Рефераты. Структура механизма современного российского государства

Однако это право не является исключительным, т. е. принадлежащим только парламенту, поскольку им наделен и Президент Российской Федерации, также избираемый путем всеобщих демократических выбо-ров. В этом заключается специфика народного представи-тельства в президентской республике с ее принципом раз-деления властей. Но, разумеется, представительность Фе-дерального Собрания более широка и диверсифицирована, поскольку она позволяет выявить не только общие, но и региональные интересы многонационального народа Россий-ской Федерации, а также -- весь спектр партийно-полити-ческих интересов граждан.

2. 3. 5. Система и компетенции министерств и государственных комитетов России

В списке организационно-правовых форм исполнительной власти субъектов РФ называют правительства (советы министров); министерства; комитеты; департаменты; главные управления, управления, отделы, службы и иные органы.

В настоящее время в России существует несколько организа-ционно-правовых форм центральных органов федеральной ис-полнительной власти:

1) министерство РФ;

2) государственный комитет РФ; комитет РФ, федеральная служба, российское агентство;

3) инспекции, комиссии, центры при Правительстве РФ;

4) иные органы.

Как правило, центральные органы федеральной исполнитель-ной власти образуются Президентом РФ и наделены специаль-ной компетенцией, они руководят порученными им отраслями или сферами управления и являются отраслевыми межотрасле-выми (функциональными) или смешанной компетенции.

Правительство РФ устанавливает предельную численность работников центральных аппаратов министерств, государствен-ных комитетов и других центральных органов исполнительной власти, размеры ассигнований из бюджета на их содержание. В случае необходимости оно вправе передавать (делегировать) им решение отдельных вопросов.

Правительство назначает и осво-бождает от должности заместителей руководителей центральных органов, членов их коллегий, комитетов, осуществляет контроль за их деятельностью и вправе отменять акты всех подведомствен-ных ему органов.

Как правило, каждый центральный орган федеральной испол-нительной власти возглавляет определенное ведомство, выпол-няет функции его центра, штаба, обеспечивает выполнение всех производственных и наряду с ними экономико-экологических, социальных задач, состоящих перед ведомством. Обычно централь-ный орган построен по следующей схеме:

1) руководство (руководитель, его заместители, коллегия, ко-митет, ведомственные научные и иные советы);

2) производственные структурные подразделения, которые руководят службами, непосредственно выполняющими те зада-чи, ради которых ведомство создано. Например, в МВД это служба уголовного розыска, ГАИ и др., в Минздраве -- Главные управ-ления лечебно-профилактической помощи, охраны материнства и детства и др.

3) штабные подразделения, занимающиеся внутриорганизационной деятельностью в рамках ведомства (управления бухгал-терского учета, кадров и др.).

Слова «министерство», «комитет», «российское агентство», «федеральная инспекция» имеют двойное значение, ими обозна-чаются разные понятия. Во-первых, министерство, государствен-ный комитет, российское агентство и т. д. -- это центральный орган исполнительной власти, возглавляющий административ-ное ведомство, центральный аппарат ведомства, его штаб. Кста-ти говоря, все они находятся в столице -- Москве. А, во-вторых, министерство, комитет и т. д. -- это система министерства, коми-тета, т. е. административное ведомство. И когда о ком-то говорят, что он работает в МВД, что она служит в Министерстве обороны, то имеет в виду чаще всего работу (службу) в определенном ве-домстве. Те, кто занимает должности в центральном органе ис-полнительной власти, чаще всего сообщают, что они трудятся в центральном аппарате министерства, комитета и т. д.

Федеральные административные ведомства могут быть обще-федеральными и совместными. Общефедеральные представле-ны отраслями и сферами деятельности, которые полностью на-ходятся в ведении федеральных органов (Министерство обороны, Министерство путей сообщения, Государственный таможенный комитет и др.).

Центральные органы общефедеральных ведомств руководят подведомственными отраслями, сферами управления как непосредственно, так и через территориальные федераль-ные органы, которые подчинены только по вертикали своим, ве-домственным центрам и содержатся за счет федерального бюд-жета.

Иными словами, в системе общефедерального ведомства все органы являются федеральными.

В зависимости от правовой основы образования можно разли-чать органы исполнительной власти, создаваемые на основе кон-ституций, текущего законодательства, подзаконных актов. Основ-ными критериями их образования выступают государственное устройство, отрасли деятельности и общие управленческие функ-ции.

