Рефераты. Структура механизма современного российского государства

Большинство республиканских парламентов являются од-нопалатными Исключение составляют Государственное Собрание Башкортостана, Законодательное Собрание Карелии, парламент Кабардино-Балкарии, а также Государственное Собрание Республики Саха (Якутия), состоящие из двух палат.

Государственное Собрание Башкортостана состоит из Па-латы представителей и Законодательной палаты. Палата представителей собирается по мере необходимости и состоит из депутатов, работающих на непостоянной основе. Законода-тельная палата -- постоянно действующий орган, состоящий из депутатов, работающих на постоянной основе.

Законодательное Собрание Карелии состоит из Палаты Республики и Палаты представителей. В Палате Республики -- депутаты, избранные по одномандатным избирательным окру-гам. В Палате представителей -- депутаты, избираемые по многомандатным избирательным округам по два депутата от каждого избирательного округа. Палата Республики работает на постоянной основе, а Палата представителей -- на непо-стоянной.

Аналогичную структуру имеет парламент Кабардино-Балка-рии, состоящий из Совета Республики и Совета представителей.

Государственное Собрание Республики Саха (Якутия) имеет Палату Республики, которая состоит из депутатов, из-бираемых по одномандатным избирательным округам от каж-дого района, города республиканского подчинения; и Палату представителей, состоящую из депутатов, избираемых от тер-риториальных округов в количестве, равном числу депутатов Палаты Республики. Если Палата представителей осу-ществляет свои полномочия на постоянной, профессиональ-ной основе, то Палата Республики работает на непостоянной основе.

О том, как распределяются полномочия двухпалатных парламентов республики в составе Российской Федерации между их палатами, можно судить, в частности, по полномо-чиям палат Государственного Собрания Республики Саха (Якутия).

Согласно Закону Республики Саха (Якутия) «О Государ-ственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)» от 20 апреля 1994 г. См.: Якутские ведомости. 1999. №17 (76). к ведению Палаты Республики отнесено:

- рассмотрение и принятие конституционных законов республи-ки, государственного и республиканского бюджета, законов по вопросам финансового, валютного, кредитного регулирова-ния, внесенных Палатой представителей;

- принятие решений по основным вопросам внутренней и внешней экономической, социальной и культурной политики республики, утверждение перспективных государственных проектов и программ;

- реше-ние вопроса о доверии Правительству республики; принятие отставки, отрешение от должности Президента республики;

- утверждение структуры органов исполнительной власти рес-публики; избрание судей Конституционного Суда республики, председателей Верховного и Высшего Арбитражного Судов республики;

- дача согласия Президенту республики на назна-чение и освобождение от должности Председателя Прави-тельства республики и его заместителей, Председателя На-ционального банка, министра внутренних дел, министра финансов, министра внешних связей, директора департамента пенсионной службы, начальника государственной налоговой инспекции, председателя комитета по драгоценным металлам.

Палата Республики:

- дает согласие на назначение Прокуро-ра республики Саха Генеральным прокурором Российской Федерации, начальника службы контрразведки Федеральной службой контрразведки Российской Федерации;

- утверждает в должности председателя Контрольного комитета Государ-ственного Собрания по представлению Палаты представите-лей;

- утверждает состав Центральной избирательной комиссии республики по выборам; изменяет статус и границы админи-стративно-территориальных единиц и населенных пунктов;

- вносит предложения в Федеральное Собрание Российской Федерации в порядке законодательной инициативы;

- рассмат-ривает отдельные нормативно-правовые акты, издаваемые Президентом и Правительством республики; осуществляет контроль за исполнением государственного и республиканско-го бюджета, финансами, бюджетными и внебюджетными фондами, валютным фондом и фондом драгоценных метал-лов и камней;

- осуществляет контроль за исполнением закона республики; осуществляет и другие полномочия, пред-усмотренные законом.

Палата представителей:

- разрабатывает и принимает зако-ны республики по вопросам ее ведения;

- ратифицирует законы и акты Российской Федерации, отнесенные к совместному ведению;

- ратифицирует и денонсирует международные дого-воры и соглашения;

- принимает решения по текущим вопросам внутренней и внешней политики, экономического, социального и культурного развития республики;

- дает согласие на назна-чение и освобождение от должности руководителей государ-ственных комитетов, кроме случаев, отнесенных к ведению Палаты Республики;

- представляет в Палату Республики на утверждение в должности председателя Контрольного коми-тета Государственного Собрания;

- избирает судей районных (городских) народных судов, Верховного Суда;

- принимает и утверждает решения о приостановлении действия законов республики и Российской Федерации, постановлений, распо-ряжений и других актов правительства, ведомств и предприя-тий республики, федеральных органов и ведомств, противо-речащих Федеративному договору, Конституции и законам Республики Саха (Якутия), ограничивающих суверенитет рес-публики, ущемляющих права ее народа;

- вносит предложения в Федеральное Собрание России в порядке законодательной инициативы;

- принимает решения по вопросам введения, при-остановления и прекращения чрезвычайного положения на территории республики; рассматривает отдельные норматив-но-правовые акты, внесенные Президентом и Правительством республики;

- осуществляет контроль над расходной частью государственного, республиканского бюджетов, финансами, бюджетными и внебюджетными фондами, валютным фондом и фондом драгоценных металлов и камней, а также контроль за исполнением законов республики; осуществляет толкова-ние законов республики.

