Рефераты. Структура механизма современного российского государства

В соответствии со ст. 253 чины прокурорского надзора "по праву наблюдателей за охранением законов" в случае обнаружения нарушений законов судебными местами и их должностными лицами обязаны принимать меры по их устранению, в частности сообщать об этом "председателям судебных мест", доносить и докладывать в порядке подчиненности прокурорам палат, а те - министру юстиции Пилявский С. К вопросу о работе прокуратуры по общему надзору. - Еженедельник Сов. юстиции,1924. № 10, с.244-246.. В пореформенный период надзорные функции прокуратуры стали постепенно восстанавливаться в полном объеме.

Про-куратура Российской Федерации не входит в судебную власть. Она составляет единую федеральную цен-трализованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъек-тов РФ, приравненные к ним военные и другие специали-зированные прокуратуры, научные и образовательные уч-реждения, являющиеся юридическими лицами, а также про-куратуры городов и районов, другие территориальные, во-енные и иные специализированные прокуратуры. Образо-вание, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осу-ществляются Генеральным прокурором РФ. Создание и дея-тельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются.

Организация и обеспе-чение деятельности органов военной прокуратуры имеют особенности. Струк-туру военной прокуратуры составляют Главная военная про-куратура, прокуратуры военных округов, групп войск, фло-тов и др. Органы военной прокуратуры возглавляет замести-тель Генерального прокурора РФ -- Главный военный про-курор.

На должности военных прокуроров и следователей на-значаются офицеры, проходящие военную службу по кон-тракту или призыву и отвечающие требованиям Федераль-ного закона. По решению Генерального прокурора РФ или с его согласия на должности военных прокуроров и следова-телей могут быть назначены гражданские лица. Заместитель Генерального прокурора РФ -- Главный военный прокурор назначается на должность сроком на пять лет. Главный воен-ный прокурор подчинен и подотчетен Генеральному проку-рору РФ.

В систему органов прокура-туры помимо органов Генеральной прокуратуры РФ входят:

прокуратуры республик, краев и областей, прокуратуры горо-дов, действующих на правах прокуратур областей к ним отно-сятся прокуратуры городов Москвы, Санкт-Петербурга), про-куратуры автономной области, автономных округов, районные, городские прокуратуры. В городах, где имеются районные про-куратуры, Генеральный прокурор может создавать городские прокуратуры с подчинением им районных прокуратур. В круп-ных городах в целях более оперативного руководства создают-ся прокуратуры городов, которые подчинены прокурору облас-ти, а сами, в свою очередь, имеют в подчинении районные про-куратуры. Они осуществляют главным образом организацион-ные функции.

В систему органов прокуратуры входят также военные про-куратуры, прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительно-трудовых учреждениях, транспортные и природоохранительные прокуратуры, которые могут образовывать-ся Генеральным прокурором РФ и приравниваются к проку-ратурам областей или районов.

Военная прокуратура хотя и входит в единую систему орга-нов прокуратуры, но является автономной системой и только в своей верхней части входит в состав Генеральной прокурату-ры РФ, в которой действует Главная военная прокуратура, надзирающая за исполнением законов в Вооруженных Силах. В остальной своей части построение органов военной прокура-туры соответствует построению военных судов. Нижним зве-ном системы являются прокуратуры гарнизонов, армий, фло-тилий и соединений, а средним звеном -- прокуратуры видов Вооруженных Сил, военных округов, групп войск и флотов.

Структура органов прокуратуры обычно определяется как внутренняя организация прокуратур, входящих в систему ор-ганов прокуратуры.

В Генеральной прокуратуре РФ имеются управления и от-делы, начальники и заместители начальников которых назна-чаются на должность и освобождаются от нее Генеральным прокурором РФ и являются соответственно его старшими по-мощниками. Генеральный прокурор имеет также помощников по особым поручениям. В управлениях и отделах имеются стар-шие прокуроры и прокуроры, старшие следователи по особо важным делам и следователи по особо важным делам. Они, а также главный бухгалтер Генеральной прокуратуры назнача-ются на должность и освобождаются от нее Генеральным про-курором.

Прокуратуру республики в составе Российской Федерации, прокуратуру края, области, автономного округа, приравненные к ним прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первых заместителей и заместителей, назна-чаемых Генеральным прокурором РФ.

В прокуратуре республики в составе Российской Федера-ции, прокуратуре края, области, городов Москвы и Санкт-Пе-тербурга, автономной области, автономного округа, приравнен-ных к ним прокуратурах образуются управления и отделы, начальники и заместители начальников которых назначаются на должность и освобождаются от нее прокурорами, возглав-ляющими эти прокуратуры, и являются соответственно их стар-шими помощниками и помощниками.

