Рефераты. Банковская система РФ

нормативы ЦБР. В этом случае непонятно, пожалуй, лишь одно - почему бы

"уполномоченным" не взять на себя и остальные функции Центрального банка,

освободив последний от его обязанностей. Однако наибольший резонанс в

финансово-банковских кругах получила разработанная коллективом специалистов

под руководством Г. Тосуняна концепция переформирования банковской системы

страны, в которой особое внимание уделено необходимости реформирования

верхнего уровня системы - Центрального банка. В концепции Г. Тосуняна

отмечается, что банк России и коммерческие банки, другие кредитные

учреждения осуществляют разные, но взаимодополняющие функции единого

организма - двухуровневой банковской системы. И этим организмом Центробанку

надо управлять в духе сотрудничества, всяческого расширения возможностей

оборота денежных ресурсов. Центральный банк в любой стране представляет

собой систему одновременно и регулирования, и надзора, и обслуживания всей

совокупности имеющихся кредитных учреждений. Природа деятельности главного

банка страны двойственна. Он призван одновременно выражать и интересы

общества, и интересы банковской системы. С этими идеями инициатора

разработки концепции трудно не согласиться.

Сегодня Банк России целенаправленно занимается разработкой комплекса

мер по реструктуризации банковской системы. При подготовке данного

документа учитывались имеющиеся у государства и Банка России реальные

финансовые возможности по поддержке российских банков, опыт работы Банка

России по нормализации деятельности финансово нестабильных банков,

подходы, реализуемые при реструктуризации банковских систем зарубежных

стран, а также рекомендации специалистов, в том числе из международных

финансовых организаций. Реструктуризация банков - это управляемый

согласованными мерами Банка России, законодательной и исполнительной

власти, действиями учредителей (участников), кредиторов и руководителей

кредитных организаций процесс изменения структуры банковской системы,

восстановления условий и функций, необходимых для банковского обслуживания

потребностей экономики. Процесс реструктуризации банковской системы

предполагает обеспечение следующих основных принципов: - приоритетность

защиты интересов частных вкладчиков; - равное отношение к защите интересов

всех кредиторов и клиентов, в том числе иностранных; - прозрачность и

открытость процесса реструктуризации обязательств и активов банков; -

экономическая ответственность собственников банков, не способных платить

по обязательствам, выраженная в сокращении доли и объема принадлежащего им

банковского капитала, привлечение их к процессу реструктуризации путем

осуществления дополнительных взносов в капитал банков; - участие

кредиторов в процедурах реструктуризации; - оказание государственной

поддержки только тем банкам, которые принимают и успешно реализуют

программы финансового оздоровления, ориентированные прежде всего на

самостоятельное решение возникших проблем. Целями реструктуризации

банковской системы в краткосрочной перспективе (до середины 1999 года)

