Рефераты. Структура механизма современного российского государства

Ор-ганы могут быть постоянными и временными, традиционными и нетрадиционными (оригинальными), сложными по структуре и простыми, возглавляемыми специалистами (молодыми, женщи-нами, лицами коренной национальности) и возглавляемыми не специалистами (лицами солидного возраста, не коренной нацио-нальности, мужчинами) и т. д.

В систему органов исполнительной власти республик в соста-ве Российской Федерации входят их правительства, мини-стерства, государственные комитеты и другие ведомства. В ряде республик эту систему возглавляет Президент (глава) республики (например, в Ингушетии), в других -- правитель-ство или его глава (например, в Карелии).

Наряду с единоличным главой государства в практике го-сударственного строительства республик в составе Россий-ской Федерации встречается и коллегиальный глава госу-дарства. Им является Государственный совет Дагестана, возглавляющий в республике исполнительную власть. В его состав входят его председатель, председатель правительства республики и другие лица, избранные Конституционным Со-бранием Республики Дагестан.

Важную роль в системе исполнительной власти республик в составе Российской Федерации играют правительства этих республик, являющиеся исполнительными и распоряди-тельными органами государственной власти.

Законодательство республик в составе Российской Феде-рации предусматривает различный порядок формирования правительств этих республик. Так, в соответствии с Конститу-цией Республики Башкортостан (ст. 101) кабинет Министров республики формируется Президентом республики. Пре-мьер-министр республики назначается Президентом респу-блики с согласия Государственного Собрания (парламента) республики. Заместители премьер-министра, министры, пред-седатели государственных комитетов и руководители ведомств республики назначаются и освобождаются от долж-ности Президентом республики по представлению пре-мьер-министра республики. По представлению пре-мьер-министра республики Президент может включать в состав правительства республики руководителей других орга-нов и организаций республики.

Согласно Конституции Республики Карелия (ст.ст. 66, 68) Председатель "правительства республики избирается населе-нием республики на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года. Он представляет на утверждение Законодательного Собрания (парламента) республики структуру исполнительной власти республики, назначает руководителей республиканских органов государственного управления (министров, председа-телей комитетов, руководителей ведомств и других должностных лиц), за исключением министра финансов, министра безопас-ности, министра внутренних дел.

Эти министры назначаются Председателем правительства с согласия большинства из-бранных депутатов Палаты Республики Законодательного Собрания Карелии.

В пределах своих полномочий Правительство республики осуществляет управление экономическими процессами, соз-дает условия для свободного предпринимательства на основе рационального сочетания всех форм собственности для фор-мирования и реализации регулирующих механизмов рыночной экономики; принимает меры по укреплению денежной и кре-дитной системы, проведению единой политики цен, обеспече-нию гарантий законодательно установленного минимального уровня оплаты труда и социального обеспечения.

Правительство организует разработку и исполнение госу-дарственного бюджета республика, а также прогнозов эконо-мического и социального развития республики и важнейших республиканских программ; определяет объем и порядок по-ставок продукции (товаров) для государственных нужд; осу-ществляет меры по развитию науки, техники и технологии, рациональному использованию, охране и воспроизводству природных ресурсов.

Министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления республик руково-дят порученными им отраслями управления или осуществля-ют межотраслевое управление, подчиняясь Правительству и, как правило, Президенту республики. Министерства, государ-ственные комитеты и другие органы государственного управ-ления республик несут ответственность за состояние и разви-тие порученных им сфер и отраслей управления.

Согласно Положению о главе администрации области, ав-тономного округа Российской Федерации, утвержденному Ука-зом Президента Российской Федерации от 3 октября 1994г. См. также: О дополнительных мерах по правовой и социальной за-щите глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федера-ции. 1993. № 35. Ст. 3313; «Временное положение о системе органов государственной власти г. Москвы», «Временное положение о Мо-сковской областной Думе», «Временное положение о местном госу-дарственном управлении и местном самоуправлении в Московской области», утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 октября 1993 г. // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 44. Ст. 4187; «Положение о системе органов государственной власти г. Санкт-Петербурга», утвержден-ное Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 1993 г. // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федера-ции. 1993. NS 52. Ст. 5064., глава администрации является высшим должностным лицом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа и руководит органами исполни-тельной власти края, области, города федерального значе-ния, автономной области, автономного округа Российской Федерации.

Глава администрации подписывает и обнародует законы, принятые представительным (законодательным) органом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации.

