Рефераты. Структура механизма современного российского государства

Президент не может быть депутатом представительных (законодательных) органов в республике, занимать какие-либо другие должности в государственных органах, общественных объединениях, коммерческих организациях, не может зани-маться предпринимательской деятельностью и вести другую оплачиваемую работу. На время выполнения своих обязанно-стей Президент приостанавливает членство в политических партиях и иных общественно-политических организациях.

В большинстве республик Президент является главой го-сударства, высшим должностным лицом и главой исполни-тельной власти. В этом качестве он выступает гарантом госу-дарственного суверенитета и территориальной целостности республики, соблюдения ее конституции и законов, а также принятых ею международных и межреспубликанских обяза-тельств; представляет республику в ее отношениях с Россий-ской Федерацией См., напр.: Закон Удмуртской Республики «О Президенте Удмурт-ской Республики» от 11 ноября 1993 г., входящими в состав СНГ государствами, а также в международных отношениях; обращается с посла-ниями к парламенту и народу; участвует в работе парламента; информирует парламент о важных вопросах; обладает правом законодательной инициативы в парламенте республики; подписывает и обна-родует законы, одобренные на референдуме; принимает от-ставку правительства с согласия парламента.

Президент участвует от имени республики в решении во-просов, относящихся к совместному ведению с РФ; вводит чрезвычайное положение на территории республики или в отдельных ее регионах с последующим утверждением его парламентом; ведет переговоры, подписы-вает международные и межгосударственные договоры, в их рамках заключает соглашения; исполняет другие полномочия См.: Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Уч. НОРМА-ИНФРА-М, - М., 1999. С.564..

Президент назначает с согласия парламента Председате-ля правительства; назначает и освобождает от должности министров, руководителей государственных комитетов и дру-гих ведомств республики, представляет в парламент для утверждения кандидатуры на должность председателей Вер-ховного и Высшего Арбитражного Судов республики, назнача-ет и освобождает от должности председателей и судей рай-онных и городских судов; осуществляет общее руководство деятельностью правительства; обеспечивает взаимодействие возглавляемых им органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти; отменяет постановления и распоряжения правительства, акты министерств и ведомств, других подведомственных ему органов исполнительной влас-ти; приостанавливает действие актов местной администрации в случае противоречия их конституции и законам республики, а также актам Президента См.: Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Уч. НОРМА-ИНФРА-М, - М., 1999. С. 576..

В ряде республик Президент наделен правом роспуска парламента (Калмыкия, Тува и др.). В некоторых республиках (Башкортостан, Бурятия и др.) он пользуется правом «отлагатель-ного вето».

Специфические функции и своеобразие смешан-ной формы правления можно рассмотреть на примере Конституции Армении, в которой данная проблема отражена в заострен-ной форме. Так, ст. 5 этой Конституции, закрепля-ющей принцип разделения властей как норматив-но-правовой фундамент для структурирования государственной власти и ее институтов, гласит: "Государственная власть осуществляется в соот-ветствии с Конституцией и законами - на основе принципа разделения законодательной, исполни-тельной и судебной властей". Шмавонян Г. обращает внимание, что по смыслу некоторых положений Конституции РА институт президента не вписывается в названную выше триаду властей, выносится за рамки разделения властей и конструируется в виде отдельно стоя-щей власти, возвышающейся над ее основными ветвями. Претензию президентской власти на ме-сто вне системы разделения властей, по сути необоснованную с точки зрения современного конституционного правопонимания, порождает и поддерживает ряд положений, содержащихся в Конституции РА См.: Г. Шмавонян. Президентская власть и разделение властей в полупрезидентской республике: опыт Армении // Государства и право, 2000 г., № 13, с. 68-69.. В частности, согласно Консти-туции РА, исполнительная власть закрепляется за Правительством (ч. 1 ст. 85), законодательная - за Национальным Собранием (армянским парла-ментом) (ч. 1 ст. 62), судебная - за системой судеб-ных органов (ч. 1 ст. 91), а Президент РА прямо не относится ни к одной из ветвей власти. Функцио-нально-ролевое предназначение института пре-зидента в общевластном механизме сформулиро-вано в Конституции (ст. 49) следующим образом:

"Президент Республики Армения обеспечивает соблюдение Конституции, нормальное функцио-нирование законодательной, исполнительной и судебной властей. Президент Республики являет-ся гарантом независимости, территориальной целостности и безопасности Республики". Непре-ложную часть этих конституционных формули-ровок составляет еще одна, содержащаяся в ч. 1 ст. 94: "Гарантом независимости судебных орга-нов является Президент Республики". Как отмечает автор данной работы, цитиро-ванные формулировки в сочетании с невключе-нием института президента в конструкцию испол-нительной ветви создают юридический образ новой (президентской) ветви власти: согласно им президентская власть оказывается как бы выве-денной из системы разделения властей и обозна-ченной в качестве самостоятельного вида власти См.: Чиркин. В.Е. Президентская власть // Государство и право. 1997. №5. С. 18..

