для всех плательщиков.
- ослабление общего налогового бремени путем постепенного снижения
ставок по основным федеральным налогам.
- упрощение налоговой системы путем установления оптимального состава
налогов и сборов.
- обеспечение стабильности налоговой системы
- обеспечение роста поступлений налогов и сборов в доходы бюджетов всех
уровней на основе повышения уровня собираемости налогов и сборов.
39. Косвенные налоги и их характеристика
Косвенные налоги – это налоги на расход, т.е. на предметы потребления.
К ним относятся НДС, акцизы, Налог с продаж, Таможенные платежи.
НДС используется как инструмент регулирования экономики. С 1992 г. НДС
используется в Российской налоговой системе, и стал одним из главных
источников бюджетных доходов. С 01.01.01 г. поступления по НДС в полном
объеме зачисляются в ФБ. Налогоплательщиками НДС признаются: организации;
индивидуальные предприниматели;
Объектом налогообложения признаются след. операции
реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ
2) передача на территории РФ товаров(выполнение работ, оказание
услуг) для собственных нужд. 3) выполнение строительно-монтажных работ для
собственного потребления; 4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
Облагаемый оборот рассчитывается исходя из стоимости реализуемых
товаров с учетом действующих цен и тарифов, без включения в них НДС. НДС
устанавливается в % :10% продукты питания, детские товары, школьн.
принадлежн. 20% промышленные товары.
Льготы по уплате НДС: передача на безвозмездной основе жилых
домов, объектов социально - культурного и жилищно-коммунального
назначения, передача имущества государственных и муниципальных
предприятий, выкупаемого в порядке приватизации, некоторые финансовые
операции связанные со страхованием и перестрахованием.
Порядок исчисления НДС установлен единым для всех плательщиков не
зависимо от их организационно-правовых форм
видов деятельности, форм собственности. Сумма НДС рассчитывается как
разница между суммой налога, начисленной по отгруженным товарам (работам и
услугам) и суммами налога , фактически уплаченными.
Акциз. Акцизы включаются в структуру цены подакцизной продукции,
определяют уровень цены конечной продукции. Плательщики акцизов:
организации, индивид. предприниматели. Объектами налогообложения являются
операции по : реализации на территории РФ лицами произведенных ими
подакцизных товаров; Реализации организациями с акцизных складов
алкогольной продукции; Ввозу подакцизных товаров на таможенную территорию
РФ. Ставки устанавливается либо в % к стоимости товаров, либо в твердых
ставках за единицу измерения. В настоящее время перечень подакцизной
продукции упорядочен. Ставки акцизов в соответствии с НК установлены
едиными по территории страны. При реализации подакцизных товаров налоговая
база определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров, в
зависимости от налоговых ставок. Сроки по внесению акцизов в бюджет, в
зависимости от даты реализации. Налог уплачивается – не позднее 15 числа 3
месяца, следующего за отчетным месяцем, если реализация его была с 1 по 15
число отчетного месяца.
- Не позднее 30 числа 3 месяца, след. за отчетным месяцем, при
реализации с 16-го по последнее число отчетного месяца. Акцизы зачисляются
в бюджеты соответствующих уровней.
Налог с продаж. Цель введения этого налога в практику налогообложения –
приток в региональные и местные бюджеты дополнительных финансовых ресурсов.
Плательщиками являются юридические лица, иностранные юр. лица, компании,
индивид. предприниматели. Объектом налогообложения является стоимость
товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет
физ.лицам. Ставка 5% Сроки уплаты устанавливают соответствующими законами
суб. РФ до 15 числа след. за отчетн. месяцем.
Таможенные пошлины. Цель-рационализация товарной структуры ввоза
товаров, поддержание соотношение ввоза и вывоза. Ставки ввозных и вывозных
тарифов устанавливаются Прав-ом РФ они едины. Адвалорные- т.е. начисленные
в % к таможен. стоимости облагаемых товаров. Специфические в определенном
размере за единицу облагаем товаров. Комбинированные – 2 первых вида.
40. Прямые налоги и их характеристика
Налог на прибыль предприятий и организаций является основным прямым
налогом. Плательщики налога: предприятия и организации являющиеся
юридическими лицами; филиалы и подразделения; филиалы Сберегательного банка
РФ; компании, фирмы которые осуществляют предпринимательскую деятельность.
