Рефераты. Банковская система РФ

. приблизительно 3000 кооперативных банков (системы Фольксбанка и

Райфейзенбанка) с их центральными банками, доля которых составляет около

20% операций банков.

В начале XX в. в США имелось не менее 5 тыс. эмиссионных банков (так

называемые национальные банки), каждый из которых обладал правом выпускать

в обращение банкноты на сумму своего основного капитала. При этом каждый из

национальных банков был обязан принимать в уплату билеты всех остальных

банков (хотя они и не были законными платежными средствами). Все эти банки

находились под контролем особого департамента Казначейства, во главе

которого стоял назначаемый Президентом США Контролер денежного обращения.

Даже эта короткая справка позволяет видеть, что еще в начале текущего

столетия в США банковская система просто отсутствовала. Центральный банк то

возникал, то прекращал свою деятельность (первый Банк Соединенных Штатов

получил чартер, или лицензию, от Конгресса в 1791 г. сроком на 20 лет,

второй Банк Соединенных Штатов — в 1811 г.). Дело в том, что эта страна

очень долго и мучительно шла к единой денежной системе. В настоящее время

банковская система США состоит из следующих основных элементов:

. Федеральная резервная система (ФРС), выполняющая функции центрального

банка страны;

. коммерческие банки;

. инвестиционные банки;

. сберегательные банки;

. ссудо-сберегательные ассоциации;

. почтовые сберегательные кассы;

. финансовые компании;

. кредитные кооперативы;

. страховые компании;

. пенсионные фонды;

. фонды социального страхования;

. общества взаимного кредита;

. институты страхования депозитов и пр.

В экономической литературе встречаются и иные классификации, например

следующая:

. коммерческие банки — национальные, имеющие лицензии федерального

правительства;

. банки штатов, получившие лицензии правительств штатов;

. банковские холдинговые компании;

. международные банковские организации (в виде отделений или

представительств международных банков, корпораций Эджа, внутренних

банков), занимаются приемом иностранных вкладов или (и) иностранными

займами;

. корпорации Эджа (корпорации, существующие в соответствии с Законом Эджа)

финансовые организации, разрешенные федеральным правительством, главной

задачей которых является финансирование и содействие международной

торговле США;

. договорные корпорации — организации, аналогичные корпорациям Эджа, но

лицензированные правительствами штатов;

. инвестиционные банки;

. инвестиционные компании — организации, не считающиеся банками, но имеющие

разрешение заниматься банковской деятельностью (им нельзя только

принимать вклады и управлять собственностью по доверенности);

. так называемые некоммерческие банки — Сбербанки, кредитные кооперативы,

ссудо-сберегательные ассоциации.

Следует отметить, что в банковской системе США немалую роль традиционно

играют небольшие (так называемые общинные) коммерческие банки. Знакомо

американцам и понятие "уполномоченного банка". В чистом виде, вероятно,

единственным уполномоченным банком Америки является так называемый

Эксимбанк США (Export-Import Bank of the United States, или сокращенно

EXIM). Фактически это полностью контролируемый правительством США банк,

выполняющий роль ведущего федерального агентства по стимулированию за счет

средств государственного бюджета американского экспорта в другие страны.

Несмотря на свое имя, этот банк не имеет ничего общего с импортом. Его

задача — максимально эффективно использовать выделяемые правительством

бюджетные фонды и имеющиеся собственные средства для поддержки экспортных

фирм США путем предоставления им страхования по экспортным кредитам или

прямых экспортных кредитов. Задачи, которые выполняет Эксимбанк, можно

свести к трем основным направлениям: принять на себя некоторые риски,

связанные с экспортом товаров и услуг; предоставить финансирование

иностранным покупателям американской продукции и услуг в том случае, когда

они не могут получить его в обычных коммерческих банках; помочь

американским экспортерам успешно конкурировать на мировых рынках с

экспортерами других развитых стран. В соответствии с этим имеется три типа

программ поддержки американских экспортеров: программа гарантий оборотного

капитала; программа страхования риска иностранных кредитов; программа

прямого кредитования и кредитования финансовых посредников. Что касается

уникальных особенностей американской банковской системы, то они следующие.

