Рефераты. Структура механизма современного российского государства

В соответствии с Конституцией Правительство Российской Федерации -- коллегиальный, центральный, федеральный орган исполнительной власти общей компетенции, подчиненный Пре-зиденту. Оно состоит из Председателя Правительства, его за-местителей и федеральных министров. Автор работы отмечает, что в прошлом в него входили председатели Государственных комитетов, Сове-тов Министров республик в составе РФ, и другие должностные лица -- всего около 100 членов. Сейчас в составе Правительства России не более 40 человек.

Председатель назначается Президентом с согласия Государственной Думы, которая должна в течение недели рассмотреть предложение о кандида-туре на этот пост. После трехкратного отклонения Думой пред-ставленных кандидатур Президент назначает Председателя Пра-вительства и распускает Государственную Думу.

Первых и иных заместителей Председателя, федеральных министров Президент назначает по представлению главы Пра-вительства. Конституция не устанавливает численный состав данного органа. Фактически это делает Президент, который ре-шает вопросы о количестве вице-премьеров, создании и ликви-дации федеральных министерств.

Кроме того, Президент Рос-сийской Федерации вправе назначить федеральным министром лицо, которое не возглавляет федеральное министерство (руково-дитель аппарата Правительства, министр «без портфеля» и др.).

Правительство в России функционирует непрерывно 90 лет, хотя его конституционный статус, численность, личный состав неоднократно менялись. И когда в Конституции, правовых актах, в литературе говорится о его отставке, сложении полномочий, разгоне, речь идет о прекращении работы данного личного соста-ва этого коллегиального органа, возглавляющего исполнитель-ную власть страны См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 12. Ст. 1113.

. Точно так же роспуск парламента -- это чаще всего не ликвидация предста-вительного органа, а прекращение деятельности его в данном составе, в данной форме 90. Конституция не устанавливает срока функционирования Пра-вительства РФ, но закрепляет две формы прекращения его дея-тельности -- сложение полномочий и отставку.

Предельный срок функционирования Правительства в данном составе -- до формирования вновь избранным Президентом но-вого Правительства. Перед вновь избранным Президентом Пра-вительство слагает свои полномочия, но по его поручению, пока не будет сформировано новое, продолжает действовать.

Конституция предусматривает возможность отставки Прави-тельства в случаях, если:

1) такое решение принял Президент;

2) оно само подало в отставку, и Президент ее принял;

3) Председатель Правительства поставил перед Государствен-ной Думой вопрос о доверии Правительству, Дума в доверии от-казала, и Президент принял решение об отставке Правительства;

4) Государственная Дума выразила недоверие Правительству дважды в течение трех месяцев, и Президент принял решение о его отставке.

Во всех случаях Правительство коллективно уходит в отстав-ку только после принятия Президентом соответствующего реше-ния, изложенного в его

указе.

Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председа-теля Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Госдумой Президент РФ назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Согласно Конституции (ст. 113) Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.

Председатель Правительства Российской Федерации освобождается от должности Президентом Российской Федерации до истечения полномочий Правительства по личному заявлению об отставке; в случае принятия отставки Правительства; в случае невозможности исполнения своих обязанностей. Освобождение от должности Председателя Правительства Российской Федерации влечет за собой отставку Правительства Российской Федерации в полном составе.

В случае временного отсутствия Председателя Правительств его обязанности по поручению Председателя Правительств исполняет один из его заместителей, а в случае невозмож-ности дать такое поручение -- один из Первых заместителей Председателя Правительства по решению Президента Рос-сийской Федерации.

Действующая структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента Российской Федерации от 10 ян-варя 1999 г.

В настоящее время под руководством Правительства действу-ют три группы центральных федеральных органов исполнитель-ной власти специальной компетенции, выполняющих в нашей стране основной объем административной работы. Это:

1) фе-деральные министерства, руководители которых по должности являются членами Правительства;

2) образуемые Президентом государственные комитеты, комитеты, службы и иные органы;

3) инспекции, комиссии, центры, создаваемые Правительством. И названия, и правовой статус всех этих органов регулируются не Конституцией, а частично текущим законодательством и в ос-новном актами Президента и Правительства.