В названных прокурату-рах имеются старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, следователи по особо важным делам и старшие следо-ватели, которые назначаются на должность и освобождаются от нее соответствующими прокурорами. Прокуроры республик в составе Российской Федерации, городов Москвы и Санкт-Пе-тербурга могут иметь помощников по особым поручениям.

Прокуратуру города и района, приравненные к ним проку-ратуры возглавляют соответствующие прокуроры. В прокура-туре имеются первый заместитель, заместители, старшие по-мощники и помощники прокуроров, старшие следователи и следователи (в прокуратуре города -- следователи по особо важным делам), назначаемые на должность и освобождаемые от нее прокурором соответствующей республики в составе Рос-сийской Федерации, края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономного округа.

3. 2. 2. Основные направления прокурорского надзора

Статья о прокуратуре в Конституции РФ помещена в гл. 7, которая называется "Судебная власть". Прокуратура определена как единая центра-лизованная система органов. Централизация - это система управления, руководства См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка, 1972, с. 803.. Считаю, что даже такое формально-логически-лингвистическое толкование содержа-ния ст. 129 Конституции дает право на вывод, что прокуратуре свойственны надзор-ные функции, они сохраняются за ней. Таким образом, по своей государственно-пра-вовой и политической природе прокурорский надзор является основной формой выс-шего государственного надзора за исполнением законов на всей территории Российской Федерации.

Старший прокурор управления Генеральной прокуратуры РФ Костенко А. И., анализируя исторический опыт государственного управления в России, обратил внимание на одну из наиболее серьезных болезней аппарата государства - бюрократизм. Во все времена бюрократизм проявлял себя как сила самодовлеющая, стремящаяся обособиться от центральной власти и нужд общества. Одним из проявлений бюро-кратизма он назвал противоречия между государственной властью в центре и на мес-тах, а также внутри самой власти. Конкретно это выражается в неисполнительности чиновников, обмане, мздоимстве, казнокрадстве, а в целом в пренебрежении интере-сами государства и народа Костенко Н. И. Место прокуратуры в механизме властей // Государство и право. № 12 2000. с. 81. .

Понимание этого явления и привело в свое время Петра I к необходимости учреждения проку-ратуры в России в ходе реформы системы государственного управления в первой чет-верти XVIII в. По его замыслу прокурорский надзор был сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата и, в первую очередь за Сенатом, ставшим по Указу "О должности Сената" от 27 апреля 1722 г. законосовещательным и высшим органом подзаконной исполнительной власти. Впервые в исто-рии Российского государства учреждалась прокуратура - тремя петровскими указами:

- "Быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, так же во всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать генерал-прокурору от 12 января 1722 г;

- "Об установлении должности прокуроров в надворных судах и о пределах ком-петенции надворных судов в делах по доносам фискальских и прочих людей" от 18 января 1722 г;

- "О должности генерал-прокурора" от 27 апреля 1722 г.

По свидетельству В.О. Ключевского, Петр I долго размышлял над утверждением прокуратуры и работал над законопроектами непосредственно См.:Ключевский И.О. Сочинения. Т. 4. М., 1958, с. 177, 179.. Устройство надзора за высшим учреждением, которое само надзирало за всем управлением, было, по мнению известного историка, мудреным делом, его надо было согласовывать с формами ответственности. Состояние работы государственного аппарата той поры он оцени-вает так: "Непослушание чиновников предписаниям высшего начальства и даже царс-ким указам стало при Петре I настоящей язвой управления, превосходившей даже смелость старых московских дьяков, которые, бывало, на 15-м указе непременно пос-лать подьячего по делу стойко помечали: "И по тому его великаго государя указу подъячий не послан". Не помогали ни штрафы, ни угрозы лишить чина и "весьма отставить", ни даже сослать на каторгу"42. Указ "О должности генерал-прокурора" поставил прокурора над Сенатом и в прямое подчинение императору: "Генерал-про-курор повинен сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил и во всех делах... истинно, ревностно и порядочно без потеряния времени по регламентам и указам отправлял", "также должны накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал" См.: Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 4, с. 198-199..

Прокуратура Российской Федерации осуществляет:

1. Надзор за исполнением законов;

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и граж-данина;

3. Надзор за исполнением законов органами, осуществ-ляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4. Надзор за исполнением законов администрациями орга-нов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу См.: Костенко Н. И. Место прокуратуры в механизме властей // Государство и право.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.