования руководителей с Национальным банком РБ.
Восьмой шаг. Клиенты открывают второй (дополнительный) расчетный счет во
вновь открытом филиале (дополнительном офисе) опорного банка, вкладчики
оформляют заявления на расторжение договора банковского вклада с
реформируемым банком и на согласие зачисления остатка денежных средств на
новый счет в опорном банке.
Девятый шаг. Реформируемый и опорный банки уточняют сумму вкладов, а также
некоторых других обязательств первого, на эту сумму выбирают активы (в
большинстве своем ссудную задолженность 1—2 групп, здания, имущество,
необходимые для функционирования подразделений второго банка).
Десятый шаг. Активы и пассивы филиалов реформируемого банка передаются на
баланс головного банка. Исполнительные органы банков подписывают договор
уступки долга на сумму вкладов граждан и договор переуступки прав требова
ния к должникам реформируемого банка на соответствующую сумму.
Реформируемый банк уведомляет своих должников о передаче требований
опорному банку. При недостаче стандартной ссудной задолженности оставшаяся
часть вкладов покрывается другими ликвидными активами. Реформируемый банк
передает опорному банку определенную договором сумму активов и пассивов.
Одиннадцатый шаг. Опорный банк выделяет своим вновь организованным филиалам
активы и пассивы, производит разделение баланса.
Двенадцатый шаг. Реформируемый банк сворачивает свою деятельность, начинает
предликвидационные процедуры под контролем территориального управления
Центробанка.
Тринадцатый шаг. Главное территориальное управление Банка России направляет
ходатайство на отзыв лицензии у реформируемого банка, в целях защиты
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29