Рефераты. Структура механизма современного российского государства

.

Трехлетний опыт существования Совета Фе-дерации Федеративного Собрания сначала как избранного, а затем как сформированного на ос-нове представительства от Совета Федерации по-казывает необходимость трех коренных измене-ний в его деятельности.

Во-первых, должно резко возрасти влияние верхней палаты парламента на законотворческий процесс. Сейчас Совет Федерации выступает в роли статиста, одобряя или отклоняя подготов-ленные Думой законы. Необходимо изменить процедуру подготовки и утверждения законопро-ектов. После внесения в Федеральное Собрание разработанного правительством законопроекта первым его должен рассматривать Совет Федерации, а не Государственная Дума. Важная задача верхней палаты вообще состоит в том, чтобы рас-сматривать и обсуждать правильные законопро-екты. Собранный богатый опыт и те выводы, к которым приходят субъекты Федерации в про-цессе выполнения ими законов, должны посту-пать через "первый канал" в федеральное зако-нодательство. Это должна быть важнейшая кон-трольная функция Совета Федерации в структуре Федерации. Проект закона, позиция Совета Фе-дерации и контраргументы правительства пере-даются затем в Государственную Думу на рассмо-трение.

Все принятые Думой законы направля-ются снова Совету Федерации. Верхняя палата проверяет, была ли учтена позиция первого тура и не внесла ли Государственная Дума других из-менений. В случае если Совет Федерации не со-гласен с формулировкой принятого Госдумой за-кона, он может отправить его в согласительную комиссию. Предлагаемая выше процедура успеш-но функционирует в Германии и, полагаю, могла бы с учетом специфики нашего парламента быть применена в России.

Во-вторых, в серьезной корректировке нужда-ется ст. 106 Конституции России, в которой дан перечень федеральных законопроектов, обяза-тельных к рассмотрению Советом Федерации. Его необходимо наделить разными полномочия-ми в отношении внесенных законопроектов. За-коны, которые в особой степени затрагивают ин-тересы субъектов Федерации, должны прини-маться только при одобрении Совета Федерации. К такого рода законам предлагается отнести сле-дующие: законы, изменяющие Конституцию; за-коны, касающиеся финансовых поступлений зе-мель (прежде всего законы о налогах); законы, вторгающиеся в административный суверенитет субъектов Федерации (регламентация полномо-чий, сроки, административные сборы, способы передачи документов по инстанции и пр.). Во всех остальных случаях Совет Федерации не должен иметь права вето, т.е. права снять закон с обсуж-дения, но может одобрить или не одобрить закон См.: В.Н.Лысенко. Развитие Федерации и Конституции России. Конституционные изменения как назревшая потребность развития федеративных отношений// Государство и право. № 12. 1999. С. 84. .

В-третьих, Совет Федерации мог бы также взять на себя некоторые "горизонтальные функ-ции" и роль арбитра в спорах между субъектами Федерации. Речь идет о следующем. Поскольку в стране перестала существовать вертикаль пред-ставительных органов власти. Совет Федерации мог бы заняться подготовкой модельных законов для субъектов Федерации, приведением в соот-ветствие с Конституцией РФ и федеральным за-конодательством конституций (уставов) субъек-тов Федерации. Это можно было бы делать в рам-ках совещания председателей законодательных собраний субъектов Федерации См. В.Н.Лысенко. Развитие Федерации и Конституции России. Конституционные изменения как назревшая потребность развития федеративных отношений// Государство и право. № 12. 1999. С. 69..

2. 2. 3. Полномочия Государственной Думы

Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного, коллективного обсуждения и решения вопросов. Заседания Государственной Думы проводятся открыто, хотя палата вправе проводить и закрытые заседания. Порядок деятельности Государственной Думы опреде-ляется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Государственной Думы, принятым постановлением Государ-ственной Думы от 25 марта 1994 года См.: Регламент Государственной Думы Федерального Собрания -- парламента

Российской Федерации. - Издание Государственной Думы. 1998..

Председатель Государственной Думы ведет заседания па-латы; ведает внутренним распорядком палаты; назначает на должность и освобождает от должности Руководителя Аппарата Государственной Думы; представляет палату во взаимоотно-шениях с другими государственными органами, обществен-ными объединениями, а также с парламентами зарубежных государств и в международных парламентских организациях; участвует в согласительных процедурах в целях разрешения разногласий между органами государственной власти Россий-ской Федерации и органами государственной власти субъек-тов Российской Федерации, а также между органами государ-ственной власти субъектов Российской Федерации; издает распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции, которые могут быть отменены Севостьянов Н. В. Конституционное право России. Ростов-на - Дону. «Феникс». 1999. С.98.

Заместители Председателя Государственной Думы по по-ручению Председателя ведут заседания палаты, замещают Председателя в его отсутствие, решают другие вопросы внут-реннего распорядка деятельности палаты согласно распреде-лению обязанностей между ними.

