проведенной реорганизации в одном отделении (филиале) банка
сосредоточивалось обслуживание и текущей, и инвестиционной деятельности
предприятий. В целом же реорганизация только усугубила недостатки в работе
банков. Далеко идущие замыслы остались невыполненными. Одним из
существенных недостатков реформы банковской системы является тот факт, что
любое бывшее отделение Госбанка, переданное в состав одного из
специализированных банков, продолжало обслуживать и предприятия других
отраслей в соответствии с нормативными документами этих банков. Таким
образом, отделение, получившее статус подразделения одного из
специализированных банков, по-прежнему оставалось универсальным
учреждением. Деление же клиентуры на "профильную" и "непрофильную", "свою"
и "чужую" способствовало возникновению нездоровых отношений между банком и
хозяйствами и вместо ожидаемого партнерства приводило к серьезным
конфликтам. Существенный недостаток заключался и в том, что над каждым
бывшим отделением Госбанка, переименованным в отделение одного из
специализированных банков, возникло четыре управленческие структуры в виде
областных управлений Госбанка, Агропромбанка, Промстройбанка и Жилсоцбанка.
Каждое из них, руководствуясь указаниями из своего центра, направляло в
отделение соответствующие указания и рекомендации. В свою очередь отделения
банков должны были направлять отчетную документацию в четыре вышестоящих
адреса. Вследствие такой "перестройки" значительно возросло управленческое
звено банковской системы на уровне области, края и автономной республики.
Поскольку реорганизация проводилась в пределах имевшейся штатной
численности Госбанка и Стройбанка, а областное звено потребовало
существенного увеличения числа работников, то нередко это обеспечивалось
путем сокращения штатной численности отделений, которые и без того были
перегружены работой. Реорганизация системы банков не затронула системы
безналичных расчетов с помощью межфилиальных оборотов (МФО). Безналичные
расчеты между предприятиями и организациями продолжали осуществляться так,
будто в стране сохранился единый банк с разветвленной сетью своих
учреждений (филиалов). В этой ситуации разукрупнение Госбанка СССР и
создание нескольких специализированных банков привело к тому, что расчеты
значительно замедлились, резко возросли остатки по счетам невыясненных сумм
(что было вызвано несовершенством безналичных расчетов в тех случаях, когда
поставщик и покупатель обслуживались учреждениями различных
специализированных банков), существенно увеличилось время обработки данных
и составления сводного баланса как по каждому из банков, так и по системе
банков страны в целом. Специализированные банки приступили к операциям с 1
января 1988 г. И довольно быстро стало ясно, что механизм управления
системой банков усложнился, разросшийся административный аппарат своей
ложной активностью подмял низовое звено - отделения, лишив их возможности
самостоятельно решать вопросы кредитно-расчетного обслуживания клиентуры.
Ведомства, творя реформу по своему образу и подобию, так увлеклись
созданием удобных кресел, что не заметили, как управленческая пирамида
стала на "голову ": внизу одно отделение, а вверху 12 бюрократических
структур. В итоге получился "аппаратный" вариант перестройки банковской
системы. Реорганизация, проведенная, казалось бы, с целью ликвидации
монопольного положения Госбанка и Стройбанка в сфере кредитных отношений,
привела на смену одним монополистам других. Очень скоро стало ясно, что
настоящая реорганизация банковской системы еще впереди. На рубеже 80-х и 90-
х годов в общественном мнении стала утверждаться мысль о необходимости
перехода к рыночной экономике. На фоне ожесточенной идеологической
дискуссии вокруг данной проблемы стали создаваться первые негосударственные
коммерческие и кооперативные банки. Тем самым возникло качественно новое
направление формирования банковской системы. Идеологически и экономически
была подготовлена почва для возрождения коммерческих банков, судьба
которых, казалось бы, бесповоротно определилась в момент их полной
ликвидации при переходе к командным методам управления экономикой.
