Рефераты. Структура механизма современного российского государства

Организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ (ст. 129), Федеральным законом "О Прокуратуре Российской Федерации" от 17 ноября 1995 г. и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федера-ции. На прокуратуру не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами.

Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему проку-роры координируют деятельность по борьбе с преступнос-тью органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, органов налоговой полиции, органов таможен-ной службы и других правоохранительных органов. В целях обеспечения этой координации прокурор созывает коорди-национные совещания, организует рабочие группы, истре-бует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положени-ем о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом РФ.

Генеральный прокурор РФ принимает участие в засе-даниях Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. Он вправе обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граж-дан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

В пределах своей компетенции прокурор приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протест на незаконное или необоснованное решение, приговор, опре-деление или постановление суда. Прокурор вправе в преде-лах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определе-ние или постановление вступили в законную силу. Усмот-рев, что решение, приговор, определение или постановле-ние суда являются незаконными или необоснованными, прокурор приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору. Принесение Генеральным прокурором РФ протеста на приговор, кото-рым в качестве меры наказания назначена смертная казнь, приостанавливает его исполнение.

Прокурор при установлении в ходе осуществления сво-их полномочий необходимости совершенствования действу-ющих нормативных правовых актов вправе вносить в зако-нодательные органы и органы, обладающие правом законо-дательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об от-мене или о принятии законов и иных нормативных право-вых актов. Такое право делает прокуроров активными учас-тниками правотворческой деятельности.

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочи-ями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, при-нятое прокурором, не препятствует обращению лица за за-щитой своих прав в суд.

Главный военный прокурор и подчиненные ему проку-роры обладают в пределах своей компетенции полномочия-ми, установленными Законом, и осуществляют их незави-симо от командования и органов военного управления в со-ответствии с законодательством Российской Федерации. Военные прокуроры также вправе участвовать в заседаниях коллегий, военных советов, служебных совещаниях органов военного управления, назначать вневедомственные ревизии и проверки, требовать обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся на войсковых и гарнизон-ных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных под стражу, немедленно освобождать из га-уптвахт, иных мест содержания задержанных и заключен-ных под стражу лиц, незаконно там находящихся.

В этих целях прокуратура осуществляет надзор за ис-полнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их дол-жностными лицами, а также за соответствием законам изда-ваемых ими правовых актов.

В.Н. Точиловский, аргументируя свою позицию, приводит те из высказываний Н.В. Муравьева, в которых говорится о назначении прокуратуры как органе уголовного преследования: в частности, что прокуратура - исключительно специальный орган публичного пресле-дования, строго замкнутый в этой сфере и изменяющий своему назначению, как только из нее выходит, что прокуратура должна сосредоточиться именно на этой области, "поскольку она не располагает возможностью охватить все" Муравьев Н.В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. Пособие для прокурорской службы. Т. 1. М., 1889, с. 28, 5..

Но как глу-боко и широко мыслящий ученый, Н.В. Муравьев видел и те тенденции, которые определяют динамику функций прокуратуры с изменением общественных условий. Разрабатывая классификацию прокуратуры разных исторических и региональных типов, он еще тогда подметил особенности российской правовой действительности, которые на историческую перспективу определяют существо специфики прокурор-ского надзора. По этому поводу им было высказано суждение почти пророческого характера: "Русская действительность, отразившаяся на законе и еще больше на практике его применения, наложила на русскую прокуратуру настолько

своеобразный отпечаток, что в ней, быть может, со временем образуется новый, самостоятельный тип этого учреждения» См.: О сущности прокурорского надзора в СССР. Вопросы теории и практики прокурорского надзора / Под ред. А.Ф. Козлова. Свердловск, 1979, с. 18..

Несмотря на то, что уже проявились тен-денции в сторону перераспределения функциональной нагрузки от прокуратуры к дру-гим органам (например, Конституционному суду РФ, судебным и контрольным органам), она не утратила своеобразия. В этом контексте прокурорский надзор как будто не вписывается в систему разделения властей, и в известной степени он про-должает оставаться "всеобъемлющим" См.: Савицкий В.М. Кризис прокурорского надзора. - Соц. законность, 1991, № 1, с. 31..

