Эбзеев Б. С. считает, что законодательство о Конституционном Суде исчерпывается только этими двумя актами, но п. 7 ч. 1 ст. 3 указанного Закона пре-дусматривает возможность принятия и иных актов о полномочиях Конституционного Суда, и они четко поименованы: Федеративный договор, федеральные конститу-ционные законы, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъек-тов См.: Эбзеев Б. С. Указ. соч., с. 85-86.. Нет ли противоречия между этими двумя статьями?
По мнению Бланкечагеля А., ст. 2 рассмат-риваемого Федерального конституционного закона это - единственный акт, который на основе Конституции в комплексе регламентирует полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда, что и подтверждается самим содержанием Закона См. Бланкечагель А. Российский Конституционный Суд: видение собственного статуса. - Конституционное право: восточноевропейское обозрение, 1994, № 2(7), с. 35;.
Но такая регламентация может быть осуществлена двумя способами: посредством установления конкретных норм (основной способ) и путем отсылочных норм (в отдельных случаях). Так считает Гаджиева Г. А. См.: Четвернин В.А. Три вопроса к авторам первого в России Федерального конституционного закона. - Конституционное право: восточноевропейское обозрение, 1999, № 2 (7), с. 30. Названный Закон при определении полномочий и порядка деятельности Конституционного Суда использует оба способа регулирования, под-тверждением чему являются, в частности, положения п. 7 ч. 1 ст. 3 Закона. Таким образом, конституционный перечень полномочий Конституционного Суда не является исчерпывающим, он может быть дополнен, конкретизирован, но лишь законодательно оговоренными федеральными конституционными законами и договорами.
Рассматривая в критическом аспекте некоторые положения Закона о Конститу-ционном Суде, В.А. Четвернин исходит из ошибочного утверждения, что федераль-ные конституционные законы имеют ту же юридическую силу, что и положения гл. 3, 4, 5, 6, 7, 8 Конституции Гаджиев Г.А. Партнерство и контроль. - Российская Федерация, 1999, № 8, с. 11.. На этом основании автор данного исследования пытается дать вывод: поскольку формула "последующее снимает предыдущее" есть аксиома права, то всякое несоответствие положений федерального конституционного закона положениям "изменяемой" части Конституции должно толковаться в пользу первых (т.е. норм закона, которые приняты по вопросам, предусмотренным Конституцией).
Не останавливаясь на конкретных вопросах, поставленных В.А. Четверниным при критической оценке Закона о Конституционном Суде (они не касаются вопроса о пол-номочиях этого органа), обратим внимание на исходную посылку автора. По утверждению Эбзеева Б. С., она прямо противоречит ст. 15 Конституции, устанавливающей, что законы, т. е. и федеральные конституционные, и обычные федеральные, и законы субъектов Федерации, не должны противоречить Конституции См.: Эбзеев Б. С. Указ. соч. 1998, с. 92- 96..
Поэтому федеральными конституционными законами неправомерно ни юридически, ни фактически изменять положения гл. 3,4, 5, б, 7, 8 Конституции, в том числе касающиеся Конституционного Суда. Такие законы не могут ограничить, изменить его установленные Конституцией полномочия, осново-полагающие процедурные правила.
Проанализировав основные правовые принципы и основы деятельности Конституционного суда Российской Федерации, автор настоящего исследования пришел к выводу, что на современном этапе развития отечественного судопроизводства Конституционный суд обладает всеми необходимыми полномочиями и инструментами для выполнения своей первостепенной задачи - защиты конституционных основ общественного строя и конституционных прав граждан России. Несмотря на определенные сложности в организации судебной практики, считает автор данного исследования, главная проблема эффективности работы Конституционного суда в России заключается не в недостатках процедуры конституционного судопроизводства или конституционного законодательства, а в обеспечении исполнения решений Суда, которые порой открыто игнорируются как субъектами федерации, так и ветвями федеративной власти. Неисполнение судебных решений - характерная черта всего российского правопорядка. Законность же в государстве, в том числе и конституционную, должны обеспечивать не Суд, а исполнительная власть, прокуратура, правоохранительные ведомства. Конституционный суд - это фактически высшая и последняя инстанция, и он должен вступать в действие лишь тогда, когда не срабатывает вся остальная система власти или правосудия.
