полном своем распоряжении и огра дить его деятельность даже от
вмешательства Государственной думы вплоть до октября 1917 г. Определяющую
роль в его деятельности играли государственный капитал и правительственная
политика. Царские власти рассматривали Государственный банк не как институт
рыночного хозяйства, а как орудие осуществления своей хозяйственной
политики, и для банка повеление царя было высшим, обязательным к исполнению
законом. Отмеченная традиция не только сохранилась, но получила еще больше
развитие в советское время, когда банки, включая Государственный, ничего не
решали и ничем не рисковали, т.е. в том смысле, в каком они исторически
сложились во всем мире, были просто ликвидированы. Вместе с тем прав Н.
Барковский, когда утверждает, что Госбанк СССР во всем мире считался одним
из крупнейших и авторитетнейших кредитных учреждений, а его универсальность
состояла в том, что, выполняя функции, присущие государственным и
коммерческим банкам, он был эмиссионным и валютным центром страны, проводил
активную политику по защите ее валютных интересов. Понятно, что такая
историческая традиция не могла исчезнуть в одночасье даже тогда, когда
Россия решила приступить к рыночным реформам. Как известно, за последние 5
лет банковское дело в России в значительной степени реорганизовано, создана
двухуровневая система банков (и кредитных учреждений), в основном
определены и разграничены функции Центрального и коммерческих банков.
Вместе с тем принятые меры сами по себе не обеспечивают автоматического
повышения эффективности банковской деятельности, в особенности воздействия
Центрального банка на экономическое развитие страны. Создание двухуровневой
банковской системы само по себе не решает проблемы оздоровления финансово-
банковской системы. Оздоровление финансов зависит прежде всего от системы
мер, направленных на создание стабильной экономики в целом и, как
следствие, устойчивой денежной единицы. Однако в условиях непрерывного
экономического спада и высокой инфляции эти определяющие цели недостижимы с
помощью только регулирующего воздействия Центрального банка на поведение
своих "подопечных". Для этого нужна экономическая стратегия модернизации
экономики, ее структурной перестройки в соответствии с потребностями
перехода к экономически и социально эффективной рыночной экономике. Но
такой стратегии и политики в стране нет. В результате не финансы
оздоровлялись на базе стабилизации экономики (производства), а наоборот, с
помощью чисто монетаристских мер пытались стабилизировать экономику. В
рамках такого понимания была проведена так называемая либерализация цен.
Помимо резкого снижения уровня жизни абсолютного большинства народа эта
"либерализация" цен привела к взрывному их росту, который вместе с
обесценением оборотных средств предприятий и организаций положил начало
грандиозному кризису неплатежей. Перед этим кризисом беспомощными оказались
все, в том числе Центральный банк. А между тем случившееся можно и нужно
было предвидеть. Денежные инструменты регулирования экономики, поведения
экономических субъектов эффективны лишь в условиях сложившегося и
налаженного рыночного хозяйства, чего у нас пока нет. Так, один из решающих
инструментов в руках центральных банков - операции на открытом рынке -
предполагает наличие развитой системы торговли ценными бумагами, и как
минимум - доверие к таким бумагам, государственным и негосударственным, со
стороны массы потенциальных инвесторов. Однако в наших условиях покупка
(продажа) ценных бумаг пока еще более чем ограниченно регулирует экономику.
Структура центрального аппарата Банка России и его территориальных
подразделений подвергается существенным изменениям, носящим прежде всего
качественный характер и ориентированным на приведение ее в соответствие с
условиями деятельности и ролью банковской системы в реформируемой
экономике. Эти и подобные изменения призваны обеспечить эффективную
реализацию законодательных инициатив в работе Центрального банка и всей
банковской системы, ускорить принятие решений и повысить их обоснованность,
укрепить существующие и создать новые каналы взаимодействия между Банком
России, законодательными и исполнительными органами государственного
управления, а также органами территориального управления. В целях
рационализации работы Центрального банка была создана комиссия по
разработке типовой структуры Главных управлений. Комиссия подготовила
проект типового положения, в котором учтены изменения функций ГУ и приказы
по Центробанку о создании новых служб в центральном аппарате и на местах.
