Рефераты. Банковская система РФ

источников покрытия таких затрат; - создание и корректировка

законодательной базы для быстрого и эффективного проведения

реструктуризации, в том числе позволяющей снижать долю старых акционеров в

капитале реструктурируемых банков, расширять возможность участия

государства (в том числе Банка России) в капиталах банков, объективно

требующих поддержки; - создание законодательства в области гарантирования

вкладов граждан в банках, банкротства кредитных организаций,

законодательства о залоге; - создание "Агентства по реструктуризации

кредитных организаций" (АРКО), которое возьмет на себя основную часть

оперативной работы по взаимодействию с реструктурируемыми и ликвидируемыми

банками, по работе с "плохими" активами реструктурируемых банков, по

участию в управлении такими банками, оказанию экономической поддержки по

реализации имущества ликвидируемых банков; - обеспечение прозрачности

планов и процессов реструктуризации; - выработка и воплощение в жизнь

плана проведения неотложных мер по реструктуризации банковской системы,

исходя из подходов, изложенных в настоящей программе; - проведение

переговоров с международными кредитно - финансовыми организациями об

оказании поддержки, в том числе путем предоставления средств на

формирование капитала АРКО, на привлечение высококвалифицированных

иностранных банковских специалистов к участию в реструктуризации

конкретных банков, на пополнение ресурсов банковской системы; -

проведение активной политики в поддержке и развитии инфраструктуры

финансовых рынков: бирж, расчетных и клиринговых систем, депозитариев; -

разработка новых форм участия государства в кредитной поддержке экономики

через банковскую систему, в том числе путем переучета Банком России

векселей предприятий реального сектора экономики; - усиление банковского

надзора путем улучшения качества и оперативности анализа банковской

отчетности, унификации и упрощения процедур составления и представления

отчетности, быстрой и эффективной диагностики банковских проблем, четкости

и выверенности оперативных действий, контроля за выполнением предписаний,

уточнения экономических нормативов и иных требований к банкам.

Предваряя конкретные шаги, которые можно сделать в конкретном регионе с

конкретными банками в рамках существующего правового, экономического и

банковского пространства в целях сохранения или восстановления расчетно-

кредитной системы региона и через это — всей страны, следует отметить, что

в известных рамках они могут иметь свои варианты и проявления. При этом не

обязательно, чтобы каждый субъект Федерации занимался этими процедурами

обособленно, более того, для определенного количества регионов, где и

раньше-то банковской системы как таковой не существовало, объективно

требуется объединение сил. Деньги, как известно, границ не признают и

политическими амбициями не страдают.Реструктуризация банковской системы, а

по большому счету, ее сохранение в масштабах, требуемых для выполнения

определенных функций, не терпит отлагательства. Опыт Башкортостана может

быть полезен другим или хотя бы стать предметом профессионального

обсуждения. Процесс реструктуризации в этом регионе развивался следующим

образом.

Первый шаг. Территориальное учреждение Центрального банка РФ исследует

поднадзорную территорию, образно говоря, поле недавнего "боя", проводит

инспекцию войск, определяя живых, раненых и погибших. Эта процедура хотя и

болезненная, но не требующая специальной подготовки: территориальные

учреждения Банка России давно пользуются рекомендациями ЦБ РФ о критериях

определения финансового состояния банков, его указаниями о пересчете

капитала кредитных организаций и другими инструментами для определения

реального положения дел каждого банка и распределения их по соответствующим

группам. В результате явно выделятся банки, сохранившие капитал и

платежеспособность, и банки, потерявшие и то, и другое. Во второй группе, к

сожалению, будут и системообразующие банки регионального значения, которым

потребуется пройти процесс реструктуризации. В Республике Башкортостан

таковым определился агропромышленный банк, занимающий среди 18 банков

республики по количеству филиалов первое место, по валюте баланса, сумме

активов и вкладов — четвертое, по численности персонала — второе.

Второй шаг. Территориальное учреждение Банка России на основании оценки

роли и значения кредитной организации в экономике региона, круга

обслуживаемой ею клиентуры, возможных последствий ликвидации банка,

учитывая мнения финансовых, налоговых, исполнительных органов, определяет

конкретные банки для предстоящей реструктуризации. Одновременно, на

основании тех же критериев и других, выработанных в надзорной деятельности,

определяется финансово-устойчивая кредитная организация — опорный банк —

способная осуществлять расчетно-кредитное и кассовое обслуживание клиентуры

неплатежеспособного банка, в том числе по вкладным операциям. В Республике

Башкортостан в качестве опорного выбрали КБ "Социнвестбанк". При этом было

решено укрепить его устойчивость присоединением к нему двух стабильно

работающих малых банков, также специализирующихся на обслуживании

предприятий агропромышленного сектора.