Объектом обложения служит валовая прибыль, которая представляет собой сумму
прибыли( или убытков) от реализации продукции (работ, услуг), основных
фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализованных операций,
уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль от реализации
продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой (без НДС и
акцизов) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в
себестоимость продукции. В состав доходов от внереализационных операций
включаются средства полученные безвозмездно от др. предприятий при
отсутствии совместной деятельности: основных фондов, товаров и др.
имущество, налогооблагаемая прибыль увеличивается на стоимость этих фондов
и имущества, но не ниже их балансовой стоимости.
Ставка налога на прибыль не раз изменялась. Сейчас она установлена 24%
, 6% налогооблагаемой прибыли направляется в федеральный бюджет, областной
бюджет 16%, местный 2% Льготы представляются только категориям
предприятий, но не отдельным налогоплательщикам. Облагаемая прибыль
уменьшается на суммы: направленные на финансирование капитальных вложений
производственного назначения и на финансирование жилищного строительства на
погашение кредитов банков использованных на эти цели и % по кредитам,
затрат предприятий учреждений здравоохранения, культуры, народного
образования, затрат на проведение научно-исследовательских работ. Ставка
налога на прибыль уменьшается в 2 раза, если на предприятии инвалиды
составляют не менее 50% среднесписочной численности.
Сроки уплаты: н-р за год 28.03.03 г., за 1 кв. 28.04.03 и т.д.
Платежи за природные ресурсы являются важным методом формирования
доходной базы бюджетов всех уровней.
Их Цель: экономическое регулирование природопользования,
стимулирование рационального использования природных ресурсов, охраны
окружающей среды. Налогообложение природных ресурсов является одной из
сложнейших проблем. Платежи за право пользования природными ресурсами и
недрами, а также минерально-сырьевыми ресурсами включены в перечень
федеральных и местных налогов, и соответственно являются налоговыми
платежами. Они зачисляются в Федеральный и местные бюджеты. Налоги
выполняют 2 функции – фискальную и экономическую. Фискальная выражается в
обеспечении финансовыми ресурсами федерального и местных бюджетов с целью
финансирования мероприятий по сохранению и восстановлению потребных
природных ресурсов. Экономическая функция предназначена для регулирования
воспроизводства процессов природопользования. Фискальная система базируется
на рентной и на налоговой системе.
Пользователями недр могут быть индивид. предприниматель, юридические
лица. Платежи могут взиматься в форме денежных платежей, в виде части
добытого мин. сырья, зачета сумм платежей в соответствующие бюджеты в
качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемого предприятия.
Земельный налог. Цель стимулирование рационального использования
земель, повышения плодородия почв, освоение и охрана земель. Формами платы
являются: земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли.
Земельный налог ежегодно уплачивают собственники земли. Налоговой базой
служит кадастровая стоимость земельного участка или нормативная цена.
Ставки в размере от 0,1 до 2% налогооблагаемой базы, через орган
Федерального казначейства, где он централизован.
41. Органы налогового контроля
В РФ контроль за поступлением налоговых доходов в бюджет осуществляют
Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения, Федеральная Служба
Налоговой Полиции Государственный Таможенный комитет РФ, органы
государственных внебюджетных фондов, Федеральное казначейство, Счетная
палата РФ.
МНС – представляет собой единую централизованную систему инспекционных
органов входящая в систему центральных органов государственного управления.
Структура МНС организовывается по функциональному и территориальному
признаку. Основными подразделениями налоговых органов являются: отделы, и
сектора по функциональному признаку организованы областные управления. МНС
в рамках управления выделяют отделы: косвенных налогов, единого
социального налога, налогообложения физических лиц. Основные задачи МНС:
1) Контроль за соблюдением налогового законодательства. 2) Проверка
правильного исчисления полноты и своевременности внесения в бюджет налогов
и др. платежей установленных законодательством РФ, субъектом РФ, местным
органом самоуправления.
Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП) – это специализированный
правоохранительный Федеральный орган исполнительной власти обеспечивающий
законность и правопорядок в сфере налогов, и является составной частью сил
обеспечения экономической безопасности. ФСНП была создана в 1993 г. для
усиления контроля, так же за соблюдением налогового законодательства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35