Рефераты. Банковская система РФ

причем ни одна из них не имеет контрольного пакета акций.

6. Учетные дома, выполняющие краткосрочные операции на денежном рынке.

После многочисленных слияний в конце 80-х годов в Великобритании

сформировалось девять учетных домов.

Необходимо отметить следующие качественные особенности английской

банковской системы. ВО-ПЕРВЫХ, Банк Англии кредитует коммерческие банки не

прямо, а через посредников — учетные или дисконтные дома (биллброкеры), а

его управляющий еженедельно встречается с руководителями различных

ассоциаций, причем не только банковских, но и торговых и промышленных. ВО-

ВТОРЫХ, в Великобритании, в отличие от континентальных систем, коммерческие

и инвестиционные банки разделены (многие инвестиционные банки образовались

из "торговых банков"). Впрочем, такое разделение отнюдь не относится к

числу достоинств английской системы. В-ТРЕТЬИХ, в Англии деньги в уставный

капитал вносятся учредителями навсегда, т.е. они становятся деньгами банка.

Несомненный интерес представляет развитие правового регламентирования

банковского дела в Великобритании. До принятия Банковского акта 1979 г. в

законодательных документах отсутствовало официальное определение термина

"банк". В общем плане согласно существовавшему подходу под банком

понималась организация, которая принимала вклады от организаций и граждан,

предлагала чековые книжки своим клиентам с целью осуществления последними

денежных расчетов, обеспечивала некоторые другие финансовые услуги своим

клиентам, включая предоставление кредитов и операции с ценными бумагами.

Любая организация, которая могла продемонстрировать наличие этих трех

базисных элементов в своей деятельности, была вправе претендовать на

отношение к себе как к банку. В 1979 г. с принятием нового закона о банках

особое внимание было уделено определению термина "банк". Британское

законодательство значительно упростило формулировку, указав на то, что под

банком понимается любая компания, если она признается в качестве банка

Банком Англии. Закон предусматривал и исключение, когда организация могла

получить статус банка даже если она не отвечала всем вышеперечисленным

требованиям. Речь идет о так называемых дисконтных (учетных) домах, которые

представляют собой уникальное явление и характерны только для банковской

системы Англии. Закон 1979 г. предусматривал также другую категорию

организаций, которые могли считаться банковскими учреждениями с

ограниченными функциями. Речь шла о так называемых лицензированных

организациях, принимающих депозиты (ЛОПД). На практике, прежде чем получить

статус банка, любая организация должна была пройти испытательный срок в

качестве ЛОПД. Банк Англии, обладая правом предоставления статуса банка

различным финансовым корпорациям, имеет право аннулировать этот статус у

многочисленных уже действующих банков. Новый Банковский акт 1987 г. не

отменил полностью все положения акта 1979 г., а лишь дополнил и изменил

некоторые из них. Согласно акту 1987 г. главным звеном банковской системы

Великобритании является Банк Англии — центральный банк страны, созданный

еще в 1694 г. в виде акционерной компании с ограниченной ответственностью.

