Рефераты. Донозологический период эпилепсии у детей, основанная по данным докторской диссертации Миридонова В.Т.

Чаще всего развивается в резидуальном периоде явных (симптоматическая

форма) органических повреждений мозга. При идиопатической форме явных

причин заболевания не выявляется, за исключением предполагаемой

наследственной предрасположенности Характеризуется повторными спонтанными

припадками, пароксизмальной эпилептической активностью на ЭЭГ и при

прогрессирующем течении заболевания- выраженными нарушениями психики. В

основе патофизиологии заболевания лежит классическое сочетание трех

факторов: постоянно действующего эпилептического очага, эпилептической

готовности мозга и слабо выраженного, часто незаметного пускового фактора,

что создает впечатление спонтанности, аутохтонности ЭП. Нередки феномены

клинического полиморфизма припадков и трансформации их с течением времени.

Чаще других имеют место абсансы, генерализованные тонико-клонические

припадки и парциальные припадки с быстрой вторичной локализацией. Выход из

припадка более быстрый и полный, чем при эпилептическом синдроме. При

объективном неврологическом исследовании часто не определяется выраженных

очаговых симптомов, свидетельствующих о заметном повреждении специфических

систем мозга. Более характерны симптомы дисфункции неспецифических систем

мозга- нарушения сна и бодрствования, вегетативной функции, модально

неспецифической памяти, эмоционального поведения и др. Большинство больных

рождаются в условиях действия различных сочетаний факторов риска по пре-

перинатальной органической патологии мозга и меньшая часть- с

диагностированными вариантами перинатальной энцефалопатии легкой степени с

практическим выздоровлением к концу первого года жизни. Однако в

преморбидном периоде у большинства таких детей и подростков также

выявляются клинически очерченные признаки патологии глубинных структур

мозга- синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости в неонатальном

периоде, синдром врожденной детской нервности, невропатии, школьной

дезадаптации, гиперактивного поведения, адипозного статуса, вегетативной

дистонии и др. Около трети больных в период предшествующий развертыванию

первого эпилептического припадка страдают повторными неэпилептическими

церебральными пароксизмами, и их наследственный анамнез нередко оказывается

осложненным по эпилепсии и другим церебральным пароксизмам [Миридонов В.Т.,

1996].

Нарушения психики у детей больных эпилепсией касаются как личности в

целом, так и многих отдельных сторон психической деятельности: интеллекта,

памяти, мышления, эмоциональной сферы, поведения и черт характера. Они

могут быть пароксизмальными, периодическими и перманентными.

Пароксизмальные нарушения тесно связанны непосредственно с

эпилептическими припадками и составляют при этом либо основу их семиологии,

либо проявляются в определенной фазе припадка, либо в послеприступном

состоянии. Частота этих нарушений обычно не приводится в литературе, однако

вероятно, что они имеются у большинства больных эпилепсией, кроме

наблюдений с некоторыми вариантами простых парциальных припадков.

Нарушения психики периодического характера встречается значительно

реже. У детей больных эпилепсией их наблюдают с частотой от 3% до 50%. К

периодическим нарушениям психики относятся дистимии, дисфории и психозы.

Последние относятся к компетенции психиатра и описаны в соответствующей

литературе [Абрамович Г.А., Харитонов Р.А., 1979 и др.]. В настоящем

издании, ограниченном преимущественно неврологическими аспектами эпилепсии,

можно лишь отметить, что эпилептические психозы встречаются у меньшинства

больных, клинические проявления их весьма разнообразны - от

ипохондричности, переживания тревоги и страха – до психомоторного

возбуждения, агрессивности и импульсивного нелепого поведения. Они могут

продолжаться от нескольких часов до нескольких дней и недель.

Среди перманентных нарушений психики традиционно выделяют

специфические (типичные для эпилепсии) и неспецифические (нетипичные).

Типичные перманентные нарушения психики у детей обнаруживают в среднем у

20% больных, нетипичные (невротического, неврозоподобного типа) – у 40%,

глубокое и тотальное нарушение всех психических функций- до 15% и полную

сохранность психических функций- до 25% больных.

При прогрессирующем течении заболевания нарушения психики

специфического типа могут быть представлены тремя основными синдромами:

эмоционально-волевыми нарушениями, интелектуально-мнестическими

расстройствами и специфическими изменениями личности, которые

профессионально и наиболее полно излагаются в соответствующих руководствах

по психиатрии и по эпилепсии у взрослых.

