Рефераты. Структура механизма современного российского государства

Министерство разрабатыва-ет государственную программу приватизации государствен-ных и муниципальных предприятий в Российской Федера-ции, организует и контролирует ее реализацию, обеспечива-ет защиту имущественных прав и интересов государства на территории Российской Федерации и за рубежом; организует и принимает в пределах свой компетенции решения о прива-тизации находящихся в федеральной собственности государ-ственных предприятий; выполняет дргие функции.

Помимо указанных федеральных органов исполнитель-ной власти, в сфере финансов и экономики, а также строи-тельства, транспорта и связи действуют и другие органы федеральной исполнительной власти (это самая большая груп-па министерств и ведомств).

Среди них - Министерства РФ:

- по атомной энергии, торговли, по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, науки и технологий, по налогам и сборам, региональной политики, природных ре-сурсов, путей сообщения, сельского хозяйства и продоволь-ствия, топлива и энергетики.

Государственные комитеты РФ: земельный, по рыболовству, стандартизации и метрологии, по строительной, архитектурной и жилищной политике, по госу-дарственным резервам, по связи и информатизации, по ста-тистике, таможенный.

Федеральные комиссии: по рынку цен-ных бумаг, энергетическая.

Федеральные службы: авиаци-онная, лесного хозяйства, налоговой полиции, дорожная, по валютному и экспортному контролю, по геодезии и картог-рафии, по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, по делам о несостоятельности и финансовому оздо-ровлению.

Российские агентства: по патентам и товарным знакам, космическое, правительственной связи и информации при Президенте РФ.

Федеральные надзоры России: горный и промышленный, по ядерной и радиационной безопасности.

В области обороны, безопасности и правоохранитель-ной деятельности. Исключительная важность государствен-ного управления в этих областях диктует необходимость со-здания прочной законодательной базы для деятельности соот-ветствующих федеральных органов исполнительной власти.

Министерство обороны РФ. Федеральный закон "Об обо-роне" от 31 мая 1996 г. распределяет обязанности в этой об-ласти между всеми органами государственной власти (Пре-зидентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, органами субъектов РФ, а также органами местного самоуправления). Даже в военное время руководство и уп-равление Вооруженными Силами должно осуществляться в соответствии с этим законом.

Наряду с Вооруженными Силами в стране существуют внутренние войска МВД, пограничные войска, войска Федерального агентства правительственной связи и информации, желез-нодорожные войска, войска гражданской обороны.

В системе МИД важную роль занимают консульские учреждения, Положе-ние о которых утверждено Указом Президента РФ от 5 но-ября 1998 г.

В области внешних сношений наряду с Министерством иностранных дел действует также Министерство по делам Содружества Независимых Государств (воссоздано после краткого перерыва в сентябре 1998 г.).

Государственным органом внешних сношений Российс-кой Федерации, осуществляющим представительство Рос-сийской Федерации в государстве пребывания, является Посольство Российской Федерации. Посольство учреждает-ся по решению Правительства РФ в связи с установлением на основании указа Президента РФ дипломатических отно-шений с соответствующим иностранным государством на уровне посольств. Посольство входит в систему Министер-ства иностранных дел РФ.

Посольства РФ выполняют широкий круг задач, закреп-ленных в Положении о Посольстве Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 28 октября 1996 г.

В социально-политической и социально-культурной областях. В этих областях действует несколько федераль-ных органов исполнительной власти. Среди них:

Министер-ства РФ: науки и технологий, региональной политики, на-циональной политики, здравоохранения, культуры, общего и профессионального образования, труда и социального раз-вития.

Государственные комитеты РФ: по кинематографии, по охране окружающей среды, по печати, по физической культуре и туризму, по делам молодежи.

Федеральные службы России: архивная, миграционная, по телевидению и радиовещанию.

Министерство труда и социального развития РФ обра-зовано в августе 1996 г. на базе бывших министерств труда и социальной защиты населения, а также -- Федеральной службы занятости. Оно действует на основе Положения, ут-вержденного Постановлениями Правительства РФ от 23 ап-реля 1997 г. и от 24 марта 1998 г. Это Министерство осуще-ствляет руководство работой по обеспечению единой госу-дарственной политики в области труда и социального разви-тия и координирует соответствующую деятельность в Рос-сийской Федерации.

В задачи этого Министерства, в част-ности, входит:

- разработка и осуществление мер по совер-шенствованию организации оплаты труда, дифференциации заработной платы по отраслям производственной и непро-изводственной сферы и категориям работников, осуществ-ление тарификации и обеспечение единой методологии нор-мирования труда;

- осуществление мер по совершенствова-нию пенсионного обеспечения, социального страхования, обеспечение улучшения условий и охраны труда.