Представление о четвертой (президентской), ветви власти, не вписывающейся в классические рамки разделения властей, подкрепляет и своеоб-разная структура конституционной регламента-ции механизма государственной власти: положе-ния, определяющие статус и полномочия Прези-дента РА, выделены в самостоятельную главу (гл. 3) Конституции, которая помещена перед главами, регулирующими законодательную, -

исполнительную и судебную власти (гл. 4,5, 6 соот-ветственно) См.: Ноздрачев А.Ф. Конституционные основы исполнительной власти в РФ // Ис-полнительная власть в РФ. М., 1996. С. 4-5..

Между тем президентская власть (вся совокуп-ность конституционных полномочий Президен-та) в Армении чрезвычайно разнонаправленна и развертывается по существу на всех направлени-ях организации и осуществления государственной власти: в вопросах и сферах формирования, от-ставки, определения структуры и порядка деятель-ности Правительства; реализации собственно ис-полнительной власти (причем она включает в себя весь комплекс решающих правомочий исполни-тельной власти); нормотворческой деятельности и отношений с Национальным Собранием; форми-рования судебной системы; организации и фор-мирования государственного аппарата и т.д. См.: Окуньков Л.А. Президент РФ. Конституция: неолитическая практика. М., 1996. С. 1-21, 36, 77..

В правовой литературе определенное призна-ние получило представление о президентской власти в контексте полупрезидентской республи-ки как о четвертой ветви власти наряду с тради-ционной триадой. А.Ш. Арутюнян определяет эту мысль следующим образом: «...В странах, где президент не входит в систему исполнительной власти, следует различать и президентскую власть, или, как ее называет В.Е. Чиркин, - арби-тражную власть, которая обеспечивает, как это говорится, например, в конституционных текстах Франции, Румынии, Армении, нормальное функ-ционирование публичных властей См.: Арутюнян А.Ш. Институт Президента РА. Ереван, 1996. С. 23-25. .

Президент в пределах своих полномочий издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей террито-рии республики. Акты Президента имеют подзаконный характер. Следует отметить, что некоторые конституции республик в составе Российской Федерации наделяют Президентов этих республик полномочиями, выходящими за рамки полномочий этих республик. Так, согласно Конституции Республики Саха (Якутия) Президент этой республики располагает правом определять порядок образования территориальных воинских и иных формирований, хотя в соответствии с Конституцией Российской Федерации все такого рода вопросы входят в чис-ло исключительных полномочий Российской Федерации Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, со-временность. М., 1997. С. 159-160. .

Законодательство республики в составе Российской Феде-рации допускает досрочное прекращение полномочий Прези-дента в случае его добровольной отставки, отрешения от должности, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия.

2. 2. Органы представительной и законодательной власти Российской Федерации

2. 2. 1. Правовой статус и структура Федерального собрания

Федеральное Собрание состоит из двух палат -- Совета Федерации и Государственной Думы (см. Прилож. 6).

Согрин В. В. отмечает, что исторически двухпалатная структура парламента воз-никла в странах Запада как способ сдерживания одной пала-той (верхней) чрезмерного радикализма другой (нижней). Это был типичный продукт буржуазно-демократических рево-люций, приведших к власти буржуазию, опасавшуюся раз-бушевавшегося народа. Верхние палаты обычно комплектовались откро-венно недемократическим или менее демократическим пу-тем, имели более длительный срок легислатуры, обладали правом вето на законопроекты, принятые нижней палатой, и другие привилегии. Таким путем, подчеркивает он, правящим кругам удава-лось достигать известного равновесия палат и стабилизирую-щего воздействия парламента на общественную жизнь См.: Согрин В. В. Современная Российская модернизация: этапы, логика, цель// Вопросы философии. 1997. № 2. С.89.

В Российской Федерации двухпалатность парламента -- относительно новое явление, возникшее только в 1990 году, когда в составе Верховного Совета РСФСР были сформиро-ваны Совет Республики и Совет Национальностей. До этого, начиная с революции 1917 года, высший представительный орган России, формально являвшейся федерацией, был од-нопалатным, в то время как Верховный Совет СССР состоял из двух палат, что, очевидно, считалось достаточным См.: Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 5 / Под ред. Е.И. Индова. М.. 1987. С. 124.

.

Основываясь на суждениях правоведов, автор данного исследования отмечает, что двухпалатность в Российской Федерации в период с 1990 по 1993 гг. была не очень эффективной: палаты Верховного Совета большей частью заседали совместно, доминирующую роль играл Президиум -- руководящий орган всего парла-мента, подавлявший инициативу палат.

Российский федера-лизм, отмечает он, тогда еще не обрел достаточной конституционно-правовой базы, а субъекты федерации -- реальной самостоятельности. Только Конституция 1993 г. внесла принципиальные изменения в понимание структуры федерального парламента. Двухпалатность Федерального Собрания учреждается теперь не как обязательный признак формального федеративного устрой-ства, а как фундаментальная основа реального федерализ-ма, призванного расширить права и самодеятельность наро-да и обеспечить глубокие реформы в политическом и эконо-мическом строе страны. Этому служит различный порядок формирования палат федерального Собрания, их различная компетенция и различный статус депутатов. Отсюда, как отмечает автор данной работы, - специ-альная неповторимая роль каждой палаты, которые в сово-купности обеспечивают выражение разнообразных интересов народа и в то же время -- единство Российской Федерации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.