Рефераты. Банковская система РФ

полном своем распоряжении и огра дить его деятельность даже от

вмешательства Государственной думы вплоть до октября 1917 г. Определяющую

роль в его деятельности играли государственный капитал и правительственная

политика. Царские власти рассматривали Государственный банк не как институт

рыночного хозяйства, а как орудие осуществления своей хозяйственной

политики, и для банка повеление царя было высшим, обязательным к исполнению

законом. Отмеченная традиция не только сохранилась, но получила еще больше

развитие в советское время, когда банки, включая Государственный, ничего не

решали и ничем не рисковали, т.е. в том смысле, в каком они исторически

сложились во всем мире, были просто ликвидированы. Вместе с тем прав Н.

Барковский, когда утверждает, что Госбанк СССР во всем мире считался одним

из крупнейших и авторитетнейших кредитных учреждений, а его универсальность

состояла в том, что, выполняя функции, присущие государственным и

коммерческим банкам, он был эмиссионным и валютным центром страны, проводил

активную политику по защите ее валютных интересов. Понятно, что такая

историческая традиция не могла исчезнуть в одночасье даже тогда, когда

Россия решила приступить к рыночным реформам. Как известно, за последние 5

лет банковское дело в России в значительной степени реорганизовано, создана

двухуровневая система банков (и кредитных учреждений), в основном

определены и разграничены функции Центрального и коммерческих банков.

Вместе с тем принятые меры сами по себе не обеспечивают автоматического

повышения эффективности банковской деятельности, в особенности воздействия

Центрального банка на экономическое развитие страны. Создание двухуровневой

банковской системы само по себе не решает проблемы оздоровления финансово-

банковской системы. Оздоровление финансов зависит прежде всего от системы

мер, направленных на создание стабильной экономики в целом и, как

следствие, устойчивой денежной единицы. Однако в условиях непрерывного

экономического спада и высокой инфляции эти определяющие цели недостижимы с

помощью только регулирующего воздействия Центрального банка на поведение

своих "подопечных". Для этого нужна экономическая стратегия модернизации

экономики, ее структурной перестройки в соответствии с потребностями

перехода к экономически и социально эффективной рыночной экономике. Но

такой стратегии и политики в стране нет. В результате не финансы

оздоровлялись на базе стабилизации экономики (производства), а наоборот, с

помощью чисто монетаристских мер пытались стабилизировать экономику. В

рамках такого понимания была проведена так называемая либерализация цен.

Помимо резкого снижения уровня жизни абсолютного большинства народа эта

"либерализация" цен привела к взрывному их росту, который вместе с

обесценением оборотных средств предприятий и организаций положил начало

грандиозному кризису неплатежей. Перед этим кризисом беспомощными оказались

все, в том числе Центральный банк. А между тем случившееся можно и нужно

было предвидеть. Денежные инструменты регулирования экономики, поведения

экономических субъектов эффективны лишь в условиях сложившегося и

налаженного рыночного хозяйства, чего у нас пока нет. Так, один из решающих

инструментов в руках центральных банков - операции на открытом рынке -

предполагает наличие развитой системы торговли ценными бумагами, и как

минимум - доверие к таким бумагам, государственным и негосударственным, со

стороны массы потенциальных инвесторов. Однако в наших условиях покупка

(продажа) ценных бумаг пока еще более чем ограниченно регулирует экономику.

Структура центрального аппарата Банка России и его территориальных

подразделений подвергается существенным изменениям, носящим прежде всего

качественный характер и ориентированным на приведение ее в соответствие с

условиями деятельности и ролью банковской системы в реформируемой

экономике. Эти и подобные изменения призваны обеспечить эффективную

реализацию законодательных инициатив в работе Центрального банка и всей

банковской системы, ускорить принятие решений и повысить их обоснованность,

укрепить существующие и создать новые каналы взаимодействия между Банком

России, законодательными и исполнительными органами государственного

управления, а также органами территориального управления. В целях

рационализации работы Центрального банка была создана комиссия по

разработке типовой структуры Главных управлений. Комиссия подготовила

проект типового положения, в котором учтены изменения функций ГУ и приказы

по Центробанку о создании новых служб в центральном аппарате и на местах.

