Рефераты. Банковская система РФ

сельскохозяйственного кредита во главе с Центральным сельскохозяйственным

банком - долгосрочное и краткосрочное кредитование сельского хозяйства; на

кооперативные банки - кредитование всех видов кооперации (за исключением

кооперативных организаций, кредитующихся в Госбанке), на Цекомбанк и

местные коммунальные банки - долгосрочное и краткосрочное кредитование

коммунального и жилищного хозяйства, а на местные банки - кредитование

промышленных и торговых предприятий местного значения. Этим же

постановлением на Госбанк было возложено непосредственное руководство всей

банковской системой. Конкретно это означало, что представители Госбанка

стали участвовать в советах и ревизионных органах банков и кредитных

учреждений с участием государственного капитала. Госбанк получил право

непосредственного наблюдения за использованием банками открываемых им

кредитов и за их направлением в конкретные отрасли народного хозяйства в

соответствии с правительственными директивами. Постановлением от 15 июня

1927 г. был реализован принцип "ОДИН КЛИЕНТ - ОДИН БАНК". Это означало, что

клиенты, как правило, должны были пользоваться краткосрочным кредитом и

сосредоточивать свои свободные средства в одном определенном банке в

соответствии с характером своей организации и хозяйственной деятельности.

Краткосрочные операции спецбанков постепенно свертывались. Сформированная в

СССР к началу 30-х годов в общих чертах командно-административная система

управления экономикой потребовала скорейшего завершения централизации

банковской системы. В этих целях в 1930-1932 гг. была проведена кредитная

реформа, принципиально изменившая характер кредитных отношений в стране и

создавшая систему банков, не имевшую аналогов. Ее идейная направленность

определялась все той же мыслью о "едином банке". Во второй половине 50-х

годов серьезные преобразования коснулись специальных банков. Коротко суть

преобразований сводилась к сокращению количества банков. С января 1957 г.

прекратил операции Торгбанк. Это было вызвано прежде всего тем, что

несколько ранее была ликвидирована промысловая кооперация, предприятия

которой составляли значительную часть клиентуры данного банка. Остававшуюся

клиентуру передали Цекомбанку и Сельхозбанку. Спустя некоторое время

Сельхозбанк и Цекомбанк с системой коммунальных банков также были

упразднены (Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1959 г. "О

реорганизации системы банков долгосрочных вложений"). Функции упраздненных

банков были переданы Госбанку и Промбанку, причем последний был

реорганизован во Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений -

Стройбанк СССР. Все долгосрочные операции, выполнявшиеся Цекомбанком и

местными коммунальными банками, перешли к Стройбанку, а операции по

краткосрочному кредитованию и осуществление расчетно-кассовых операций

коммунальных предприятий и организаций жилищного хозяйства были переданы

отделениям Госбанка. Также Госбанку были переданы практически все операции

ликвидированного Сельхозбанка. Исключение составили операции по

финансированию капитальных вложений в хлебопродуктовые предприятия и

организации, перешедшие к Стройбанку. Тем самым Сельхозбанк, длительное

время являвшийся отраслевым банком долгосрочных вложений, оказался

включенным в состав Госбанка, который с конца 20-х годов формировался

исключительно в качестве центра краткосрочного обслуживания народного

хозяйства. В 1962 г. Государственному банку СССР были переданы

сберегательные кассы, которые до того находились в системе Министерства

финансов СССР. Благодаря этому значительные ресурсы в форме вкладов

населения перешли в распоряжение Госбанка и стали использоваться им в

интересах кредитования народного хозяйства. Каждый из оставшихся трех

банков представлял собой сложную централизованную систему с разветвленной

сетью учреждений на местах. К началу 1986 г. их количественные

характеристики выглядели следующим образом. Самым крупным был Госбанк СССР.

Он включал правление, конторы и отделения (филиалы). Центральным звеном

являлось правление, которое руководило всей системой через конторы -

республиканские, городские, областные и краевые. Всего насчитывалось 185

таких контор. Им непосредственно подчинялись 4274 отделения,

функционировавшие практически в каждом административном районе страны. Они

обслуживали предприятия и организации, расположенные на территории данного

района и имевшие в этом отделении свой расчетный или текущий счет.

Стройбанк СССР также являлся многозвенной централизованной организацией.

Правление осуществляло руководство всеми учреждениями через республиканские

и областные (краевые) конторы, число которых составляло 180. Правда,

Стройбанк не имел на местах столь широкой сети отделений (филиалов).

