Рефераты. Структура механизма современного российского государства

Представительные (законодательные) органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов обладают значительными пол-номочиями. В сфере конституционного строительства они:

- принимают уставы и другие законодательные акты, вносят в них изменения и дополнения;

- осуществляют контроль за исполнением законодательства;

- устанавливают администра-тивно-территориальное деление;

- решают вопросы изменения границ своей территории в соответствии с федеральным законодательством;

- утверждают по представлению главы ад-министрации структуры органов исполнительной власти;

- реги-стрируют уставы органов местного самоуправления; назнача-ют выборы в представительный (законодательный) орган, а также органы местного самоуправления;

- утверждают состав региональной избирательной комиссии по выборам депутатов;

- признают полномочия депутатов представительного (законода-тельного) органа, а также их досрочное прекращение;

выполняют другие функции в соответствии с федеральным законодательством Воеводин Л. Д.. Юридический статус личности в России. Учебное пос. М., 1999. С. 134. .

2. 3. Органы исполнительной власти

Российской Федерации

2. 3. 1. Правительство Российской Федерации --

высший орган исполнительной власти

“Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации”, -- гласит ст.110 п.1 Конституции РФ. Пра-вительство Российской Федерации -- высший орган федеральной исполнительной власти. Так определяет Правитель-ство Российской Федерации закон «О Правительстве Россий-ской Федерации» (ст. 1). Это определение раскрывает юридическую природу Правительства Российской Федерации, отражает его место в системе органов государственной власти Российской Федерации и характеризует его деятельность. Как высший орган федеральной исполнительной власти Прави-тельство Российской Федерации осуществляет государствен-ное управление.

Правительство -- это коллегиальный орган, возглавляющий систему исполнительной власти государства и издающий пра-вовые акты от своего имени. Членами его являются руководите-ли важнейших административных ведомств (министры).

Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства См.: Федеральный Конституционный закон «О правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 . ст. 3. // Собрание Законодательства. 1997. №5. Ст.5712 (см. Прилож. 12 См.: Севостьянов Н. В. Конституционное право России. Схемы, таблицы, основные нормативные акты.. Феникс. Ростов - на - Дону, 1998. С. 92).

Правительством Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения.

К сожалению, как отметил Радченко А. И., механизм парламентской ответственности Правительства описан в российской Конституции в общих чертах. Поэтому необходима его детализация в специальном законодательстве. Совершенно ясно, однако, что институт ответственности -- обоюдоострое оружие. Его может использовать как Дума, отказывая в доверии правительству, так и исполнительная власть, угрожая прибегнуть к досрочным выборам См.: Радченко А.И. Основы государственного и муници-пального управления: системный подход. Ростов н/Д. 2000. С. 231.

.

Автор настоящей работы уверен, что сильная исполнительная власть в России нужна. Но также нужен и механизм взаимных сдержек и противовесов. Многие называют исполнительную власть доминирующей в системе государственных органов. Но эта тенденция государственно-правового развития России прослеживается достаточно ясно. Также это отвечает общим тенденциям усиления исполнительной власти во всем мире.

Положение и место Правительства РФ в системе органов государственной власти вытекают из принципа раз-деления властей, сформулированного в ст. 10 и 11 Консти-туции РФ. Правительство осуществляет государственную власть наравне с Президентом РФ, Федеральным Собрани-ем и судами. В ст. 110 Конституции РФ прямо устанавлива-ется, что исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

Кроме Конституции, правовой основой деятельности правитель-ства в настоящее время служат Закон Российской Федерации «О Совете Министров -- Правительстве Российской Федерации» от 22 декабря 1992 г. в той части, в какой он не противоречит Кон-ституции, иные законы, а также указы Президента Российской Федерации. Конституция установила, что порядок деятельности правительства определяется федеральным конституционным за-коном.

Если любой орган государственной власти есть инструмент, средство достижения общественно полезных целей, то правитель-ство -- это главный инструмент исполнения конституционных норм, реализации основных направлений внутренней и внешней политики государства. Как центральный федеральный орган ис-полнительной власти общей компетенции оно наделено широки-ми полномочиями во всех областях жизни страны. На него возло-жена ответственность за обеспечение прав и свобод граждан, состояние экономики, реализацию социальной политики, обеспе-чение безопасности граждан, общества, государства, состояние международных связей России См.: О системе федеральных органов исполнительной вла-сти. Указ Президента РФ от 14 августа 1999 г. № 1176.

