Рефераты. Банковская система РФ

интересов кредиторов и вкладчиков налагает запрет на проведение банковских

операций и некоторых гражданско-правовых сделок, назначает наблюдателей из

состава сотрудников территориального учреждения.

Таковы, вкратце, этапы этой процедуры. Каждый из них потребует решения

огромного количества организационных, юридических, технических, учетных,

психологических и других проблем. В Башкортостане этот период занял пять с

половиной месяцев. Необходима заинтересованность исполнительных органов

банков, непротивление их собственников, вовлеченность в этот процесс всех

структур территориального управления (Национального банка) Банка России.

Результат — сохранение системы кредитных учреждений, нормальное банковское

обслуживание экономики и социальной сферы региона — стоит таких издержек.

Как это ни печально, но вероятность того, что крупные и средние банки,

утратившие ликвидность и оказавшиеся фактически банкротами, поднимутся

вновь невелика и массового явления подъема упавших ожидать не приходится.

Почему? На это есть несколько причин, существующих одновременно, хотя

хватило бы даже одной из них. Рассмотрим подробно эти причины.

Во-первых, финансовый кризис и падение банков не было случайностью, а

явилось следствием окончания определенного этапа жизни страны и перехода

государства в иную систему функционирования. Фактически то, что началось

после 17 августа 1998 г. и продолжается в настоящее время, есть

кардинальные революционные изменения, независимо от того, нравится нам это

или нет. Необходимо реально воспринимать действительность, понимая, что

возврата в ту деловую среду, которая благоприятствовала расцвету упавших

банков, уже не будет. И не потому, что власть или граждане не хотят туда

вернуться, а потому, что для этого нет и не предвидится условий. Мировые

финансы сегодня находятся в более сложном состоянии, чем несколько лет

назад. В России под обещание реформ оказались проведенными и разбазаренными

как кредиты международных организаций, так и средства, полученные от

экспорта сырьевых ресурсов. Деловая активность в развитых странах падает и

цены на сырье и металл тоже. Например, нашим экспортерам-металлургам

сначала пришлось уйти с рынков Юго-Восточной Азии, где еще два года назад

россияне продавали свыше 2 млн. тонн горячекатаного проката, а теперь нас

выгоняют и с рынков развитых стран. В частности, в начале сентября три

сталелитейные компании – Bethlehem Steel, LTV, и USX – обратились к

президенту, правительству и конгрессу США с призывом защитить их от

российских конкурентов. Следовательно, не только падение мировых цен на

нефть создает для нас проблемы. Идет глобальное изменение всей мировой

системы, и на улучшение ситуации в нашу пользу в ближайшей перспективе

рассчитывать не приходится. Таким образом, внешняя и тем более внутренняя

среда, ранее благоприятная для упавших банков, в которой и для которой они

создавались, назад не вернутся.

Во-вторых, системы управления в проблемных банках, как теперь стало

очевидно, оказались слабыми, не умеющими реально контролировать и оценивать

свое состояние и адекватно реагировать на происходящие изменения.

Эффективные системы управления сложными организационно-экономическими

системами создаются в течение не одного года, а затем постоянно

совершенствуются. В реально существующей сегодня в упавших банках социально

психологической атмосфере заниматься этим уже не удастся, даже если есть

кому. Время упущено, а для многих банкиров настал момент истины, когда надо

смотреть прямо в глаза краху своего бизнеса и репутации.

В-третьих, если прав был С. Дубинин, утверждавший, что некоторые банкиры

“сливали” из тонущих банков ликвидные активы в иные фирмы и компании, то

такие банки с огромным отрицательным капиталом наверное уже не поднять.

В-четвертых, упавшие спекулятивные банки теперь больше никому не нужны,

кроме пострадавших кредиторов, но те заинтересованы лишь забрать свои

средства, а не вкладывать в подъем таких банков.

В-пятых, свято место пусто не бывает, и за освободившиеся места в

банковской элите будут бороться уцелевшие банки, чей бизнес больше связан с

реальной экономикой, а системы управления больше приспособлены к учету

происходящих изменений. Этим банкам и связанным с ними силам подъем упавших

ни к чему. Так что те банки, которые рухнули всерьез, на свои места в

российском рейтинге. Кроме того, судя по публикациям в прессе, многие

банкиры склонны винить в своих проблемах лишь правительство и мировой

финансовый кризис. И те из них, кто делают это вполне серьезно, не имеют

никаких шансов поднять свои банки в новой ситуации. Поэтому в реальных

российских условиях придется делать ставку лишь на сумевшие устоять и на

создаваемые вновь банки.

