Чаще всего развивается в резидуальном периоде явных (симптоматическая
форма) органических повреждений мозга. При идиопатической форме явных
причин заболевания не выявляется, за исключением предполагаемой
наследственной предрасположенности Характеризуется повторными спонтанными
припадками, пароксизмальной эпилептической активностью на ЭЭГ и при
прогрессирующем течении заболевания- выраженными нарушениями психики. В
основе патофизиологии заболевания лежит классическое сочетание трех
факторов: постоянно действующего эпилептического очага, эпилептической
готовности мозга и слабо выраженного, часто незаметного пускового фактора,
что создает впечатление спонтанности, аутохтонности ЭП. Нередки феномены
клинического полиморфизма припадков и трансформации их с течением времени.
Чаще других имеют место абсансы, генерализованные тонико-клонические
припадки и парциальные припадки с быстрой вторичной локализацией. Выход из
припадка более быстрый и полный, чем при эпилептическом синдроме. При
объективном неврологическом исследовании часто не определяется выраженных
очаговых симптомов, свидетельствующих о заметном повреждении специфических
систем мозга. Более характерны симптомы дисфункции неспецифических систем
мозга- нарушения сна и бодрствования, вегетативной функции, модально
неспецифической памяти, эмоционального поведения и др. Большинство больных
рождаются в условиях действия различных сочетаний факторов риска по пре-
перинатальной органической патологии мозга и меньшая часть- с
диагностированными вариантами перинатальной энцефалопатии легкой степени с
практическим выздоровлением к концу первого года жизни. Однако в
преморбидном периоде у большинства таких детей и подростков также
выявляются клинически очерченные признаки патологии глубинных структур
мозга- синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости в неонатальном
периоде, синдром врожденной детской нервности, невропатии, школьной
дезадаптации, гиперактивного поведения, адипозного статуса, вегетативной
дистонии и др. Около трети больных в период предшествующий развертыванию
первого эпилептического припадка страдают повторными неэпилептическими
церебральными пароксизмами, и их наследственный анамнез нередко оказывается
осложненным по эпилепсии и другим церебральным пароксизмам [Миридонов В.Т.,
1996].
Нарушения психики у детей больных эпилепсией касаются как личности в
целом, так и многих отдельных сторон психической деятельности: интеллекта,
памяти, мышления, эмоциональной сферы, поведения и черт характера. Они
могут быть пароксизмальными, периодическими и перманентными.
Пароксизмальные нарушения тесно связанны непосредственно с
эпилептическими припадками и составляют при этом либо основу их семиологии,
либо проявляются в определенной фазе припадка, либо в послеприступном
состоянии. Частота этих нарушений обычно не приводится в литературе, однако
вероятно, что они имеются у большинства больных эпилепсией, кроме
наблюдений с некоторыми вариантами простых парциальных припадков.
Нарушения психики периодического характера встречается значительно
реже. У детей больных эпилепсией их наблюдают с частотой от 3% до 50%. К
периодическим нарушениям психики относятся дистимии, дисфории и психозы.
Последние относятся к компетенции психиатра и описаны в соответствующей
литературе [Абрамович Г.А., Харитонов Р.А., 1979 и др.]. В настоящем
издании, ограниченном преимущественно неврологическими аспектами эпилепсии,
можно лишь отметить, что эпилептические психозы встречаются у меньшинства
больных, клинические проявления их весьма разнообразны - от
ипохондричности, переживания тревоги и страха – до психомоторного
возбуждения, агрессивности и импульсивного нелепого поведения. Они могут
продолжаться от нескольких часов до нескольких дней и недель.
Среди перманентных нарушений психики традиционно выделяют
специфические (типичные для эпилепсии) и неспецифические (нетипичные).
Типичные перманентные нарушения психики у детей обнаруживают в среднем у
20% больных, нетипичные (невротического, неврозоподобного типа) – у 40%,
глубокое и тотальное нарушение всех психических функций- до 15% и полную
сохранность психических функций- до 25% больных.
При прогрессирующем течении заболевания нарушения психики
специфического типа могут быть представлены тремя основными синдромами:
эмоционально-волевыми нарушениями, интелектуально-мнестическими
расстройствами и специфическими изменениями личности, которые
профессионально и наиболее полно излагаются в соответствующих руководствах
по психиатрии и по эпилепсии у взрослых.
У детей больных эпилепсией изменения психики становятся сравнимыми с
названными выше преимущественно со школьного возраста, а в дошкольном и
раннем возрасте их выявить труднее. Чаще у таких больных имеет место
задержка, остановка или регресс психомоторного развития.