Численность вновь созданных коммерческих и кооперативных банков быстро
возрастала. На 1 января 1989 г. в СССР насчитывалось всего 43 коммерческих
и кооперативных банка, а через 2 года их число возросло до 1357, в том
числе в России - до 1215. В дальнейшем количество коммерческих банков
продолжало быстро возрастать, в том числе за счет образовавшихся на базе не
оправдавших себя государственных специализированных банков. В этих условиях
возникла необходимость в соответствующей законодательной базе, юридически
закрепляющей статус как центрального банка, так и коммерческих банков.
Необходимые законы были приняты в декабре 1990 г. На союзном уровне
Верховным Советом СССР II декабря 1990 г. были приняты законы "О
Государственном банке СССР" и "О банках и банковской деятельности"', в
Российской Федерации - законы "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" и
"О банках и банковской деятельности в РСФСР" (2 декабря 1990 г.). С
принятием этих законов развитие сети коммерческих банков характеризовалась
еще более быстрыми темпами и определенной уверенностью. Схематично
становление банковской системы можно пронаблюдать в представленной ниже
таблице. ( см. табл. 1)
Таблица 1
Этапы развития банковской
системы Российской Федерации
|Период становления|Важнейшие события |
|банковской системы| |
|1665 г. |Первая попытка создания ссудного банка для |
| |“маломочных купцов”. |
|1733 г. |Возникновение в Петербурге монетной |
| |канцелярии. |
|1754 г. |Учреждены два сословных банка: Дворянский и |
| |Коммерческий. |
|1769 г. |В Петербурге и Москве создаются банки “для |
| |вымена государственных ассигнаций”. |
|1788 г. |В г. Вологде основан городской общественный |
| |банк. |
|1818 г. |Вместо городских общественных банков был |
| |открыт “Государственный коммерческий банк”. |
|1841 г. |Появление первых сберегательных касс. |
|1864 г. |Открыт первый акционерный Санкт-Петербургский|
| |частный банк. |
|1876 – 1879 г.г. |Первый крупный банковский кризис, приведший к|
| |ликвидации 7 коммерческих банков. |
|1883 – 1884 г.г. |Появление законодательных актов, регулирующих|
| |порядок открытия и ликвидации коммерческих |
| |банков. |
|1890 – 1897 г.г. |Активное возникновение новых коммерческих |
| |банков и увеличение их значимости в |
| |экономике. |
|1917 г. |Правительством большевиков принят декрет “О |
| |национализации банков”. |
|1922 – 1925 г.г. |С принятием НЭПа возникают новые акционерные |
| |банки |
|1925 – 1986 г.г. |Становление системы государственных банков, |
| |подчиненных главному государственному банку. |
|1987 – 1989 г.г. |Банковская реформа с созданием |
| |специализированных банков ( Промстройбанк, |
| |Агропромбанк, Жилсоцбанк). |
|1990 – 1991 г.г. |Появление коммерческих и кооперативных |
1.2. Становление современной банковской системы.
Создание развитой банковской системы - ключевое условие радикальных
экономических преобразований в любой стране. Не является исключением и
Россия. Не случайно в работах западных и российских исследователей
уделяется первостепенное внимание анализу банковской системы нашей страны и
возможных путей ее совершенствования. Еще в начале 90-х годов, до начала
радикальной экономической реформы, предпринятой командой Е. Гайдара, в
научных кругах сложилось общее видение реформы. В частности, в банковско-
кредитной сфере предлагалось создать двухуровневую банковскую систему,
разделить функции Центрального банка и коммерческих банков. Причем
последние должны были непосредственно заниматься финансированием экономики,
а Центральный банк, получив статус независимого от политической власти
банка, по своему уставу был призван обеспечить стабильность денежного
обращения в стране. При этом эмиссия денег и предоставление кредитов должны
были быть организованы таким образом, чтобы все доходы от эмиссии поступали
в распоряжение государства. Кроме того, предполагалась обязательная
индексация текущих и будущих долговых обязательств, что позволяло бы
устранить все минусы бухгалтерских и экономических расчетов, основанных на
использовании только номинальной стоимости, и одновременно защитить
владельцев сбережений, заемщиков и кредиторов. Предлагались и другие
концепции формирования финансового рынка и банковской системы в России,
тесно увязывающие между собой оздоровление государственных финансов (в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29