Рефераты. Структура механизма современного российского государства

2. 3. 4. Взаимоотношения Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания

Правительству Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Законодательную инициа-тиву Правительство осуществляет путем внесения в Государ-ственную Думу законопроектов. Законопроекты, подготовлен-ные Правительством в порядке реализации права законодательной инициативы, вносятся в Государственную Думу по решению Правительства. Формы участия Правитель-ства в законодательной деятельности, а также порядок подго-товки и внесения Правительством в Государственную Думу проектов законов, определяются Временным положением о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1994 г.

Правительство вправе направлять в палаты Федерального Собрания свои официальные отзывы на рассматриваемые палатами проекты правовых актов и предложения по поправ-кам к ним. Официальные отзывы Правительства подлежат обязательному оглашению при рассмотрении проектов в со-ответствующих органах Государственной Думы и на заседани-ях Совета Федерации.

Правительство в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 104) дает заключения по законопроектам о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и другим законопроектам, пред-усматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Заключения Правительства, поправки к законопро-ектам и официальные отзывы Правительства на рассматри-ваемые палатами Федерального Собрания законопроекты направляются палатам письмами Правительства.

Члены Правительства вправе присутствовать на заседани-ях палат Федерального Собрания, комитетов и комиссий и быть выслушанными.

Для представления в палатах Федерального Собрания внесенного Правительством законопроекта назначается офици-альный представитель Правительства.

Назначение депутата министром или дру-гим членом Правительства влечет немедленное сложение им своих депутатских полномочий. В то же время Правитель-ство РФ взаимодействует с палатами Федерального Собра-ния, и особенно с постоянными комитетами и комиссиями, рассматривая их рекомендации и принимая соответствующие меры.

Однако при нынешней форме правления не может быть и речи о какой-либо отчетности Правительства РФ перед Фе-деральным Собранием, обязанности при всех условиях уйти в отставку в случае вотума недоверия и т.д. Председатель Правительства РФ неоднократно игнорировал "вызовы" в Го-сударственную Думу. В то же время Федеральный конститу-ционный закон о Правительстве РФ обязывает членов Пра-вительства по приглашению палат

Конституция РФ не закрепляет каких-либо специаль-ных принципов деятельности Правительства РФ. Как орган государственной власти, оно руководствуется Конституци-ей РФ, законами, нормативными указами Президента РФ, такими основополагающими принципами конституционного строя, как обеспечение прав и свобод человека и граждани-на, федерализм, разделение властей, единство экономи-ческого пространства, народовластие и др.

Правительство РФ в пределах своей компетенции организует исполнение принимаемых Федеральным Собранием законов, указов и распоряжений Президента РФ и международных договоров, -осуществляет регулярный контроль за исполнением всех этих актов органами исполнительной власти Федерации и ее субъектов, принимает необходимые меры по устранению нарушений действующего законодательства. Оно также обес-печивает исполнение судебных решений.

В Конституции РФ Правительству РФ уделена специ-альная глава из восьми статей (ст. 110--117), но ряд полно-мочий Правительства и норм, регламентирующих его пра-вовое положение, закреплены в других главах (о Президен-те РФ, о Федеральном Собрании РФ). Многие полномочия этого органа раскрываются в федеральных законах ("Об обо-роне", "О безопасности" и др.), а также в указах Президен-та РФ. Основные вопросы правового положения Правитель-ства РФ, порядок его формирования и деятельности зак-реплены Федеральным конституционным законом "О Пра-вительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 г. За-коном определяются принципы, состав и порядок формиро-вания Правительства, его полномочия и организация деятельности, а также взаимоотношения с Президентом РФ, Федеральным Собранием и органами государственной влас-ти субъектов РФ, обеспечение деятельности Правительства.

Правовым актом, регулирующим деятельность Правитель-ства РФ, выступает также Регламент Правительства РФ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18 июня 1998 г. Этим актом определяется планирование и организа-ция работы Правительства, порядок внесения в Правитель-ство и рассмотрение проектов решений Правительства и иных актов, подготовки и проведения заседаний Правительства и оформления принятых на заседании решений, взаимодействия Правительства с органами судебной власти.

Конституция РФ учреждает Федеральное Собрание (Со-вет Федерации и Государственная Дума) как один из орга-нов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11). Поскольку эта статья помещена в гл. 2 "Основы конституционного строя", изменить положе-ние Федерального Собрания в системе органов государствен-ной власти можно только через сложный порядок измене-ния самой Конституции РФ. Прочное положение Федераль-ного Собрания, таким образом, обеспечено наивысшей кон-ституционно-правовой гарантией -- настолько сильной, что само Федеральное Собрание не вправе пересмотреть свое положение (это вытекает из ч. 1 ст. 135 Конституции РФ).