Нельзя однако не отметить, что еще в 1975 году комитет экспертов ВОЗ
по эпилепсии подверг сомнению факт специфичности данных нарушений психики
только для эпилепсии, дезавуировал и не рекомендовал к применению термины
«эпилептическая», «эпилептоидная» личность, «эпилептическое поведение»,
«эпилептическая конституция». Оказалось, что изменения психики, ранее
считавшиеся специфическими для эпилепсии наблюдаются и при других
заболеваниях мозга, и не только при эпилептических припадках, но и без
таковых. В настоящее время расстройства психики у больных эпилепсией
рассматриваются как самостоятельный синдром, выраженность которого
обусловлена рядом факторов: локализацией и распространенностью
эпилептогенного очага, возрастом начала и продолжительностью заболевания,
характером и частотой припадков, наследственным фактором, особенностями
преморбидного состояния психики, условиями воспитания и др.
У 40% детей больных эпилепсией перманентные нарушения психики носят
неспецифический характер. В поведении этих детей господствуют две
тенденции. Так, у части больных доминируют астенические проявления. Дети
жалуются на повышенную утомляемость при обычных нагрузках, головные боли,
нарушения сна. В поведении отмечаются полярность эмоций, необоснованное
упрямство, плаксивость и пр. У других больных преобладает психомоторная
расторможенность, гиперактивность, непоседливость, трудная управляемость
поведением, отсутствие дневного засыпания с раннего возраста и др.
На материале собственных наблюдений изменения психики специфического
характера, сравнимые с таковыми у взрослых больных эпилепсией выявлены у
20% больных, нарушения поведения и психики невротического типа – у 52%,
задержка психического развития имела место у 6% и у 22% больных эпилепсией
состояние психики соответствовало возрасту здорового ребенка.
В течение последних десятилетий ЭЭГ прочно заняла свое место в
дифференциальной диагностике ЦП и позитивной диагностике эпилепсии. Обычно
у данных больных регистрируются три группы патологических ЭЭГ изменений:
эпилептическая активность, условно-эпилептическая активность и дизритмия.
Эпилептическая активность (типичная эпилептическая активность,
конвульсивная, судорожная активность) включает в себя характерные для
эпилепсии (специфические) графоэлементы, появляющиеся пароксизмально: пики
или спайки, полипики, острые волны, а также комплексные графоэлементы: пик-
волна, полипик-волна, острая волна-медленная волна, множественные пики с
последующей группой медленных волн.
Условно-эпилептическую активность, расцениваемую также в качестве
признаков снижения порога судорожной готовности мозга или просто повышенной
судорожной готовности мозга, представляют следующие графоэлементы:
гиперсинхронный, заостренный по форме альфа-ритм, гиперсинхронный бета-
ритм, и пароксизмальные разряды высоко амплитудных волн альфа-, бета-, тета-
или дельта диапазона.
Дизритмия представляет собой комплекс разнообразных нарушений
нормальных компонентов ЭЭГ и патологических изменений. Сочетает в себе ЭЭГ
признаки органического повреждения преимущественно неспецифических систем
мозга (лимбической коры, диэнцефалона, ретикулярной формации ствола мозга)
и признаки функциональной незрелости мозга. Нередко констатируется в
качестве общемозговых, пограничных ЭЭГ изменений. К проявлениям дизритмии
относят асимметрию и нарушение синфазности потенциалов полушарий мозга,
нарушение нормального топографо-анатомического распределения основных ЭЭГ
ритмов, слабую реактивность на функциональные пробы, недоразвитие основного
ритма («осколки» альфа ритма), запаздывание возрастных зональных различий,
появление постоянной медленной (тета-, дельта-, сочетание тета- и дельта
активности), регистрируемой в отведениях от средних и передних отделов
больших полушарий, появление полифазных потенциалов и др. В настоящее время
дизритмия на ЭЭГ детей и подростков больных эпилепсией расценивается как
фон, на котором регистрируются основные элементы эпилептической активности.
Происхождение дизритмии связывают с воздействием на электрогенез мозга ряда
факторов: органических повреждений чаще пре-, перинатального, реже
постнатального происхождения и локализованных преимущественно в
неспецифических его системах, недоношенности, наследственных,
конституциональных и возрастных факторов, а также эпилептического процесса.
Эпилептическая активность на ЭЭГ не является облигатным признаком
эпилепсии во всех наблюдениях и особенно при однократном исследовании в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34