Третий шаг. По инициативе территориального учреждения Банка России

руководством области, края, республики принимается решение о приоритетах в

организации расчетно-кредитного обслуживания предприятий и учреждений

региона и сохранении сети конкретных банков. Это могут быть постановления

администраций или решения комиссий по финансам и кредитам, банковских

советов при администрациях. Главное, чтобы они смогли помочь

скоординировать действия банков, их клиентов, налоговых органов, местных

администраций, а также подготовить общественное мнение. В Башкортостане

принципиальное решение было принято республиканским банковским советом при

Национальном банке, возглавляемым премьер-министром республики, куда входят

министры финансов и экономики, республиканской налоговой службы,

руководители крупных коммерческих банков. Далее последовало постановление

Кабинета Министров РБ, устанавливающее порядок перевода бюджетных и

внебюджетных счетов городов и районов, расчетных счетов хозяйствующих

субъектов с государственной или муниципальной долей участия в капиталах.

Четвертый шаг. Наблюдательный совет реформируемого банка принимает решение

о последовательной ликвидации филиалов банка и разрешении открывать в

занимаемых ими зданиях филиалы и (или) дополнительные офисы опорного банка.

Совет опорного банка принимает решение об открытии филиалов и (или)

дополнительных офисов на площадях, занимаемых реформируемым банком.

Пятый шаг. Исполнительные органы обоих банков заключают договор о

намерениях или соглашение о предполагаемых действиях, основные составляющие

которых описаны ниже.

Шестой шаг. Исполнительный орган реформируемого банка образует

ликвидационные комиссии по каждому своему филиалу, которые уведомляют всех

кредиторов и вкладчиков, а также работников о закрытии филиалов, проводят

инвентаризации и составляют передаточные акты. Готовят активы и пассивы к

передаче на баланс головного банка в соответствии с гражданским

законодательством и инструкцией ЦБ РФ № 75-И от 23.06.98.

Седьмой шаг. Реформируемый банк увольняет, опорный банк принимает часть

персонала филиала для начала функционирования подразделения опорного банка,

из них назначаются исполнительные руководители филиала (дополнительного

офиса), главный бухгалтер, заведующий кассой. В нашем примере ориентир был

взят на создание дополнительных офисов в целях экономии средств на

регистрационный сбор за открытие филиала, устранения проблем, связанных с

присвоением банковского идентификационного кода филиалу и предварительного

согласования руководителей с Национальным банком РБ.

Восьмой шаг. Клиенты открывают второй (дополнительный) расчетный счет во

вновь открытом филиале (дополнительном офисе) опорного банка, вкладчики

оформляют заявления на расторжение договора банковского вклада с

реформируемым банком и на согласие зачисления остатка денежных средств на

новый счет в опорном банке.

Девятый шаг. Реформируемый и опорный банки уточняют сумму вкладов, а также

некоторых других обязательств первого, на эту сумму выбирают активы (в

большинстве своем ссудную задолженность 1—2 групп, здания, имущество,

необходимые для функционирования подразделений второго банка).

Десятый шаг. Активы и пассивы филиалов реформируемого банка передаются на

баланс головного банка. Исполнительные органы банков подписывают договор

уступки долга на сумму вкладов граждан и договор переуступки прав требова

ния к должникам реформируемого банка на соответствующую сумму.

Реформируемый банк уведомляет своих должников о передаче требований

опорному банку. При недостаче стандартной ссудной задолженности оставшаяся

часть вкладов покрывается другими ликвидными активами. Реформируемый банк

передает опорному банку определенную договором сумму активов и пассивов.

Одиннадцатый шаг. Опорный банк выделяет своим вновь организованным филиалам

активы и пассивы, производит разделение баланса.

Двенадцатый шаг. Реформируемый банк сворачивает свою деятельность, начинает

предликвидационные процедуры под контролем территориального управления

Центробанка.

Тринадцатый шаг. Главное территориальное управление Банка России направляет

ходатайство на отзыв лицензии у реформируемого банка, в целях защиты

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.