Проект одобрен Советом директоров Банка России и после доработки будет
доведен до всех подразделений и составит основу для дальнейшей перестройки
их деятельности. В начале 1995 г. укрупненная организационная структура
Банка России имела следующий схематический вид. Центральный аппарат - это,
конечно, еще не весь Центробанк. То, что называется системой ЦБР, включает
в себя также 60 главных территориальных управлений и 19 национальных
банков (в национально-территориальных образованиях РФ), 1356 РКЦ, 26
региональных центров информатизации, 2 вычислительных центра, 13 банковских
школ и 17 прочих организаций (данные на середину 1994 г.). Процесс
реформирования ЦБ, начатый в 1990-1991 гг., еще не закончен. Но по мере
того, как в нашей экономике создаются условия для реализации каких-либо
функций, ЦБ тут же откликается организационными изменениями в своей
структуре. В частности, возрастает значение подразделений, непосредственно
занимающихся работой с коммерческими банками. Два года назад был один
департамент, сейчас их три - Департамент по надзору, Главное управление
инспектирования, Главное управление валютного регулирования и валютного
контроля. Разумеется, здесь обозначены не все актуальные вопросы
совершенствования структуры Центрального банка. Как и любой центральный
банк, Банк России отвечает за разработку и реализацию денежно-кредитной
политики в стране и политики по развитию банковской системы. В первый раз
документ с таким содержанием - Основные направления денежно-кредитного
регулирования - ЦБР подготовил на 1993 г. Эта схема в целом, видимо,
оправдывает себя. Что же касается ее содержательной части, то она,
естественно, может быть даже концептуально разной. В большинстве развитых
стран ведущей задачей центральных банков является поддержание покупательндй
способности национальной денежной единицы, то есть стабильности внутренних
цен. Однако в целом ряде стран, включая США, цель политики центрального
банка иная. Она состоит в обеспечении роста экономики при низкой инфляции.
Применительно к России, переживающей глубокий кризис и находящейся в
течение нескольких лет в ситуации устойчивой стагфляции, задачей денежной
политики должно быть такое управление денежной массой, которое бы
способствовало постепенному снижению инфляции и противодействовало
чрезмерному спаду производства. Сегодня высшим органом Центрального Банка
является Совет директоров, который руководит деятельностью банка по
реализации денежно-кредитной политики правительства. В состав совета входят
Председатель банка и 12 членов Совета. Председатель и члены совета
назначаются Государственной думой на четыре года по представлению
Президента Российской Федерации. Для координации работы Банка,
законодательных и исполнительных органов власти, министерств, ведомств,
хозяйственных структур и кредитных учреждений при Центральном банке
создается Национальный совет в составе 15 человек. В Совет входят
представители Федерального собрания, Думы, Президента, Правительства,
министерств экономики и финансов, предприятий и коммерческих банков. В
соответствии с федеральным законом Банк России находится на коммерческом
расчете и самофинансировании и производит операционные расходы в пределах
полученных доходов. Органы государственного управления экономикой не несут
ответственности за выполнение денежных обязательств Банка, а последний -
за обязательства государства, если они не приняты на основе федерального
законодательства. Сегодня Банк России выполняет следующие функции. (см.
рис. 2)
[pic]
Рис. 2. Функции Центрального банка
Сейчас Банк России использует три инструмента денежно-кредитного
регулирования (помимо операций на открытом рынке):
• нормы обязательных резервов;
• процентная ставка ЦБ;
• объемы рефинансирования.
Но сегодня ни один из этих инструментов не может быть назван гибким,
надежным и эффективным. Здесь сказывается действие ряда как общих, так и
частных причин. Как уже отмечалось ранее, главными целями функционирования
центрального банка в любой стране мира являются:
• обеспечение устойчивости национальной денежной единицы внутри страны и
на мировых рынках, ее покупательной способности, минимизация инфляции для
создания благоприятных условий для экономического роста;
• обеспечение эффективного развития кредитно-банковской системы страны,
включая организацию функционирования расчетного механизма в народном
хозяйстве.
Первая из этих целей означает на деле регулирование денежного
обращения. Практически с момента возникновения нового Центрального банка РФ
не утихают разговоры о необходимости разработки новой концепции
формирования денежно-кредитной системы России, а в этом контексте - о
реформировании и самого Банка России. Забота у всех одна - создать в стране
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29