Рефераты. Структура механизма современного российского государства

Коваленко А. И. отмечает, что двухпалатность Федерального Собрания формально не ведет к признанию того, что одна палата признается первой, а другая -- второй или одна -- нижней, а другая -- верхней. Такое деление обычно связывают с тем, что первая, или нижняя, палата играет более значимую роль в законодатель-ном процессе. Палаты Федерального Собрания рассматрива-ются как части единого парламента и в этом смысле они рав-ноправны, хотя полномочия палат неодинаковы. В то же вре-мя, говорит он, нельзя не заметить, что основная тяжесть в принятии федеральных законов падает на Государственную Думу (имен-но с нее начинается законодательный процесс), которая по-этому (а еще вследствие того, что является ареной активной межпартийной борьбы) более заметна в общественной жизни См.: Коваленко А. И.. Конституционное право России. «Право и закон», М., 1999.С. 231.. Это очевидное обстоятельство привело к тому, что, как в неофициальных, так порой и в официальных кругах Совет Федерации стали называть второй палатой, или сенатом См.: Севостьянов Н. В. Конституционное право России. Ростов-на-Дону. Феникс. 1999.С.87..

Конституция РФ делит меж-ду палатами функцию назначения ряда высших должност-ных лиц в государстве, устанавливает особые полномочия каж-дой палаты в определенных областях. Сложившийся за время деятельности Федерального Собрания первого созыва (1994-- 1995 гг.) механизм преодоления разногласий между палатами способствовал предотвращению конституционных кризисов и возникновения тупиковых ситуаций См.: Козлов Е. И., Мутафин О. Е. Конституционное право России. Юрист. М., 1999. С. 134. .

Двухпалатная структура Федерального Собрания эффек-тивно помогает разрешению разногласий между различны-ми социальными группами населения. Будучи представлены в палатах, эти группы получают возможность достижения компромисса между собой и властью, не прибегая к "ули-це", т. е. внепарламентской оппозиции. Палаты "снимают" остроту как политических, так и межрегиональных проти-воречий, содействуя устойчивости государственного кораб-ля. Федеральное Собрание состоит из палат, взаимно урав-новешивающих друг друга и в своей совокупности уравнове-шивающих исполнительную и судебную власть См.: Журнал. Советская юстиция. 1999. № 10. С. 39. .

Следует помнить, что Совет Федерации первого созыва и Государственная Дума первого созыва избирались на два года (1993--1995), что было установлено в Заключительных и переходных положениях Конституции РФ. Автор работы предполагает, что это, по-види-мому, было вызвано необходимостью обеспечить плавный переход от старой конституционной системы к новой с тем, чтобы сначала выявить жизнеспособность нового парламен-та и критерии оценки депутатов.

В декабре 1995 года Совет Федерации уже не избирался, а был сформирован на новой основе (депутаты, как и предусмотрено Конституцией РФ, стали именоваться членами Совета Федерации), а депутаты Государственной Думы были избраны на срок 4 года.

Переход полномочий Совета Федерации первого созыва к Совету Федерации, образованному в соответствии с Феде-ральным законом о порядке формирования Совета Федера-ции Федерального Собрания РФ от 5 декабря 1995 г., был отрегулирован специальным Постановлением Совета Феде-рации от 9 декабря 1995 г., т. е. Советом Федерации еще первого созыва. Было признано, что полномочия Совета Федерации первого созыва прекращаются после истечения срока, на который он был избран (т. е. на два года), и с мо-мента начала работы Совета Федерации, сформированного в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 1995 г. (Совет Федерации начал свою работу в январе 1996 г.).

Соот-ветственно были признаны правомочными решения Совета Федерации первого созыва. По предположению автора данного исследования, в будущем вопроса о переходе полномочий Совета Федерации возникать не будет, поскольку введенный законом принцип его формирова-ния превращает его в постоянно действующий орган, не зависящий от всеобщих выборов.

2. 2. 2. Полномочия Совета Федерации

Совет Федерации -- государственный орган всей Федерации. Он призван выражать интересы отдель-ных местностей, региональные мнения и чаяния. Его решения и другие волеизъявления адресуются не отдель-ным субъектам РФ, а государству в це-лом, т. е. всей Российской Федерации Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Уч. НОРМА-ИНФРА-М, - М., 1999. С.576..

К ве-дению Совета Федерации относятся утверждение изменения границ между субъектами РФ, утвержде-ние указов Президента Российской Федерации о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопросов о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, назначение выборов Президента Российской Федерации; от-странение Президента Российской Федерации от должности, назначение на должность судей Конституционного Суда Рос-сийской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; назна-чение на должность и освобождение от должности Генераль-ного прокурора Российской Федерации Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов. М„ 2000. С. 137. (ст. 102 Конституции РФ).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 101) Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом См.: Федеральный закон от 11 января 1995г. «О Счетной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 3. Ст. 167..