У детей больных эпилепсией изменения психики становятся сравнимыми с

названными выше преимущественно со школьного возраста, а в дошкольном и

раннем возрасте их выявить труднее. Чаще у таких больных имеет место

задержка, остановка или регресс психомоторного развития.

Нельзя однако не отметить, что еще в 1975 году комитет экспертов ВОЗ

по эпилепсии подверг сомнению факт специфичности данных нарушений психики

только для эпилепсии, дезавуировал и не рекомендовал к применению термины

«эпилептическая», «эпилептоидная» личность, «эпилептическое поведение»,

«эпилептическая конституция». Оказалось, что изменения психики, ранее

считавшиеся специфическими для эпилепсии наблюдаются и при других

заболеваниях мозга, и не только при эпилептических припадках, но и без

таковых. В настоящее время расстройства психики у больных эпилепсией

рассматриваются как самостоятельный синдром, выраженность которого

обусловлена рядом факторов: локализацией и распространенностью

эпилептогенного очага, возрастом начала и продолжительностью заболевания,

характером и частотой припадков, наследственным фактором, особенностями

преморбидного состояния психики, условиями воспитания и др.

У 40% детей больных эпилепсией перманентные нарушения психики носят

неспецифический характер. В поведении этих детей господствуют две

тенденции. Так, у части больных доминируют астенические проявления. Дети

жалуются на повышенную утомляемость при обычных нагрузках, головные боли,

нарушения сна. В поведении отмечаются полярность эмоций, необоснованное

упрямство, плаксивость и пр. У других больных преобладает психомоторная

расторможенность, гиперактивность, непоседливость, трудная управляемость

поведением, отсутствие дневного засыпания с раннего возраста и др.

На материале собственных наблюдений изменения психики специфического

характера, сравнимые с таковыми у взрослых больных эпилепсией выявлены у

20% больных, нарушения поведения и психики невротического типа – у 52%,

задержка психического развития имела место у 6% и у 22% больных эпилепсией

состояние психики соответствовало возрасту здорового ребенка.

В течение последних десятилетий ЭЭГ прочно заняла свое место в

дифференциальной диагностике ЦП и позитивной диагностике эпилепсии. Обычно

у данных больных регистрируются три группы патологических ЭЭГ изменений:

эпилептическая активность, условно-эпилептическая активность и дизритмия.

Эпилептическая активность (типичная эпилептическая активность,

конвульсивная, судорожная активность) включает в себя характерные для

эпилепсии (специфические) графоэлементы, появляющиеся пароксизмально: пики

или спайки, полипики, острые волны, а также комплексные графоэлементы: пик-

волна, полипик-волна, острая волна-медленная волна, множественные пики с

последующей группой медленных волн.

Условно-эпилептическую активность, расцениваемую также в качестве

признаков снижения порога судорожной готовности мозга или просто повышенной

судорожной готовности мозга, представляют следующие графоэлементы:

гиперсинхронный, заостренный по форме альфа-ритм, гиперсинхронный бета-

ритм, и пароксизмальные разряды высоко амплитудных волн альфа-, бета-, тета-

или дельта диапазона.

Дизритмия представляет собой комплекс разнообразных нарушений

нормальных компонентов ЭЭГ и патологических изменений. Сочетает в себе ЭЭГ

признаки органического повреждения преимущественно неспецифических систем

мозга (лимбической коры, диэнцефалона, ретикулярной формации ствола мозга)

и признаки функциональной незрелости мозга. Нередко констатируется в

качестве общемозговых, пограничных ЭЭГ изменений. К проявлениям дизритмии

относят асимметрию и нарушение синфазности потенциалов полушарий мозга,

нарушение нормального топографо-анатомического распределения основных ЭЭГ

ритмов, слабую реактивность на функциональные пробы, недоразвитие основного

ритма («осколки» альфа ритма), запаздывание возрастных зональных различий,

появление постоянной медленной (тета-, дельта-, сочетание тета- и дельта

активности), регистрируемой в отведениях от средних и передних отделов

больших полушарий, появление полифазных потенциалов и др. В настоящее время

дизритмия на ЭЭГ детей и подростков больных эпилепсией расценивается как

фон, на котором регистрируются основные элементы эпилептической активности.

Происхождение дизритмии связывают с воздействием на электрогенез мозга ряда

факторов: органических повреждений чаще пре-, перинатального, реже

постнатального происхождения и локализованных преимущественно в

неспецифических его системах, недоношенности, наследственных,

конституциональных и возрастных факторов, а также эпилептического процесса.

Эпилептическая активность на ЭЭГ не является облигатным признаком

эпилепсии во всех наблюдениях и особенно при однократном исследовании в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.