Органы общей компетенции: президентуры, правительства, администрации несут ответственность за положение дел в соот-ветствующем государстве, области, крае, городе федерального значения, округе, административно-территориальной единице, они руководят многими видами отраслевой и функциональной ком-петенции, работу которых они объединяют.

Органы специальной компетенции осуществляют отраслевое либо межотраслевое (функциональное) управление, либо однов-ременно и то, и другое. Так, Министерство здравоохранения РФ руководит подведомственными учреждениями и органами здра-воохранения и осуществляет межотраслевое управление меди-цинскими службами Министерства внутренних дел; Министер-ства обороны.

Таким образом, различаются органы общей и специальной (от-раслевой, функциональной, смешанной) компетенции.

По порядку решения вопросов органы исполнительной власти делятся на единоначальные и коллегиальные. Преобладает пер-вый вид органов, а коллегиальных в настоящее время немного (правительства, например). В процессе административной рефор-мы единоначалие в системе исполнительной власти расширялось.

В своей совокупности федеральные органы исполнитель-ной власти обеспечивают исполнение конституционной ком-петенции Правительства РФ. Но для этого каждый орган наделен конкретными полномочиями. Они закреплены в федеральных законах, а также указах Президента РФ и по-становлениях Правительства РФ, которыми обычно утвер-ждаются положения о том или ином министерстве, государ-ственном комитете, федеральной службе и федеральном надзоре. Рассмотрим правовое положение ведущих мини-стерств и комитетов.

В области финансов, экономики и управления феде-ральной собственностью действуют несколь-ко министерств, государственных комитетов, федеральных служб и надзоров. Ведущую роль играют следующие.

- Министерство финансов РФ действует на основа-нии Положения о Министерстве финансов РФ, утвержден-ного постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г., которое закрепляет его статус как органа, обеспечивающе-го проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и координирующего деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы уп-равления финансами в краях, областях, городах федераль-ного значения, автономной области, автономных округах и органы федерального казначейства входят в единую систе-му органов государственного управления финансами в Рос-сийской Федерации.

Основными задачами Министерства финансов РФ явля-ются совершенствование бюджетной системы, разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, разработка проекта федерального бюд-жета, разработка программ государственных заимствований, участие в формировании и использовании государственных ресурсов драгоценных металлов и камней и др.

В соответствии со своими задачами Министерство осу-ществляет широкую деятельность как в сфере финансов, так и экономики.

Своей многогранной деятельностью Министерство фи-нансов оказывает сильнейшее регулирующее воздействие на весь ход экономической жизни страны, часто попадая в центр политических событий.

- Министерство экономики РФ действует на основании Положения о Министерстве экономики РФ, утвержденно-го постановлением Правительства РФ от 26 августа 1995 г. (с дополнениями от 27 марта 1997 г.), которое закрепляет его статус как органа, осуществляющего проведение единой го-сударственной социально-экономической политики.

Главной задачей этого Министерства является определение путей и разработка методов эффективного развития экономики, обес-печивающих социально-экономический прогресс Российской Федерации.

В числе функций Министерства разработка сводного финансового баланса государства, подготовка годовых и ежеквартальных докладов о состоянии российской экономики, выявление дис-пропорций в ее развитии и определение пути их устранения, а также контроль за выполнением принимаемых Президен-том и Правительством решений по развитию экономики и проведению экономической реформы.

- Министерство транспорта РФ. В соответствии с Поло-жением, утвержденным Правительством РФ от 26 апреля 1997 г., это Министерство обеспечивает проведение госу-дарственной политики и управление в транспортном комп-лексе, а именно воздушным, морским, речным, автомобиль-ным, городским электрическим транспортом и дорожным хозяйством (железнодорожный транспорт управляется Ми-нистерством путей сообщения РФ).

Основные задачи Ми-нистерство транспорта:

- разрабатывает проекты законодатель-ных и иных нормативных правовых актов, определяющих порядок функционирования транспортного комплекса;

- осу-ществляет организационно-методическое руководство законо-проектной деятельностью в транспортном комплексе;

- кон-тролирует в пределах своей компетенции исполнение законодательных и иных нормативных правовых актов, анали-зирует практику их применения в транспортном комплексе;

- выполняет другие функции.

- Министерство государственного имущества обеспечи-вает проведение государственной политики в области прива-тизации государственных и муниципальных предприятий, осуществляет полномочия по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности и межотраслевую ко-ординацию в процессе приватизации и управления федераль-ной собственностью.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.