Проект одобрен Советом директоров Банка России и после доработки будет

доведен до всех подразделений и составит основу для дальнейшей перестройки

их деятельности. В начале 1995 г. укрупненная организационная структура

Банка России имела следующий схематический вид. Центральный аппарат - это,

конечно, еще не весь Центробанк. То, что называется системой ЦБР, включает

в себя также 60 главных территориальных управлений и 19 национальных

банков (в национально-территориальных образованиях РФ), 1356 РКЦ, 26

региональных центров информатизации, 2 вычислительных центра, 13 банковских

школ и 17 прочих организаций (данные на середину 1994 г.). Процесс

реформирования ЦБ, начатый в 1990-1991 гг., еще не закончен. Но по мере

того, как в нашей экономике создаются условия для реализации каких-либо

функций, ЦБ тут же откликается организационными изменениями в своей

структуре. В частности, возрастает значение подразделений, непосредственно

занимающихся работой с коммерческими банками. Два года назад был один

департамент, сейчас их три - Департамент по надзору, Главное управление

инспектирования, Главное управление валютного регулирования и валютного

контроля. Разумеется, здесь обозначены не все актуальные вопросы

совершенствования структуры Центрального банка. Как и любой центральный

банк, Банк России отвечает за разработку и реализацию денежно-кредитной

политики в стране и политики по развитию банковской системы. В первый раз

документ с таким содержанием - Основные направления денежно-кредитного

регулирования - ЦБР подготовил на 1993 г. Эта схема в целом, видимо,

оправдывает себя. Что же касается ее содержательной части, то она,

естественно, может быть даже концептуально разной. В большинстве развитых

стран ведущей задачей центральных банков является поддержание покупательндй

способности национальной денежной единицы, то есть стабильности внутренних

цен. Однако в целом ряде стран, включая США, цель политики центрального

банка иная. Она состоит в обеспечении роста экономики при низкой инфляции.

Применительно к России, переживающей глубокий кризис и находящейся в

течение нескольких лет в ситуации устойчивой стагфляции, задачей денежной

политики должно быть такое управление денежной массой, которое бы

способствовало постепенному снижению инфляции и противодействовало

чрезмерному спаду производства. Сегодня высшим органом Центрального Банка

является Совет директоров, который руководит деятельностью банка по

реализации денежно-кредитной политики правительства. В состав совета входят

Председатель банка и 12 членов Совета. Председатель и члены совета

назначаются Государственной думой на четыре года по представлению

Президента Российской Федерации. Для координации работы Банка,

законодательных и исполнительных органов власти, министерств, ведомств,

хозяйственных структур и кредитных учреждений при Центральном банке

создается Национальный совет в составе 15 человек. В Совет входят

представители Федерального собрания, Думы, Президента, Правительства,

министерств экономики и финансов, предприятий и коммерческих банков. В

соответствии с федеральным законом Банк России находится на коммерческом

расчете и самофинансировании и производит операционные расходы в пределах

полученных доходов. Органы государственного управления экономикой не несут

ответственности за выполнение денежных обязательств Банка, а последний -

за обязательства государства, если они не приняты на основе федерального

законодательства. Сегодня Банк России выполняет следующие функции. (см.

рис. 2)

[pic]

Рис. 2. Функции Центрального банка

Сейчас Банк России использует три инструмента денежно-кредитного

регулирования (помимо операций на открытом рынке):

• нормы обязательных резервов;

• процентная ставка ЦБ;

• объемы рефинансирования.

Но сегодня ни один из этих инструментов не может быть назван гибким,

надежным и эффективным. Здесь сказывается действие ряда как общих, так и

частных причин. Как уже отмечалось ранее, главными целями функционирования

центрального банка в любой стране мира являются:

• обеспечение устойчивости национальной денежной единицы внутри страны и

на мировых рынках, ее покупательной способности, минимизация инфляции для

создания благоприятных условий для экономического роста;

• обеспечение эффективного развития кредитно-банковской системы страны,

включая организацию функционирования расчетного механизма в народном

хозяйстве.

Первая из этих целей означает на деле регулирование денежного

обращения. Практически с момента возникновения нового Центрального банка РФ

не утихают разговоры о необходимости разработки новой концепции

формирования денежно-кредитной системы России, а в этом контексте - о

реформировании и самого Банка России. Забота у всех одна - создать в стране

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.