Функции центрального банка в США выполняет Федеральная резервная система,

основанная в 1913 г. вопреки оппозиции крупных банков и банковских

корпораций. Целями образования ФРС были создание здорового экономического

климата в стране, поддержка и контроль за деятельностью банков. Совет

управляющих ФРС состоит из 7 человек, назначаемых Президентом США и

утверждаемых Сенатом Конгресса на срок 14 лет. Один из членов Совета

назначается председателем Совета на срок 4 года. В ФРС входят 12

федеральных резервных банков, являющихся центральными для округов, на

территории которых они расположены. Помимо этого банками — членами ФРС

являются около 6 тыс. коммерческих банков (из примерно 14 тыс.), на долю

которых приходится свыше 70% всех депозитов. Банки — члены ФРС — это

наиболее крупные частные коммерческие банки. Они являются акционерами и

одновременно клиентами федеральных резервных банков и получают на свой

акционерный капитал 6-процентный дивиденд. Банки — члены ФРС (так

называемые национальные банки), становясь клиентами одного из федеральных

резервных банков, пользуются его услугами, в том числе получении

необходимых денежных сумм путем займа или учета коммерческих бумаг. Причем

если возможность получения ссуды в национальном банке ограничена ресурсами

этого банка, то при обращении в федеральный резервный банк такое

ограничение фактически отпадает, поскольку последний может рассчитывать на

ресурсы всей ФРС. В своей функции "банка банков" ФРС осуществляет

всестороннее обслуживание банков-членов. Федеральные резервные банки

являются держателями депозитов последних. Эти депозиты — основная часть

всех определенных законом резервов банков-членов. В настоящее время

наблюдается тенденция к большей централизации ФРС, но это, как

свидетельствуют американские специалисты, процесс длительный, эволюционный.

ФРС независима в финансовом отношении, имеет собственный бюджет и

финансирует свою деятельность за счет доходов от операций и прибыли от

эмиссии денег. После покрытия своих расходов и выплаты дивидендов банкам-

членам ФРС ежегодно передает в государственную казну от 15 млрд. до 20

млрд. долл. Независимость ФРС выражается и в том, что Президент США не

имеет права отдать ФРС какой-либо приказ или сместить ее управляющих. Право

"чеканить монету" и регулировать ее стоимость, которое согласно Конституции

принадлежит Конгрессу, было передано ФРС, а точнее — Федеральному комитету

по операциям на открытом рынке. Этот комитет был учрежден в 1936 г. при

Совете управляющих. Со временем он превратился по существу в основной

оперативный орган ФРС. По своей структуре ФРС представляет собой довольно

сложный организм. Важнейшую роль в нем выполняют три основных звена.

Повседневную оперативную связь с коммерческими банками осуществляют

федеральные резервные банки, каждый из которых возглавляется правлением

директоров. В правлениях широко представлены крупные банки и промышленные

компании. Банки, которые не являются членами системы, для пополнения кассы

прибегают к услугам своих корреспондентов, банков — членов ФРС. Банки в США

двойного (точнее, раздельного) подчинения. Это означает, что часть

коммерческих банков (национальные банки) лицензируются, контролируются и

надзираются федеральным правительством, а другая их часть — властями

отдельных штатов. Первые — это члены, вторые — не члены ФРС. При этом банки

сами определяют свою юрисдикцию то есть выбирают подчинение федеральным

властям или властям штатов. Подобной практики нет не только в других

странах, но и ни в одной другой сфере государственного регулирования в

самих США. И это при условии, что банковское дело в этой стране признается

крайне важной отраслью, нуждающейся в особо строгом контроле. К этому

следует добавить, что в стране продолжают действовать несколько банков, не

подчиняющихся ни федеральным властям, ни властям штатов (они называются

частными). По закону каждый банк — член ФРС должен определенную долю

привлеченных средств держать в форме бездоходных резервов частью в виде

наличных денег, а частью — в виде депозита в федеральном резервном банке

своего округа. Не члены ФРС тоже должны держать резервы (кроме штата

Иллинойс), но, ВО-ПЕРВЫХ, нормы резервов в разных штатах разные в

соответствии с местным законодательством, ВО-ВТОРЫХ, этим банкам резервы

нередко разрешается держать в формах, приносящих доходы (срочные вклады в

других банках, вложения в некоторые виды краткосрочных государственных

ценных бумаг и т.д.). Поэтому нередко банки штатов либо не желают вступать

в ФРС, либо выходят из нее. Такая ситуация отнюдь не упрощает проведение

единой государственной денежно-кредитной политики. Это касается, например,

порядка открытия отделений банков (данный вопрос целиком относится к

компетенции властей штатов). Есть штаты, где открывать отделения или

филиалы запрещено вообще (Техас, Иллинойс и др., всего 15). Другие

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.