В своей многогранной повседневной деятельности Правитель-ство РФ опирается не только на центральные федеральные орга-ны, но и на органы исполнительной власти субъектов Федера-ции. Коржухин Т. М. считает, что законодательство, действующее в этой сфере, нельзя назвать полным и четким, но он считает, что этот пробел в ближайшее время будет устранен.

Автор работы подчеркивает, что это необходимо сделать, что-бы последовательно осуществлять, конкретизировать положение ч. 2 ст. 77 Конституции РФ: «В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Россий-ской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федера-ции образуют единую систему исполнительной власти в Россий-ской Федерации». Если органы разных уровней образуют еди-ную систему исполнительной власти, то, очевидно, что их центром является Правительство РФ. Оно возглавляет иерархически пос-троенный аппарат исполнительной власти России.

Для оперативного решения возникающих вопросов в Прави-тельстве создан постоянно действующий орган -- Президиум. В него входят: Председатель Правительства, его заместители, ми-нистры финансов, экономики, иностранных дел, обороны, внут-ренних дел, руководитель аппарата Правительства. По представ-лению главы Правительства Президент может включить в состав Президиума и других членов Правительства.

Правительство -- не только руководящий страной орган госу-дарственной власти, членами которого являются несколько де-сятков человек. Это и учреждение, где работают сотни людей: помощников, референтов, специалистов и т. д. И юридическим лицом является Правительство -- учреждение. Полномочный представитель этого юридического лица -- руководитель аппа-рата, который организует информационное, хозяйственное, тран-спортное, коммунальное обеспечение деятельности Правитель-ства -- органа. Поэтому нужно различать правовой статус Правительства -- органа и правовой статус Правительства -- юридического лица.

Правительству РФ как органу общей компетенции подчинены центральные федеральные органы исполнительной власти спе-циальной компетенции Некоторые из них по ряду вопросов непосредственно подчинены Президенту. Особенно широки полномочия Президента как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами. Пока нет законов, четко определяющих правовой статус Правительства РФ и других центральных органов исполнительной власти, прак-тика государственного строительства основывается на положении, что Прези-дент как глава государства и гарант Конституции РФ вправе принять решение по любому вопросу, связанному с организацией и функционированием федераль-ной исполнительной власти.. Оно направляет их работу, дает им поручения, устанавливает предельную численность работников цен-тральных аппаратов и размеры ассигнований на их содержание.

Председатель Правительства вносит Президенту предложения о назначении руководителей центральных федеральных органов исполнительной власти, а Правительство назначает их замести-телей.

Кроме того, оно принимает положения о каждом централь-ном федеральном органе исполнительной власти, утверждает его структуру, состав коллегии, а при необходимости делегирует свои полномочия. Правительство осуществляет контроль за деятель-ностью федеральных органов исполнительной власти, может от-менить принятые ими акты. Оно вправе создавать комиссии, ко-митеты, центры и иные, непосредственно подчиненные ему, органы и назначать их руководителей.

2. 3. 3. Полномочия Правительства Российской Федерации

Как высший орган федеральной исполнительной власти Правительство Российской Федерации обладает очень широким кругом полномочий. Они определяются Конституцией Российской Федерации и Законом о Правительстве Российской Федерации.

Автор данного исследования, сравнивая тексты ст. 114 Конституции РФ, регламентирую-щей полномочия Правительства, и ст. 71, 72, определяющих ис-ключительную и совместную федеральную компетенцию, убедился, что на Правительство возлагается основная ответствен-ность за реализацию тех задач, которые Конституцией отнесены к предметам ведения Российской Федерации. Так, в соответст-вии со ст. 71 Федерация, а значит и ее Правительство, защищает права и свободы человека и гражданина, управляет федераль-ной собственностью, осуществляет финансовое, валютное, кре-дитное, таможенное регулирование, руководит федеральными энергетическими системами, связью и транспортом, космической деятельностью, оборонным производством, метеорологической службой, стандартизацией, геодезией и картографией, государ-ственным статистическим и бухгалтерским учетом и т. д.

Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции обеспечивает в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной исполнительной власти на территории Российское Федерации, сочетание интересов Федерации и субъектов Российской Федерации в системе исполнительной власти.

Правительство Российской Федерации направляет работу министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Общие вопросы компетенции, порядке организации и деятельности министерств и иных федеральных органов исполнительной власти регулируются федеральным законом. Правительство Российской Федерации в порядке, установленном законодательством, утверждает положения о министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.