Другая важная гарантия, закрепленная в "Основах кон-ституционного строя", состоит в том, что орган законода-тельной власти как часть системы разделения властей само-стоятелен по отношению к. другим. Положение Федерально-го Собрания, таким образом, определяется принципом раз-деления властей, который в равной мере противостоит не-померному возвышению любой из трех властей и возможно-сти контроля одной власти другой.

Независимость -- важнейшее условие успешного вы-полнения парламентом своих функций. Конституция РФ не определяет точных границ сферы законодательства, кото-рое может быть принято Федеральным Собранием, вслед-ствие чего парламент вправе принимать (или не принимать) любые законы без чьей-либо указки. Федеральное Собра-ние не подчиняется какому бы ни было контролю со сторо-ны исполнительной власти. Оно самостоятельно определяет потребность в своих расходах, которые фиксируются в го-сударственном бюджете, и бесконтрольно распоряжается этими средствами, что обеспечивает ему финансовую неза-висимость.

Обе палаты Федерального Собрания создают себе вспомогательный аппарат, в деятельность которого испол-нительная власть не вмешивается. Парламент сам определяет свою внутреннюю организацию и процедуру, руководству-ясь только требованиями Конституции РФ.

И самое главное: никто не может вмешиваться в прерогативу Федерального Собрания по принятию законов, чем обеспечивается под-линное всесилие парламента и его независимость в отправ-лении своей главной функции.

Вместе с тем законотворческая независимость не явля-ется абсолютной. Она ограничивается через такие институты конституционного права, как референдум, поскольку с его помощью могут быть одобрены некоторые законы и без пар-ламента, чрезвычайное и военное положение, которые при-останавливают действие законов, право Конституционного Суда РФ объявлять законы неконституционными, право Пре-зидента РФ распускать Государственную Думу при опреде-ленных обстоятельствах, ратифицированные международные договоры, которые по юридической силе выше законов, тре-бование Конституции РФ о принятии Государственной Ду-мой финансовых законов только при наличии заключения Пра-вительства РФ. Эти ограничения вытекают из принципа раз-деления властей с его "сдержками и противовесами". Они, од-нако, не умаляют независимого положения Федерального Собрания в системе органов Российского государства.

Конституция РФ (ст. 94) устанавливает, что Федераль-ное Собрание -- парламент Российской Федерации, тем са-мым давая ему не более, как самую общую характеристику через общеупотребительный термин. Но далее, в этой же статье Федеральное Собрание характеризуется как пред-ставительный и законодательный орган Российской Федера-ции, что уже раскрывает основное назначение данного пар-ламентского учреждения.

Требовать предста-вительства в парламенте всех слоев и групп населения -- это значит возвращаться к ложной практике времен социализ-ма, когда такое "зеркальное" представительство организо-вывалось партаппаратом, а по существу навязывалось на-роду под лозунгом социалистической демократии. Максимум представительности, которая может быть обеспечена демок-ратической избирательной системой, это избрание в парла-мент депутатов от всех географических регионов страны и от всех политических партий, пользующихся достаточной поддержкой населения.

Чисто внешне представительный характер Федераль-ного Собрания возникает вследствие того, что депутаты Государственной Думы представляют своих избирателей, а члены Совета Федерации являются представителями субъек-тов Российской Федерации. Самым простым было бы сде-лать отсюда вывод, что как депутаты первой палаты, так и члены второй обязаны во всех случаях без всяких отклоне-ний выражать интересы тех, кто их послал, и несут перед ними полную ответственность за свою деятельность. Именно так трактовала природу парламентского мандата социалис-тическая доктрина государственного права, поскольку она не хотела доверить народным избранникам ответственность за общие интересы народа (это был так называемый импе-ративный мандат, когда депутаты отвечали только перед избирателями).

Между тем демократическая доктрина парламентского права давно уже выработала понимание того, что депута-ты с момента, когда они уже избраны, перестают быть слу-гами своих избирателей, а становятся слугами всего народа. Между интересами избирателей и интересами народа может возникать противоречие, и парламент должен обладать пол-ной независимостью для того, чтобы безоговорочно отдать предпочтение защите общенародных интересов.

Такое по-нимание народного представительства делает бессмыслен-ным требование к депутату о выполнении им своих предвы-борных обещаний, право отзыва депутата и т. д. Избранный депутат парламента абсолютно свободен в определении сво-ей позиции при голосовании по любому вопросу (это так называемый свободный мандат).

Как представительный орган, Федеральное Собрание, безусловно, вправе выступать от имени всего народа даже тогда, когда воля парламента опирается лишь на большин-ство, а не на всех депутатов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.