Порядок деятельности парламентов республик в соста-ве Российской Федерации определяется конституциями этих республик, а также законами республик об их парламентах.

Парламенты или их палаты избирают председателей, ко-торые руководят их деятельностью и ведают их внутренним распорядком. Парламенты избирают также заместителей председателя парламента (палаты), которые исполняют обязанности председателя в случаях его отсутствия, невозмож-ности осуществления им своих обязанностей или по его пору-чению, а также другие обязанности в соответствии с Регла-ментом парламента.

Палаты некоторых парламентов (например, Государствен-ного Собрания Республики Саха (Якутия) практикуют избра-ние из своего состава постоянных секретарей палаты, ответ-ственных за организацию ее работы.

Некоторые парламенты практикуют создание внутренних коллегиальных органов -- президиумов парламента, на которые возлагается координация законотворческой и кон-трольной деятельности комитетов парламента и подготовка его пленарных заседаний. Например, Президиум Народного Собрания Дагестана включает председателя Народного Со-брания, его заместителей и председателей комитетов Народ-ного Собрания.

Парламенты республик в составе Российской Федерации работают в сессионном порядке. Сессии созываются по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Заседания парла-ментов проводятся открыто. В случаях, предусмотренных рег-ламентом, парламент вправе проводить закрытые заседания. Парламенты (палаты) из числа депутатов образуют посто-янные комитеты (комиссии). На них возлагается разработка и рассмотрение проектов законодательных и иных правовых актов; контроль за исполнением законов и иных решений парламента. Порядок их деятельности устанавливается пар-ламентом. В необходимых случаях могут создаваться след-ственные, ревизионные и другие комиссии по вопросам, отне-сенным к ведению парламента.

Кроме комитетов и комиссий, Народное Собрание Даге-стана образует также Счетную палату для контроля за ис-полнением республиканского бюджета. В Государственном Собрании Республики Марий Эл имеется Экспертный совет.

Правовой статус депутата парламента определяется конституцией соответствующей республики, а также законами о статусе депутатов парламентов См., например, Закон Республи-ки Саха (Якутия) от 22 апреля 1994г. «О статусе народного депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)».

Актами парламентов республик являются законы, поста-новления и иные решения, принимаемые парламентами в пределах их компетенции. Республиканское законодательство подробно регламентирует законодательную деятельность парламентов.

Согласно этому законодательству право законодательной инициативы принадлежит, как правило, Президенту респу-блики, ее Правительству, депутатам парламента, постоянным комитетам (комиссиям), Конституционному Суду, Верховному Суду, Высшему Арбитражному Суду республики.

В отдельных республиках субъектами права законодательной инициативы выступают депутаты Федерального Собрания России от рес-публики (Дагестан); республиканские органы политических партий и общественных объединений (Якутия); представи-тельные органы власти районов и городов республиканского подчинения (Чувашия); представительные органы местного самоуправления (Карелия) и т. д.

Акты, принятые парламентом, подписывает его председа-тель (председатель палаты). Законы, принятые парламентом, направляются для подписания и опубликования Президенту республики или иному лицу, на которое возложена эта проце-дура (например, председателю Государственного Совета в Дагестане и т. п.) См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федера-ции. 1993. № 43. Ст. 4089..

В соответствии с Положением об основных началах организа-ции и деятельности органов государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной об-ласти, автономных округов Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 22 октября 1999r. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федера-ции. 2000. № 32. Ст. 5072. См. также: Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2000 г. «О реформе представительных ор-ганов власти и органов местного самоуправления в РФ. с изменениями и дополнениями, внесенными в него Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1999г., представительными (законодательными) органами власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов являются думы, собрания и т. д. этих субъектов федерации (например, Московская Государ-ственная Дума; Законодательное Собрание Тверской области, Псковское областное собрание и т. д.) «Временное положение о системе органов государственной власти г. Москвы» и «Временное положение о Московской областной Думе», утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 октября 1999 г. // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1999. №44. Ст. 4187; «Положение о системе органов государственной власти г. Санкт-Петербурга», утвержденное Указом Президента Россий-ской Федерации от 21 декабря 1999 г. // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1999. № 52. Ст. 5064.№41. Ст. 3924;. Они избираются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 2 года. Их численный со-став не может превышать 50 депутатов (представителей). В рамках этой нормы конкретное число депутатов устанавли-вается самостоятельно соответствующим представительным (законодательным) органом субъекта Федерации. Часть этих депутатов (не более двух пятых от общего числа депутатов) может работать в составе представительного (законодатель-ного) органа на платной основе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.