Приведенные данные позволяют составить только са-мые общие представления о задачах и функциях ведущих министерств и ведомств, которые своей деятельностью не-посредственно затрагивают конституционные права граж-дан. Более подробно этот вопрос изучается в курсе админи-стративного права.

2. 3. 6. Виды и компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ

Проблема компетенции исполнитель-ной власти в юридической и политологической литературе не осмыслена в полной мере научно и объективно. Объясняется это, по-видимому, тем, что многие ученые-юристы, как, впрочем, и прак-тики-администраторы, упрощают проблему и по-лагают, что само название данной ветви власти прямо связано с ее функциями: данная власть ис-полняет законы. Стало общепринятым, что зако-нодательная ветвь государственной власти есть власть, направляющая и контролирующая, испол-нительная есть власть исполняющая и подзакон-ная. Однако еще во второй половине XVIII в. знаме-нитый швейцарский государствовед И.К. Блунчли находил неудачным название этой ветви власти и, указывая на предметный характер и многообра-зие ее деятельности, считал, что существо испол-нительной власти далеко не исчерпывается слиш-ком общим понятием "исполнение" См.: Блунчли И.К. Общее государственное право. Т. 1. М., 1865,с. 387-388..

Автор работы в связи с этим подчеркивает, без правильного теоретического решения вопроса о функциях исполнительной власти ее органам и должностным лицам трудно составлять четкие, продуманные и долговремен-ные программы, намечать приоритетные направ-ления своей деятельности.

Осуществляя практическую деятельность по организации социальной жизни общества - уста-новлению общественного порядка и обеспече-нию общественной безопасности, руководству отраслями социальной действительности и защи-те прав и свобод граждан, - исполнительная власть для эффективной реализации основных функций нуждается в наличии полномочий, кото-рые давали бы ей возможность собственными действиями осуществлять правовое регулирова-ние, правоприменительную и юрисдикционную деятельность, т.е. возможность издавать право-вые нормы, применять их, наказывать лиц, нару-шающих общественный порядок и дисциплину в аппарате государственного управления, посягаю-щих на права и свободы других граждан.

Государ-ство предоставляет органам исполнительной вла-сти полномочия на: издание нормативных актов по определенному кругу вопросов, индивидуаль-ных актов для разрешения конкретных дел, вы-несение юрисдикционных решений по админист-ративным и дисциплинарным делам. Поэтому го-сударство наделяет исполнительную власть полномочиями.

В зависимости от того, из какого бюджета финансируются ор-ганы исполнительной власти (а это совпадает с их подчинен-ностью), можно различать федеральные, субъектов Федерации и местные органы исполнительной власти.

Среди федеральных есть органы общей (правительство) и спе-циальной компетенции. Последние делятся на две группы: цен-тральные (министерства, государственные комитеты, агентства, службы, надзоры) и территориальные. Центральные органы об-ладают полномочиями на всей территории РФ, а территориаль-ные федеральные органы -- только на части ее территории (на-пример, облвоенкомат).

У субъектов Федерации тоже есть органы общей компетенции (правительство, администрация, губернатор) и специальной (глав-ные управления, управления, министерства и др.).

Органы специальной компетенции субъектов Федерации под-чиняются только правительству (губернатору, главе администра-ции) или находятся в двойном подчинении, т. е. подчиняются еще и соответствующим центральным федеральным органам. Напри-мер, УВД (МВД) субъекта Федерации подчинено и органу общей компетенции субъекта Федерации, и центральному федерально-му органу специальной компетенции -- МВД РФ.

В двойном под-чинении находятся также министерства (управления, отделы) субъекта Федерации: финансов, здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты населения и др.

Субъекты Федерации вправе создавать местные (территори-альные) органы исполнительной власти. Так, в ст. 1 Закона Рес-публики Татарстан «О местных органах государственной власти и управления» установлено: «Исполнительно-распорядительны-ми органами в районах, городах республиканского подчинения и районах в городах являются администрации соответствующих административно-территориальных единиц». В ст. 57 Устава Свер-дловской области сказано: «Территориальные исполнительные органы государственной власти осуществляют функции государ-ственного управления в населенных пунктах и на территориях административно-территориальных единиц. Деятельность этих органов направляется, координируется и контролируется назна-чаемыми Губернатором области государственными служащими».

Названными выше критериями не исчерпываются возможнос-ти классификации органов исполнительной власти. Среди них можно различать низовые, непосредственно работающие с граж-данами и другими невластными субъектами, и руководящие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.