Совет Государственной Думы согласно ее Регламенту (ст. 14):

- разрабатывает проект общей работы Государственной Думы на очередную сессию;

- составляет календарь рассмотрения вопросов на очередной месяц; созывает по предложению Президента Российской Федерации или по требованию депу-татского объединения, поддержанному не менее чем одной пятой голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, или по предложению Правительства Российской Феде-рации внеочередные заседания палаты;

- направляет для рас-смотрения в комитете палаты законопроекты, внесенные в Государственную Думу субъектами права законодательной инициативы;

- принимает решение о возвращении субъектам права законодательной инициативы внесенных в Государ-ственную Думу законопроектов, если не выполнены требова-ния Регламента, предъявляемые к вносимым законопроектам;

- принимает решение о проведении парламентских слушаний;

- утверждает распределение обязанностей между заместите-лями Председателя Государственной Думы;

- разрешает иные вопросы организации работы Государственной Думы в соот-ветствии с Регламентом Государственной Думы.

Регламентом Государственной Думы определяется поря-док объявления амнистии. Оно осуществляется Государ-ственной Думой путем принятия постановлений об объявле-нии амнистии и о порядке исполнения амнистии Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Уч. НОРМА-ИНФРА-М, - М., 1999. С. 456..

В Регламенте Государственной Думы установлен порядок рассмотрения внешнеполитических вопросов, ратификации международных договоров Российской Федерации и поря-док международного межпарламентского сотрудничества.

Государственная Дума рассматривает внешнеполитиче-ские вопросы по собственной инициативе, или в связи с об-ращением Президента РФ, либо по до-кладам и сообщениям Правительства РФ и комитетов палаты.

Государственная Дума принимает обращения и заявления, выражающие позицию палаты по общим или отдельным во-просам внешней политики России, а также по вопросам меж-дународных отношений в целом См.: Коваленко А. И.. Конституционное право России. «Право и закон», М., 1999. С. 235.. Инициатива внесения про-ектов обращений и заявлений может исходить от субъектов права законодательной инициативы.

Государственная Дума утверждает Положение об участии российских представителей в работе межпарламентских ко-миссий по двустороннему сотрудничеству с парламентами других государств, а также Положение о парламентских деле-гациях Российской Федерации в Межпарламентской Ассам-блее государств -- участников Содружества Независимых Государств, в Межпарламентской Ассамблее СБСЕ. Участие депутатов Государственной Думы в деятельности Межпарла-ментского Союза регламентируется Положением о парла-ментской группе России, принимаемым общим собранием парламентской группы.

Внеочередному рассмотрению на заседании Государ-ственной Думы подлежат послания и обращения Президента Российской Федерации; законопроекты, внесенные в качестве срочных Президентом Российской Федерации или Правитель-ством Российской Федерации; проекты федеральных законов о федеральном бюджете и о бюджетной системе Российской Федерации; федеральные законы, возвращенные на повтор-ное рассмотрение Государственной Думы; проекты феде-ральных законов о ратификации международных договоров; проекты Регламента и постановлений Государственной Думы о внесении в него изменений и дополнений; решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации. Иные зако-нопроекты и вопросы могут рассматриваться во внеочередном порядке только по решению палаты, принятому большинством голосов от общего числа депутатов палаты См.: Там же. С. 237..

Правовое, организационное, документальное, информаци-онное, материально-техническое, социально-бытовое обеспе-чение деятельности Государственной Думы осуществляет Аппарат Государственной Думы. Наряду с Аппаратом Государственной Думы информацион-ное, правовое, экспертное, организационное и иное обеспечение Государственной Думы осуществляется также государствен-ными учреждениями и предприятиями, обеспечивающими деятельность обеих палат Федерального Собрания (Парламент-ская библиотека, Парламентский центр, издательство и т. д.).

Фракции и депутатские группы осуществляют подбор и расстановку кадров своего аппарата, руководство и контроль за их деятельностью, а также определяют служебные обязан-ности сотрудников аппарата в соответствии с заключенными с ними трудовыми договорами (контрактами).

В Регламенте Государственной Думы установлен также порядок рассмотрения вопросов, связанных с доверием Правительству Российской Федерации. Предложение о выражении недоверия Правительству Российской Федерации вы-носится фракцией либо депутатской группой в Государствен-ной Думе, численность которой составляет не менее одной пятой от общего числа депутатов палаты. Государственная Дума рассматривает вопрос о недоверии Правительству Рос-сийской Федерации в недельный срок после его внесения, во внеочередном порядке См. Любимов А. П. Парламентское право России: основные источники. СПб., 1997. с. 308..

Вопрос о доверии Правительству Российской Федерации рассматривается Государственной Думой во внеочередном порядке в течение 10 дней со дня внесения представления. Решение о доверии принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы См. Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие/Под ред. Проф. Г.А. Туманова. - М.: Юристъ. 1997. - стр.69.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.