Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ назна-чается на должность Советом Федерации Федерального Со-брания по представлению Президента РФ. Заместители Пред-седателя и другие судьи Высшего Арбитражного Суда на-значаются на должность Советом Федерации по представ-лению Президента РФ, основанному на представлении Пред-седателя Высшего Арбитражного Суда РФ.
Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в первой инстанции дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нару-шающих права и законные интересы организаций и граждан, а также экономические споры между Российской Федераци-ей и субъектами РФ, между субъектами РФ.
Суд также рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в Российской Федерации и пересматри-вает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.
Беря во внимание изученное и проанализированное Постановление Конституционного Суда от 3 февраля 1999 г. по проверке соответствующих статей Арбитражно-процессуального кодекса, Одайник А. И. отметил, что положения этих статей о том, что поста-новления Президиума являются окончательными и не подлежат пересмотру именно в порядке надзора, не может рассматривать-ся как лишающее граждан права на судебную защиту. В случае, если Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ по резуль-татам рассмотрения дела в порядке надзора постановление уже вынесено, а нарушенные или оспариваемые права и законные интересы предприятии, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности тем не менее арбитражным судом в результате судебной ошибки не защищены, пересмотр такого судебного решения Президиу-мом возможен на дополнительной стадии -- по вновь открывшим-ся обстоятельствам. Данная стадия, имеющая исключительный (чрезвычайный) характер, позволяет устранить допущенные су-дебные ошибки, которые не были или не могли быть выявлены ранее См.: Одайник А. И. Проблемы современного управления государством// Право и жизнь. № 7, 1999, с. 97.
.
Правовая позиция, согласно которой окончательный характер постановлений надзорной инстанции не может рассматриваться как препятствие к возможности их пересмотра в дополнительной стадии -- по вновь открывшимся обстоятельствам, в случае су-дебных ошибок, которые ранее не были или не могли быть выяв-лены, уже была выражена Конституционным Судом РФ в Поста-новлении от 2 февраля 1998 года по делу о проверке конституци-онности соответствующей статьи Уголовно-процессуального ко-декса РСФСР. Данная правовая позиция сформулирована в связи с рассмотрением соответствующих механизмов уголовного судо-производства в случаях судебной ошибки.
Вместе с тем такая же позиция применима и к оценке процедур, которые могут быть в аналогичных случаях использованы при пересмотре постановле-ний Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ. Автор работы считает, что судебное ре-шение не может быть признано справедливым и правосудным, а судебная защита -- полной и эффективной, если допущена су-дебная ошибка, так как статья 14 (пункт 6) Международного пакта предусматривает, что судебное решение подлежит пересмотру, если "какое-либо новое или вновь обнаруженное обстоятельство неоспоримо доказывает наличие судебной ошибки".
Отсутствие возможности пересмотреть ошибочный судебный акт умаляет и ограничивает право каждого на судебную защиту, что недопустимо. Поэтому, считает автор работы, законодатель, устанавливая порядок осу-ществления правосудия, обязан предусмотреть механизм (проце-дуру) исправления таких ошибок, в том числе на стадии пере-смотра судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам.
Конституционный Суд РФ признал не соответствующей Консти-туции РФ статью Арбитражного процессуального кодекса постоль-ку, поскольку она служит основанием для отказа в пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам постановлений Президи-ума Высшего Арбитражного Суда РФ в тех случаях, когда су-дебный акт принят в результате судебной ошибки, которая не была или не могла быть выявлена ранее.
Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе: Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ; Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникаю-щих из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникаю-щих из административных правоотношений.
Пленум решает важнейшие вопросы деятель-ности арбитражных судов в Российской Федерации. Он дей-ствует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда, заместителей Председателя и судей Высшего Арбитражно-го Суда РФ. В заседаниях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вправе принимать участие чле-ны Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ, Министр юстиции РФ, председатели арбитражных судов.
Президиум Высшего Арбитражного Суда действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда, его заместителей и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда. Кроме того, по решению Пле-нума в состав Президиума могут быть введены судьи Высше-го Арбитражного Суда. В заседаниях Президиума вправе принимать участие Генеральный прокурор РФ, Председа-тель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Министр юстиции РФ, председатели, заместите-ли председателей, судьи арбитражных судов и другие лица.
В Высшем Ар-битражном Суде создаются судебные коллегии из числа судей Высшего Арбитражного Суда. Эти коллегии рассматривают дела в первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, пре-дусмотренные регламентом арбитражных судов.
В судебных коллегиях образовываются судебные соста-вы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию. Они формируются Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ.
Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ является судьей и осуществляет процессуальные полномочия, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Он организует деятельность Высшего Арбитражного Суда и системы арбитражных су-дов в Российской Федерации, созывает Пленум и Президи-ум Высшего Арбитражного Суда и председательствует на их заседаниях, а также выносит на рассмотрение Пленума и Президиума вопросы, отнесенные Федеральным конституционным законом к их ведению, исполняет другие функции.
Заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ являются судьями и осуществляют процессуальные пол-номочия, установленные Арбитражным процессуальным ко-дексом РФ. Они возглавляют судебные коллегии, организуют деятельность структурных подразделений аппарата Суда, системы арбитражных судов в Российской Федерации.
При Высшем Арбитражном Суде действует Совет председателей арбит-ражных судов в составе Председателя Высшего Арбитраж-ного Суда РФ и председателей арбитражных судов Россий-ской Федерации. Заседания Совета проводятся по мере не-обходимости.
Опыт работы арбитражных судов сви-детельствует о тенденции значительного роста споров, вытекающих из административно-право-вых отношений. По данным статистики, число та-ких дел систематически увеличивается. Харак-терны в этом отношении данные за 2000 г., в пер-вом полугодии которого по сравнению с аналогичным периодом 1999 г. их число выросло на 93.2% См.: Российская юстиция. 1998. № 5. С. 55-56.. При этом самый значительный рост дали споры коммерческих организаций с налого-выми органами См.: О работе арбитражных судов Российской Федерации в первом полугодии 2000 г. // Росс. юстиция. 1997. № 10. С. 53..
Специфика рассмотрения арбитражными су-дами экономических споров, вытекающих из административно-правовых отношений, в опреде-ленной мере отражена в Арбитражном процессу-альном кодексе РФ, но, по-видимому, анализ практики судов в этой сфере потребует более тщательного учета административно-процессу-альных особенностей рассмотрения таких дел и обусловит внесение необходимых изменений и дополнений в АПК РФ.
3. 2. Прокуратура РФ - важнейший независимый орган правоохраны
3. 2. 1. Система органов прокуратуры и их организация
Говоря о системе органов прокуратуры, следует кратко вспомнить историю петровского времени. Учреждение прокуратуры того времени сопровождалось изданием примечательного законода-тельного акта, отразившего, в некотором смысле, императорскую идею правовой го-сударственности и раскрывавшего смысл проводимой реформы. Речь идет об Указе "О хранении прав гражданских" от 17 апреля 1722 г., в котором предусматривалось "Понеже ничто так ко управлению государства есть, как крепкое хранение прав граж-данских, понеже всуе законы писать, когда их не хранить, или ими играть как в карты, прибирая масть к масти... Буде же кто сей наш указ преступит под каков отго-воркою ни есть.., тот, яко нарушитель прав государственных и противник власти, казнен будет смертию, без всякие пощады. И чтоб никто не надеялся ни на какие свои заслуги, ежели в сию вину попадет См.: Ключевский В.0. Сочинения. Т. 5. М.. 1958. с. 114.. Наступившая после смерти Петра I проти-воречивая эпоха дворцовых переворотов не могла не отразиться соответствующим образом и на судьбе прокуратуры. В 1730 г. вдруг не оказалось ни генерал-прокурора, ни прокурора при Сенате, ни простых прокуроров при коллегиях, и никто не знал, куда они девались, хотя еще живы были люди, занимавшие эти должности. В Манифесте от 2 октября 1730 г. императрица Анна Иоанновна, восстанавливая прокуратуру, признавалась что, "каким указом оный чин по кончине дяди нашего отставлен и кем отрешен, того нам неизвестно". Вторично прокуратура была отменена в регентство Анны Леопольдовны См.: Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 5 / Под ред. Е.И. Индова. М.. 1987. с. 127.. Однако после непродолжительного периода некоторого забве-ния происходит рост значения прокуратуры. В ходе преобразований при Александре 1 в 1802-1812 гг. структуры государст-венного управления, а при Александре II проведения судебной реформы 1864 г. произошло слияние прокуратуры с министерством юстиции, и она в основных чертах строилась и действовала по французскому образцу. В частности, прокуратура полу-чила широкие полномочия по линии внутреннего управления судебной системой. По ст. 254 Учреждения судебных установлении от 20 ноября 1864 г. "Общий надзор за су-дебными установлениями и должностными лицами судебного ведомства сосредото-чивается в лице министерства юстиции как генерал-прокурора" Брагинский М. Первые шаги прокуратуры. - Соц. законность, 1947. № 5. с. 39..
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36