На что же должен опираться банковский бизнес в России на очередном этапе

жизни страны? Реальной опорой надежного банковского бизнеса может быть

только реальная экономика. Обслуживая ее элементы, как производственные

предприятия, так и непроизводственную сферу, связанную с производством,

нужно развивать российское банковское дело. Сегодня, когда промышленность,

да и другие отрасли в тяжелейшем состоянии, это крайне непросто. Но без

нормально работающей российской банковской системы производство не поднять.

При этом необходимо отладить как систему расчетов, чтобы все платежи

проходили оперативно, так и нормальное функционирование кредитных операций.

Это, хотя и взаимосвязанные, но по своему содержанию, разные задачи и если

первую, при желании, как власти, так и банкиров, можно решить достаточно

быстро, то со второй есть серьезная проблема. Она состоит в том, что в

России пока нет хорошего опыта кредитования банками серьезных

инвестиционных проектов развития производства. Вообще-то инвестиционные

проекты были и есть, но в их реализации делается ставка на финансирование,

а не на кредитование. Разница здесь принципиальная, ибо кредитование

обязательно предусматривает четкие сроки возврата средств и обязательную

плату за кредит. Финансирование же, например, со стороны государства, как

правило, возврат средств в явном виде не предусматривает, лишь косвенно, в

виде налогов. Банки в основном кредитуют предприятия либо на пополнение

оборотных средств, либо для проведения разовых коммерческих сделок. Кроме

того, такие кредиты банки чаще всего выдают предприятиям, которые находятся

у них на обслуживании. Что же касается инвестиционных кредитов, то, как

исключение банки их выдают тем предприятиям, которыми фактически владеют,

то есть зависимыми от них, а это уже не кредит. Ведь при заключении

кредитного договора предусматривается, что заключающие его стороны,

действующие своей волей и в своем интересе, свободны в установлении своих

прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не

противоречащих законодательству условий договора. А без свободы заемщика

предоставление ему средств фактически уже не является кредитом.

Таким образом, большинство инвестиционных кредитов, о которых банкиры

иногда пишут или говорят, на самом деле таковыми не являются. Это нечто

иное. А в России нужно развивать именно банковский кредит, причем особенно

важно развивать кредитование инвестиционных проектов в реальном секторе.

Вряд ли стоит рассчитывать на возможность привлечения солидных капиталов

для возрождения нашей экономики каким-то иным путем. Именно развитие

банковского кредитования является сегодня наиболее перспективным путем

привлечения инвестиций в экономику России.

Фактически речь должна идти о развитии нового банковского бизнеса, для

реализации которого у современных российских банков нет достаточных

кредитных ресурсов. Недаром все чаще стал подниматься вопрос о

необходимости создания на базе национализированных активов коммерческих

банков Государственного банка реконструкции и развития со 100-процентным

участием государства. Бизнес по кредитованию инвестиционных проектов банкам

надо делать как бы заново, создавая соответствующие системы кредитования.

Но в любом случае, чтобы банкам дальше развиваться, необходимо выполнить,

по крайней мере, два условия: заняться серьезным обучением высших и средних

руководителей банка организации и технологиям кредитования инвестиционных

проектов и создать соответствующие службы развития банков.

Чтобы российские банки могли реально приступить в необходимых для России

масштабах к различным технологиям долго- и среднесрочного кредитования

развития производства, включая и внедрение технологии проектного

кредитования, в банках и на кредитуемых предприятиях необходимо создать ряд

механизмов, обеспечивающих эффективность кредитных сделок. Это должно быть

не финансирование, а именно кредитование, так как на финансирование у

государства нет ресурсов, а банкам их необходимо вовремя возвращать.

Возвратность инвестиционных средств, ссужаемых предприятиям, обеспечивается

в полной мере лишь успешной реализацией инвестиционных проектов. Серьезные

инвестиционные кредиты могут даваться лишь предприятиям инвестиционно

привлекательным, то есть наладившим эффективное управление и достигшим

высокой инвестиционной кредитоспособности. Это означает лишь то, что

сегодня большинству российских предприятий практически нельзя давать

серьезные кредиты на длительный срок, поскольку они не будут возвращены.

Таким образом, есть объективная необходимость в налаживании качества

управления российскими предприятиями. Поскольку данная проблема хорошо

понимается Минэкономики РФ, есть реальные шансы ее решения. Во всяком

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.