В наших условиях прокуратура выполняет функции одного из элементов системы "сдержек и противовесов", устанавливает и принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили (законодательной, исполнительной, судебной властей). Все они взаимодействуют друг с другом и как единая государст-венная власть должны быть заинтересованы в сохранении и укреплении законности, обеспечивать которую призвана прокуратура. Автор данной работы подчеркивает, что без соблюдения законности не может быть сильной, успешно выполняющей свои задачи государственной власти. Если же настаивать на принципе разделения властей в его классическом виде, то возникает вопрос: какое место должна занимать прокуратура среди государственных структур?

Авторы концепции развития прокуратуры на переходный период счи-тают, что по своей государственно-правовой и политической природе, прокурорский надзор является основной формой высшего государственного надзора за исполнением законов на всей территории страны. Термином "прокурорский надзор" может обоз-начаться достаточно разнородный класс социальных явлений. Несмотря на свою оче-видность, данное обстоятельство в исследованиях, посвященных деятельности проку-ратуры, не отражено. Но именно с уяснением этого вопроса традиционно начинаются все отраслевые курсы научных юридических дисциплин. В наиболее распространенном значении прокурорский надзор - это сфера государственной деятельности, осуществ-ляемая органами прокуратуры См.: Трофименко О. О концепции прокурорского надзора в условиях перестройки. Юристъ.1999. С. 142..

До недавнего времени прокуратура считалась своего рода контрольным органом законодательной власти. Этому соответствовали порядок назначения Генерального прокурора на должность Верховным Советом РФ по представлению его Председателя и подотчетность Генерального прокурора только высшему законодательному органу.

3. 3. Иные правоохранительные органы

К числу иных правоохранительных органов можно отнести: органы безопасности РФ, министерство внутренних дел, таможенные органы, органы налоговой полиции, органы юстиции, некоторые другие. Вкратце опишем названные.

Система органов безопасности РФ

Несмотря на значительное количество публикаций, посвя-щенных проблемам обеспечения безопасности в Российской Федерации, в теории и до настоящего времени не выработано единого подхода к определению системы органов безопасности и не определен исчерпывающим образом перечень ее элементов.

Правовым актом, положившим начало формированию сис-темы органов безопасности России, является Закон РФ «О безопасности» См.: Ведомости СНД РФ. - 1992. - № 15. - Ст. 769., действующий и до настоящего времени. Конеч-но, после принятия в 1993 г. Конституции РФ многие его поло-жения требуют корректировки. Однако, некоторые положения комментируемого Закона, к сожалению, не получили дальней-шего развития в теории и в законодательстве См.: О борьбе с терроризмом. Федеральный закон РФ от 03.07.1998 г. // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3808.. Речь идет о за-креплении в норме права одного из принципов -- соблюдении баланса жизненно важных интересов личности, общества и го-сударства, т.е. не приоритет, а паритет лежит в основе обеспече-ния прав и законных интересов личности, общества и государства. Пожалуй, это один из немногочисленных (если не единствен-ный) правовых актов, в котором закреплена идея равного обес-печения интересов личности, общества и государства.

Основными функциями системы органов безопасности являются:

- выявление и прогнозирование внутренних и внешних yгроз жизненно важным интересам объектов безопасности;

- осуществление комплекса оперативных и долговременны мер по их предупреждению и нейтрализации;

- создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

- управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

- другие функции.

Общее руководство деятельностью органов безопасности осуществляет Президент РФ.

Буквальное толкование ст. 2 Закона РФ «О безопасности» позволяет относить к системе органов безопасности практиче-ски все государственные органы, независимо от их принадлеж-ности к ветвям власти, общественные организации и объедине-ния, и даже отдельных физических лиц. Как подметил ведущий научный сотрудник Российской правовой академии при Министерстве юстиции РФ, кандидат юридических наук Фоков А. П., указанная норма нуждается в корректировке путем приведения ее в соот-ветствие с формирующейся российской системой права См.: Фоков А. П. Служба безопасности: проблемы, решения. - М., 2000. С. 95..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.