.

Конституция закрепляет следующие формы взаимоотношений Правительства с Государственной Думой:

а) Правительство разрабатывает и представляет Думе проект федерального бюджета и отчитывается о его исполнении;

б) законопроекты о введении или отмене налогов, о выпуске государственных займов, которые предусматривают расходы, пок-рываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены на рассмотрение Думы только при наличии заключения Прави-тельства;

в) Правительство имеет право законодательной инициативы и проводит значительную работу по подготовке законопроектов;

г) Президент согласует с Думой назначение Председателя Правительства;

д) Дума по своей инициативе или по инициативе Правительст-ва решает вопрос о доверии ему.

Государственная Дума руководит Правительством, как и дру-гими органами государственной власти, путем издания законов, определяющих их задачи, компетенцию, подчиненность. Прави-тельство не подчинено Думе -- оно исполняет законы, принятые Думой; оно подчиняется Конституции и законам.

Для обеспечения взаимодействия с палатами Федерального Собрания Правительством образовано специальное представи-тельство. В него входят статс-секретари (заместители федераль-ных министров) и другие лица, назначенные Правительством.

Правительство координирует с палатами и комиссиями Госу-дарственной Думы и Совета Федерации законопроектные рабо-ты в системе исполнительной власти, оказывает информацион-ную поддержку их законотворческой деятельности. В задачу статс-секретарей и Правительства в целом входит обеспечение подготовки предложений и замечаний Правительства по зако-нопроектам, организация работы с обращениями депутатов па-лат Федерального Собрания, анализ результатов реализации принятых законов.

19 июня 1994 г. Президент издал Указ «Об обеспечении взаи-модействия Президента Российской Федерации и Правительст-ва Российской Федерации» См. СЗ РФ. 1994. № 7. Ст. 697., в котором закреплено, что законо-проекты, вносимые Президентом в Государственную Думу и затрагивающие вопросы, отнесенные к компетенции Правительст-ва, а также требующие в соответствии с ч. 3 ст. 104 Конституции РФ заключения Правительства, направляются ему на согласование (на заключение), а законопроекты, вносимые в Государственную Думу Правительством и затрагивающие вопросы, отнесенные к полномочиям Президента, направляются в Администрацию Президента на согласование.

Проекты постановлений, принятие которых предусмотрено актами Президента; проекты решений, рассмотренных на заседании Правительства под его председательством; проекты реше-ний, принимаемых Правительством в пределах его компетенции по относимым Конституцией к ведению Президента вопросам прав и свобод человека и гражданина, охраны суверенитета Россий-ской Федерации, ее независимости, государственной целостности, определения основных направлений внутренней и внешней по-литики, руководства внешней политикой, осуществления функ-ций Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Рос-сийской Федерации направляются в Администрацию Президента для согласования.

Проекты решений Правительства по кадровым вопросам фе-деральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту, подлежат согласованию с Советом по кадровой по-литике при Президенте.

Положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту, утверждаются им, а вопросы штатной численности этих федеральных органов согласовыва-ются с Правительством.

Анализ содержания Конституции показывает, что Президенту в этой сфере принадлежат верховная власть, самые важные пол-номочия: Правительство ему подчинено полностью (Президент его образует, определяет содержание его деятельности, может отправить в отставку, отменить его акты, воздействовать на его деятельность иными способами). Кроме того, Президент несет ответственность перед страной за работу Правительства. Кон-ституционные нормы не позволяют считать Президента РФ гла-вой законодательной и, тем более, судебной власти, хотя в отно-шении каждой из них глава государства обладает определенными полномочиями, но они не столь велики, как его полномочия по руководству исполнительной властью.

2. 3. 2. Состав Правительства РФ

и порядок его формирования

Состав правительства, порядок его формирования, цели и основ-ные направления деятельности, взаимоотношения с Президентом и Федеральным Собранием в общих чертах регламентируются Кон-ституцией Российской Федерации (см. Прилож. 12 См.: Севостьянов Н. В. Конституционное право России. Схемы, таблицы, основные нормативные акты.. Феникс. Ростов - на - Дону, 1998. С. 92). Конституционным статусом пра-вительства обусловлены и порядок прекращения его деятельности, виды и юридическая сила издаваемых им правовых актов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.