Отделения открывались с учетом объема финансирования и кредитования

капитальных вложений в данном районе. К началу 1986 г. их насчитывалось

908. В районах, где в связи с незначительными объемами финансирования и

кредитования капитальных вложений было нецелесообразно открывать отделения

Стройбанка, все необходимые операции выполнялись уполномоченными Стройбанка

при отделении Госбанка. Всего было открыто около 800 пунктов уполномоченных

Стройбанка. Если же и открытие пункта уполномоченного считалось

нецелесообразным, то все операции по финансированию и кредитованию

капитальных вложений в данном районе возлагались на договорных началах на

отделение Госбанка, выполнявшее их за счет ресурсов Стройбанка.

Государственные трудовые сберегательные кассы имели к началу 1986 г. весьма

разветвленную сеть - 78,5 тыс. сберкасс. Общее руководство их деятельностью

осуществлял Госбанк СССР. В свою очередь система Гострудсберкасс

возглавлялась правлением, которому были подчинены главные управления

союзных республик. На территории автономных республик, областей и краев

руководство работой сберкасс осуществляли соответственно республиканские,

областные и краевые управления. Внешторгбанк СССР имел небольшую сеть

учреждений - 17 отделений на территории страны и одно в Швейцарии. В своей

работе Внешторгбанк широко использовал корреспондентские отношения: в 131

стране он поддерживал связи с 1835 банками-корреспондентами. Советская

банковская система включала в себя также банки за границей с участием

капитала советских организаций. Совзагранбанки и их отделения работали в

следующих странах: во Франции - Коммерческий банк для Северной Европы в

Париже; в Великобритании - Московский народный банк в Лондоне с отделениями

в Ливане (Бейрут) и Сингапуре; в ФРГ - Ост-Вест Хандельсбанк во Франкфурте-

на-Майне; в Люксембурге - Ист-Вест Юнайтед банк; в Австрии - Донау банк в

Вене. Вышеназванные банки были созданы для расчетно-кредитного обслуживания

предприятий и организаций СССР и других социалистических стран. Основной

задачей этих банков была поддержка развития внешнеэкономических связей

страны. Банки выполняли депозитные, кредитные, расчетные, валютные и прочие

операции на международных финансовых рынках. Функционировавшие в стране

банки в полной мере отвечали требованиям командно-административной системы

управления экономикой. Банки стремились контролировать весь процесс

производства обслуживаемых предприятий и организаций, наблюдая за

правильностью накопления и расходованием сырья, оплатой труда, состоянием

собственных оборотных средств, формированием и использованием средств на

капитальные вложения и т.д. В итоге банковская система оказалась крайне

неповоротливой, мало учитывала специфику тех или иных отраслей и сфер

экономики. Крайне неэластичная, лишенная необходимой оперативности,

банковская система служила "зеркалом" функционировавшего в стране

хозяйственного механизма. Длительное господство командно-административной

системы вызывало все большее отставание экономики страны от стран с

развитой рыночной экономикой. Отчетливо вырисовывалась неутешительная

перспектива превращения СССР во второразрядное и даже третьеразрядное

государство. В середине 80-х годов в обстановке поиска путей более

интенсивного развития экономики стали предприниматься попытки реорганизации

банковской системы. После длительных дискуссий в 1987 г. было решено

провести в стране радикальную экономическую реформу, стержнем которой

предполагалось сделать идею полного хозрасчета и самофинансирования. В свою

очередь это требовало перестройки банковской системы. В целях усиления

воздействия банков на ускорение экономического развития страны было решено

реорганизовать действующие и образовать новые специализированные банки с

учетом особенностей деятельности народнохозяйственных комплексов. Вся

низовая сеть Госбанка (отделения) была передана специализированным банкам.

За Госбанком сохранились: в центре - Правление, в союзных республиках -

республиканское звено (Госбанк республики), в областях, краях и автономных

республиках - управления Госбанка. Вновь созданные специализированные банки

(Промстройбанк, Агропромбанк и Жилсоцбанк) образовали в центре правления, в

союзных республиках - соответствующие республиканские банки, а в областях,

краях и автономных республиках, как и Госбанк, - управления. Каждое из

управлений спецбанков получило в свое подчинение ряд бывших отделений

Госбанка, причем прикрепление отделений к тому или иному управлению

осуществлялось в зависимости от того, клиентура какого банка преобладала в

данном отделении - Промстройбанка, Агропромбанка или Жилсоцбанка. Благодаря

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.