Таким образом, лучшая гарантия выполнения решений Конституционного суда - не принуждение, а такое состояние общественного сознания и правовой культуры, при котором ни у одного органа, должностного лица или гражданина не возникает и доли желания действовать вопреки этому решению.
3. 1. 3. Верховный Суд Российской Федерации
Конституция РФ (ст. 126) ус-танавливает, что Верховный Суд Российской Федерации яв-ляется высшим судебным органом по гражданским, уголов-ным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных фе-деральным законом процессуальных формах судебный над-зор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Из этой нормы становится ясным, что Верховный Суд РФ возглавляет систему судов общей юрис-дикции, которая была установлена Законом РСФСР о судо-устройстве 1981 г. (с дополнениями). Полномочия Верховно-го Суда РФ закреплены также в Уголовно-процессуальном и Гражданском процессуальном кодексах и в ряде законов.
Верховный Суд является высшим судебным органом не для всех федеральных судов, а только для судов общей юрис-дикции, в его ведение не входит конституционная и арбит-ражная юстиция. Но, на взгляд Стецовского Ю. И., перечень дел, в отношении которых Верховный Суд РФ является высшим судебным органом, выглядит не очень оп-ределенно: упомянуты общеизвестные категории гражданс-ких, уголовных и административных дел, но не раскрыто содержание "иных дел", что должно быть истолковано как возможность в будущем расширить подсудность судов об-щей юрисдикции Согрин В. В., Сельский К. С. Современная российская модернизация: этапы, логика, цель// Вопросы философии. 1999. № 2..
В Конституции РФ сформулирована и другая важная функция Верховного Суда: осуществлять над-зор за деятельностью нижестоящих судов. Это положение давно вызывает споры среди специалистов, например, Согрина В. В., Сельского К. С., кото-рые усматривают в надзоре скрытое нарушение независимости судов См.: Стецовский Ю. И., Судебная власть. Уч. пос. Изд. Дело. - М., 1999.. Автор данной работы выражает свое мнение, что для таких подозрений нет достаточных ос-нований, поскольку Верховный Суд как высшая судебная инстанция надзирает за судами не путем командования ими, а осуществляет естественный для любого такого органа пере-смотр судебных дел в кассационном порядке, а также в по-рядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Сомнению некоторых научных сотрудников в области юриспруденции, к примеру, Пашина С., Понеделкова А. В., часто подвергается право Верховного Суда РФ давать разъяснения по вопросам судебной практики, в котором многие также видят опасность для независимости нижестоящих судов См.: Понеделков А. В. Политическая элита: генезис и проблемы ее становления в России. Ростов - на - Дону: СКАГС. 1999. С. 114.. Но, как считает автор настоящей работы, и здесь такая опасность не выг-лядит основательной. Разъяснения теперь, в отличие от пре-жних лет, не характеризуются как руководящие, но они полезно служат единообразию правоприменительной прак-тики по конкретным вопросам, а потому приветствуются самими судами. Нигде в законе такие разъяснения не назы-ваются обязательными, но ясно, что они имеют смысл только в том случае, если все суды будут им следовать.
Верховный Суд РФ может также выступать в качестве суда первой инстанции по определенной категории дел. На-пример, судья, против которого возбуждено уголовное дело, имеет право просить, чтобы оно было рассмотрено Верхов-ным Судом в первой инстанции; этим Судом рассматрива-ются жалобы на решения квалификационных коллегий об отрешении судьи от должности, на ненормативные акты Пре-зидента РФ, Федерального собрания, Правительства и др. Верховный Суд обладает правом законодательной инициа-тивы, он наделен полномочием рассматривать жалобы граж-дан, связанные с нарушениями избирательных прав (по выборам Президента РФ и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания).
Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды республик, краев, областей, горо-дов федерального значения, автономной области, автоном-ных округов, т. е. субъектов РФ (см. Прилож. № 11 См.: Севостьянов Н. В. Конституционное право России. Схемы, таблицы, основные нормативные акты. Феникс. Ростов - на - Дону, 1998. С. 91.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36