Глава администрации обладает следующими основными полномочиями. Он представляет интересы края, области, города федерального значения, автономной области, авто-номного округа в Правительстве Российской Федерации, фе-деральных органах исполнительной власти, в отношениях с другими субъектами Российской Федерации, а также в соот-ветствии с законодательством Российской Федерации может вступать в отношения с соответствующими органами и долж-ностными лицами зарубежных государств и подписывать не-обходимые документы.

Администрация осуществляет иные исполнительно-распоря-дительные функции и полномочия, возложенные на нее Конституцией Российской Федерации, федеральными закона-ми, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и правовыми (законодательными) актами представительных (законодатель-ных) органов края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Глава 3. ИНЫЕ ОРГАНЫ, ОБРАЗУЮЩИЕ МЕХАНИЗМ

СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

3. 1. Органы судебной власти

3. 1. 1. Понятие и структура судебной системы

в Российской Федерации

Нашу судебную систему устанавливают Конституция и Феде-ральный конституционный закон «О судебной системе Российс-кой Федерации» ФЗ вступил в действие с января 1997 г. Принятие, изменение и отмена ФКЗ требуют квалифицированного парламентского боль-шинства: не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего чис-ла депутатов Государственной Думы (часть 2 ст. 108 Конституции).

Проект ФКЗ был подготовлен в Государственно-правовом уп-равлении Президента РФ и внесен в Государственную Думу. Пос-ле одобрения Думой в октябре 1995 г. проект был отвергнут Сове-том Федерации. В декабре 1996 г. после доработки в согласитель-ной комиссии и повторного одобрения Государственной Думой проект вновь поступил в Совет Федерации. Но и на этот раз кам-нем преткновения для Совета Федерации стало отнесение к федеральной судебной системе районных судов (ранее называвшихся «народными»).

Судьи районных судов должны назначаться Президентом РФ. Главным аргументом в пользу такого порядка служит стремление обеспечить независимость судей от произвола региональных и местных властей, а главным аргументом против -- нарушение принципа федерализма, попытки создания «унитарной судебной власти». С резкой критикой ФКЗ выступили представители Каре-лии, Калмыкии и Башкортостана. Президент Татарстана прямо заявил, что Казань никогда не позволит Москве назначать район-ных судей в его республике См.: Пашин С. Новые возможности развития судебной системы России // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1997. № 2(19). С. 19.

.

Лишь после напряженных споров, компромиссов и сложной процедуры согласования Совет Федерации все же принял ФКЗ, и 31 декабря 1996 г. его

подписал Президент РФ Собрание законодательства РФ. 1996. № 10. Ст. 1.

Судебная власть является самостоятельной ветвью государственной власти. В советский период, особенно на раннем его этапе, эта идея, как известно, отвергалась. По мнению кандидата юридических наук Фокова А. П., ведущего научного сотрудника Российской правовой Академии при Министерстве юстиции РФ, основное место занимала репрессивная функция суда, суд фактически был звеном государственного аппарата, приспособленного прежде всего к подавлению; о правозащитной функции суда практически ничего не говорилось. Только с провозглашением идеи правового государства, с признанием в Конституции РФ судебной власти в качестве самостоятельной и независимой ветви государственной власти стала создаваться определенная теоретическая база, находящаяся отражение в законодательстве Фоков А. П. «Судебная власть в системе разделения властей»//Государство и право, 2000, № 10, с. 51-54..

Автор данного исследования поддерживает эту точку зрения и считает, что этим определяется не-обходимость выделения контрольной функции суда, потребность по-новому сформировать и закрепить в законах полномочия суда вообще и в сфере контрольной деятельности в частности. Для этого необходимо точно знать основы, фундамент, на котором базируется идея судебного контроля, осмыслить ее генезис как социального института.

Теория разделения властей, необходимость выделения судебной власти в самостоятельную и независимую от законодательной и исполнительной властей, возникла уже в античных государствах. Изучая суждения мыслителей того времени, исследователи Колоколов Н. А. и Масликов Л. С. выделяли несколько обязательных признаков этой теории, согласно которой существуют относительно самостоятельные элемен-ты государства, которые выполняют внутри него определенные функции; содержание их деятельности обуславливается социальным расслоением общества. Эти элементы тесно взаимодействуют между собой, как помогая друг другу, так и препятствуя в случае чрезмерного усиления одного из них; все они осуществляют свою деятельность на основе закона См.: Колоколов Н-А. Судебный контроль: некоторые проблемы истории и современности, Курск, 1996. Масликов И.С. Судебная, власть в системе разделения власти в свете Конституции Российской Федерации // Государство и право. 1999. № 8. .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.