В середине XVIII в. он стал выполнять ряд функций центрального банка. С

принятием Банковского акта 1844 г. он официально получил статус

центрального банка. С законодательной точки зрения единственным банком с

правом эмиссии банкнот он стал только в 1921 г. после принятия парламентом

страны соответствующего решения. В 1946 г. лейбористское правительство

осуществило национализацию Банка Англии путем выкупа акций в обмен на 3-

процентные облигации государственного займа по соотношению 1:4. Принятый в

том же году Банковский акт наделил центральный банк Великобритании правом

давать рекомендации коммерческим банкам и директивы, согласованные с

министерством финансов. Кроме того, он получил право требовать от

коммерческих банковских учреждений предоставления необходимой информации с

целью проверки их деятельности. Хотя формально Банк Англии принадлежит

правительству, сам он функционирует на коммерческой основе. Второй уровень

банковской системы страны составляют клиринговые банки. Особенность

клиринговых банков заключается в том, что все они активно работают в

системе зачетов платежных документов и ценных бумаг, осуществляемых через

Лондонскую расчетную палату. Согласно законодательству все расчеты между

обычными банками и другими финансовыми организациями могут осуществляться

только через клиринговые банки. Неординарное положение занимает

Национальный сберегательный банк страны (НСБ). Этот банк, основанный в 1861

г., не похож на другие банковские учреждения. По своему правовому статусу

НСБ является подразделением министерства национальных сбережений. Особый

банковский статус характеризует деятельность еще двух крупнейших банков —

Трастового сберегательного банка и Национального жиробанка (НЖ). НЖ —

квазигосударственное учреждение, услугами которого пользуются только

государственные ведомства и местные органы власти при расчетах с

населением. Можно утверждать, что наличие и особые функции клиринговых

банков, так называемых торговых банков (которые больше занимаются

посредничеством, консультированием и предоставлением рекомендаций по тем

или иным финансовым вопросам), дисконтных домов (имеющих привилегию

обращаться в Банк Англии за централизованными кредитами и работающих с

привлеченными средствами коммерческих банков), а также организаций типа

ЛОПД (их называют фринджбанками) делают британскую банковскую систему во

многом уникальной и неповторимой.

Далее обратим наше внимание на Швейцарию. Как известно, Швейцария —

страна банков. На каждые 1,5 тыс. жителей приходится одна банковская

структура. В стране функционирует 140 филиалов (отделений) крупных

иностранных банков. Швейцарская банковская система объединяет более 500

банковских организаций. Все швейцарские банки традиционно делятся на три

основные категории. К первой относятся три крупнейших банка: Union bank of

Switzerland, Swiss bank corporation и Swiss credit bank. Кантональные,

местные и сберегательные банки, относящиеся ко второй категории, в основном

работают с местными вкладчиками в своих регионах, специализируясь на

кредитовании и обычных банковских расчетах. Третья категория — так

называемые частные банки. Основной вид их деятельности — управление

инвестиционными портфелями. В кредитную систему Швейцарии органично входит

большое количество финансовых компаний. Они делятся на:

• компании, которые публично рекламируют себя для приема депозитов и

которые обязаны отвечать всем требованиям федерального банковского

законодательства;

• компании, не принимающие депозиты, но выполняющие другие банковские

операции. Такие компании подпадают под регулирование лишь части статей

упомянутого законодательства.

Отличительной чертой швейцарской банковской системы является строгий

контроль за деятельностью банков и инвестиционных компаний. Контроль за

банками имеет З-ступенчатую структуру и осуществляется Федеральной

банковской комиссией, Национальным банком и Швейцарской банковской

ассоциацией. Деятельность банков, ее регулирование и контроль проходят в

соответствии с Федеральным банковским законом о банках и сберегательных

банках от 8 ноября 1934 г. Главное назначение закона — защита интересов

клиента. Банковская лицензия выдается Федеральной банковской комиссией

только в том случае, если банк отвечает всем требованиям указанного закона.

Исключения не допускаются. В случае, если обнаруживаются нарушения закона,

выданная лицензия может быть немедленно отозвана. В настоящее время

величина минимального оплаченного уставного капитала банка должна

составлять 2 млн. швейцарских франков, однако на практике для получения

лицензии требуется сумма в 20 млн. После второй мировой войны в Швейцарии

не было ни одного случая банкротства банка Еще одна черта, определяющая

высокий рейтинг швейцарских банков, — банковская секретность. Тайна вкладов

защищена в Швейцарии положениями как гражданского, так и уголовного права.

Банк, не умеющий хранить секреты своих клиентов, может быть лишен лицензии,

а служащим за разглашение такой информации грозит тюремное заключение на

срок до 6 месяцев или штраф до 50 тыс. швейцарских франков. Банковская

информация может быть открыта правительственным органам только в том

случае, если есть доказательства причастности клиента к уголовном

преступлению. Уклонение от уплаты налогов преступлением в Швейцарии не

считается. Нарушение валютного регулирования других стран также не попадает

по швейцарском уголовному праву в разряд преступлений.

Банковский комитет - это независимый орган, не подчиняющийся ни

правительству, ни Национальному банку. Комитет осуществляет контроль за

соблюдением банками Закона о банковской деятельности, свода правил и

установленных нормативов. Он призван защищать интересы акционеров. Комитет

в своей деятельности опирается на независимые аудиторские службы, которые

находятся вне банка, а также на внутренний аудит банка. Комитету

предоставлено право при назначении людей на руководящие банковские посты

высказывать свое мнение. В Швейцарии деятельности этого органа придают

большое значение. Решения комитета фактически являются обязательными.

После выхода Японии из второй мировой войны и начала перехода к

современному рынку банковская система страны несколько раз менялась,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.