являются: - восстановление способности банковской системы оказывать

базовый комплекс услуг; - увеличение капитала жизнеспособного ядра

банковской системы, улучшение качества активов, создание долгосрочной

ресурсной базы для банковского обслуживания потребностей реального сектора

экономики и проведения платежей; - реструктуризация отдельных крупных

неплатежеспособных банков, ликвидация которых принесла бы значительные

социальные и экономические издержки; - восстановление доверия к банкам со

стороны частных вкладчиков, кредиторов и клиентов, в том числе иностранных

партнеров; - недопущение утраты банковских технологий и имущественных

комплексов, которые могут быть использованы для ведения

конкурентоспособной банковской деятельности; - отстранение неспособного к

конструктивной работе банковского управленческого персонала, его замена на

управленцев, добросовестно защищающих интересы всех кредиторов, клиентов и

акционеров банка; - привлечение к участию в капиталах банков новых

собственников, в том числе иностранных инвесторов; - восстановление

нормального функционирования финансовых рынков, в т.ч. межбанковского

денежного рынка. В среднесрочной перспективе целью программы является

восстановление деятельности банковской системы на коммерческих принципах и

создание условий для ее активной работы с реальным сектором экономики,

повышения ответственности руководителей и собственников банков за

результаты их деятельности по управлению банками. Задачами органов

государственной власти и Банка России в области реструктуризации

банковской системы являются: - оценка затрат на поддержку банковской

системы, ее рекапитализацию и реструктуризацию, а также определение

источников покрытия таких затрат; - создание и корректировка

законодательной базы для быстрого и эффективного проведения

реструктуризации, в том числе позволяющей снижать долю старых акционеров в

капитале реструктурируемых банков, расширять возможность участия

государства (в том числе Банка России) в капиталах банков, объективно

требующих поддержки; - создание законодательства в области гарантирования

вкладов граждан в банках, банкротства кредитных организаций,

законодательства о залоге; - создание "Агентства по реструктуризации

кредитных организаций" (АРКО), которое возьмет на себя основную часть

оперативной работы по взаимодействию с реструктурируемыми и ликвидируемыми

банками, по работе с "плохими" активами реструктурируемых банков, по

участию в управлении такими банками, оказанию экономической поддержки по

реализации имущества ликвидируемых банков; - обеспечение прозрачности

планов и процессов реструктуризации; - выработка и воплощение в жизнь

плана проведения неотложных мер по реструктуризации банковской системы,

исходя из подходов, изложенных в настоящей программе; - проведение

переговоров с международными кредитно - финансовыми организациями об

оказании поддержки, в том числе путем предоставления средств на

формирование капитала АРКО, на привлечение высококвалифицированных

иностранных банковских специалистов к участию в реструктуризации

конкретных банков, на пополнение ресурсов банковской системы; -

проведение активной политики в поддержке и развитии инфраструктуры

финансовых рынков: бирж, расчетных и клиринговых систем, депозитариев; -

разработка новых форм участия государства в кредитной поддержке экономики

через банковскую систему, в том числе путем переучета Банком России

векселей предприятий реального сектора экономики; - усиление банковского

надзора путем улучшения качества и оперативности анализа банковской

отчетности, унификации и упрощения процедур составления и представления

отчетности, быстрой и эффективной диагностики банковских проблем, четкости

и выверенности оперативных действий, контроля за выполнением предписаний,

уточнения экономических нормативов и иных требований к банкам. Важнейшим

условием достижения целей реструктуризации является совершенствование

законодательства. Банк России совместно с Правительством России будет

обращаться в Государственную Думу с предложениями о внесении

соответствующих поправок и дополнений в действующие законы, о разработке и

принятии новых законодательных актов. Без обеспечения надлежащей

законодательной базы предпринимаемые действия по реструктуризации

банковской системы могут оказаться неэффективными.

2.3. Анализ причин банковского кризиса.

Исходными причинами, обусловившими кризис банковской системы России,

является неудовлетворительное состояние реального сектора экономики и

государственных финансов, выразившееся в спаде производства и хроническом

дефиците государственного бюджета. Несмотря на многочисленные заявления

официальных властей о том, что в 1997 г. удалось покончить с кризисом и

страна стоит на пороге не просто экономической стабилизации, а подъема,

реальные процессы не подтвердили этих оценок. В экономике страны сложилась

крайне тяжелая ситуация, не имеющая аналогов в прошлом: беспрецедентный

экономический спад привел к тому, что в 1997 г. ВВП в России составил лишь

48% от уровня 1990 г. Другими словами, по своей глубине и размаху кризис в

России превзошел падение производства в годы и Великой депрессии 1929 -

1933 гг. (в США ВВП сократился на 38%), и в годы Великой Отечественной

войны (национальный доход в СССР уменьшился на 36%). Правда, с 1995 г.

стали прослеживаться признаки замедления спада. В 1997 г. объем ВВП

стагнировал, однако эта тенденция не означала перелома в экономической

динамике, поскольку не были преодолены глубинные причины экономического

спада, дополненные неблаго приятными внешними факторами. Кризис явился

результатом сложного комплекса различных причин, из которых следует вы

делить как нелегкое экономическое наследство, полученное от бывшего СССР,

так и новые острые проблемы, возникшие в результате экономической реформы.

Общеизвестно, что структурно-функциональные противоречия в советской

экономике достигли своего пика в 80-е годы, когда дисбалансы в ней по

существу парализовали функционирование административной системы

экономической организации и управления. Достаточно сказать, что

среднегодовой темп прироста национального дохода в XII пятилетке (1986 -

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.