Совет Федерации наз-начает на должность и освобождает от должности заместите-ля Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов.

Порядок деятельности Совета Федерации, его органов и должностных лиц определяется Конституцией РФ, федеральными законами, Регламентом Совета Федерации первого созыва, принятым Советом Федерации 2 февраля 1994 года, и Постановлениями Совета Федерации.

Деятельность Совета Федерации основывается на прин-ципах коллективного, свободного обсуждения и решения во-просов. Основной формой работы Совета Федерации являются его заседания, проводимые открыто. В случаях, предусмот-ренных Регламентом Совета Федерации, палата вправе про-водить закрытые заседания. Совет Федерации избирает из своего состава тайным го-лосованием Председателя Совета Федерации и трех его заместителей. Председатель Совета Федерации и его замес-тители не могут быть представителями одного субъекта Рос-сийской Федерации См. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Уч. НОРМА-ИНФРА-М, - М., 1999.

.

Председатель Совета Федерации разрабатывает проект повестки дня очередного заседания Совета Федерации; созы-вает, в том числе по предложению Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или по требованию, поддержанному не менее чем одной пятой от общего числа депутатов Совета Федерации, внеочередные заседания палаты; ведет заседания палаты; ведает внутрен-ним распорядком деятельности палаты; направляет для рас-смотрения в соответствующие комитеты палаты законы, при-нятые Государственной Думой, а также законопроекты, которые предполагается внести в Государственную Думу; на-правляет Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования федеральные законы, принятые Государ-ственной Думой после их одобрения Советом Федерации; организует проведение парламентских слушаний; решает во-просы распределения обязанностей между своими заместите-лями; представляет палату во взаимоотношениях с органами государственной власти Российской Федерации, субъектами РФ, общественными объединениями, а также с парламентами зарубежных государств; решает иные вопросы организации деятельности Совета Федерации.

За-местители Председателя замещают Председателя в его от-сутствие, выполняют порученные им обязанности, а также выполняют другие

полномочия по вопросам внутреннего рас-порядка деятельности палаты.

Первоочередному рассмотрению на заседании Совета Фе-дерации подлежат послания и обращения Президента Россий-ской Федерации; законы, принятые Государственной Думой и подлежащие обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 106, 108); проекты постановлений Совета Федерации по вопросам, отнесенным к ведению Совета Федерации Кон-ституцией Российской Федерации(ст. 102); предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации; предложения по направлению запросов Совета Федерации в Конституционный Суд См.: Одайник О. П. Проблемы современного управления государством// Право и жизнь. № 7. 1999. С. 198. .

Работа в Совете Федерации ведется на русском языке. Депутат Совета Федерации, желающий выступить на ином языке народов Российской Федерации, не менее чем за сутки уведомляет об этом председательствующего. Заседания Совета Федерации предусматривают следую-щие основные виды выступлений: доклад, содоклад, заключи-тельное слово по обсуждаемому вопросу, выступления в пре-ниях по содержанию обсуждаемого вопроса, обсуждаемым кандидатурам, при внесении предложений, по мотивам голо-сования, по порядку ведения заседания, а также справки, ин-формации, заявления, обращения См.: Одайник О. П. Проблемы современного управления государством// Право и жизнь. № 7. 1999. С. 199. .

Деятельность Совета Федерации обеспечивается его ап-паратом. состоящим из аппаратов комитетов, Секретариата Председателя Совета Федерации, секретариатов заместите-лей Председателя Совета Федерации, подразделений правового, информационно-технологического и финансово-хозяйствен-ного обеспечения, кадровой службы, секретариата руководи-теля аппарата и других обеспечивающих служб.

Основными задачами аппарата Совета Федерации явля-ются документальное, организационное и правовое обеспече-ние деятельности Совета Федерации и его органов; обеспе-чение коллегиальной выработки решений и проведение согласительных процедур; формирование и обеспечение еди-ной системы документооборота; информационное и организа-ционно-техническое обеспечение; координация работы под-разделений аппарата Совета Федерации, обеспечивающих работу этой палаты Лазарев В.В. Теория государства и права. -М.: 1998. С. 69..

Общие виды информационного, правового, экспертного, организационного и иного обеспечения Совета Федерации осуществляются государственными учреждениями и пред-приятиями, составляющими систему государственных учреж-дений и предприятий, обеспечивающих деятельность Феде-рального Собрания Российской Федерации. К ним относятся Парламентская библиотека, Парламентский центр. Приемная Федерального Собрания Российской Федерации, Издатель-ство Федерального Собрания и другие государственные уч-реждения и предприятия Лазарев В. В. Конституционное правосудие: механизм реализации// Российская газета, 1999. № 12, С. 15.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.