финансовый инструмент, государство может стимулировать развитие
отечественного производства и сдерживать инфляцию. Основной из задач гос.
Кредита, является привлечение средств для покрытия бюджетного дефицита.
Финансы фондов страхования – это общественные отношения, которые
складываются в процессе перераспределения и использования денежных фондов
мобилизации с целью снижения отрицательного влияния всех видов рисков. В
настоящее время в РФ не уделяется должного внимания фон- дам страхования
как инструментам регулирования экономических и социальных процессов.
Финансы предприятий различных форм собственности являются базисным
звеном финансовой системы. В данном звене создается главным образом
национальный доход, который в дальнейшем при помощи вышеперечисленных 4
звеньев пере- распределяется в интересах государства. Финансы предприятий
всех форм собственности обслуживают сферу негосударственных финансов, от
них зависит фин. состояние государственных финансов Сфера полномочий
Счетной палаты- контроль за федеральной собственностью и федеральными
денежными средствами. Контролю подлежат все юридические лица. Счетная
палата обязана также контролировать состояние внутреннего и внешнего долга
РФ.
Президентский контроль за финансами осуществляется в соответствии с
Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания
федеральных законов.
Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения
федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов,
денег и кредита. Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность
министерств и ведомств, специальных органов финансового контроля.
Министерство финансов разрабатывает и контролирует финансовую политику
страны, поступление и расходование бюджетных средств и средств
федеральных внебюджетных фондов, участвует в проведении валютного контроля,
использование государственных инвестиций.
Контрольно – ревизионное управление Минфина и его органы на местах
осуществляют контроль за бюджетными средствами на государственных
предприятиях и в коммерческих структурах, получающих средства из бюджетов
всех уровней и внебюджетных фондов.
Органы Казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную
политику, управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя
жесткий контроль за поступлением и использованием государственных средств.
Государственная налоговая служба – обеспечивает единую систему контроля
за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью уплаты налогов и др. обязательных платежей.
Органы налоговой полиции - обеспечивают экономическую безопасность РФ
и укрепляют дисциплину в области налогообложения, выявляют, предупреждают и
пресекают налоговые преступления и правонарушения, обеспечивают
безопасность налоговых инспекций, его сотрудников.
Федеральная служба страхового надзора Росстрахнадзор (существуют
территориальные и группам областей) – осуществляют надзор за страховой
деятельностью и регулируют единый страховой рынок, контролируют
обоснованность страховых тарифов и платежеспособность страховщиков.
Центральный банк России – организует и контролирует денежно-кредитные
отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих
банков.
Ведомственный финансовый контроль осуществляется структурными
подразделениями министерств, ведомств, государственных комитетов и др.
органов государственного управления за финансово-хозяйственной
деятельностью подведомственных им предприятий, учреждений, организаций.
К негосударственным видам финансового контроля относятся
внутрихозяйственный и аудиторский контроль.
- Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится самим
предприятием, его экономическими службами. Он подразделяется на оперативный
и стратегический. Оперативный проводится главным бухгалтером в процессе
хозяйственной деятельности; стратегический предполагает разработку решений
по использованию финансовых ресурсов
Аудиторский контроль – независимый вневедомственный финансовый
контроль, устанавливает достоверность бухгалтерской и финансовой
отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций
нормативным актам, действующим в РФ. Аудиторская проверка может быть
обязательной и инициативной.
14. Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства
Бюджет является важным звеном финансовой системы страны. В бюджете
ежегодно централизуется часть денежных доходов предприятий и населения.
Аккумулированные средства распределяются и используются на финансирование
затрат по осуществлению функций государства. За счет бюджетных средств
удовлетворяются общегосударственные потребности, финансируются отдельные
сферы деятельности – оборона, управление, охрана общественного порядка и
безопасности государства, фундаментальная науки и др. Кроме того за счет
бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования
затрат на образование, здравоохранение культуру и искусство.
Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов,
которым располагает правительство страны для финансирования
государственного аппарата, вооруженных сил, выполнение необходимых
социально-экономических функций. Функции гос.бюджета: распределительная –
проявляется через формирование и использование централизованных фондов
денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и
управления; контрольная – предполагает возможность и обязательность
государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных
средств. Виды бюджетов: 1) Консолидированный бюджет РФ – это свод бюджетов
всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Консолидированный
бюджет Российской Федерации включает федеральный бюджет и консолидированные
бюджета субъектов Российской Федерации. В свою очередь консолидированный
бюджет субъекта Российской Федерации включает региональный бюджет, т. е.
бюджет субъекта Российской Федерации, и местные бюджеты. 2) Федеральный
бюджет создается для выполнения центральными органами власти их
обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий.
Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и
перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального
дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными
слоями населения. 3) Региональные бюджеты — предназначены для финансового
обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления
субъекта Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития
регионов, пропорционального развития производственной и непроизводственной
сфер на подведомственных территориях.
В бюджете находит свое отражение структура расходов и доходов
государства. Самым важным источником государственных доходов являются
различные виды налогов, которые могут быть подразделены на три большие
категории: 1)Налоги на расходы, в том числе налоги с продаж, акцизы и
импортные тарифы; 2)Налоги на доходы частных лиц и корпораций, в том числе
отчисления из заработной платы на социальное страхование; 3)Налоги на
собственность, включает разнообразные налоги на дома и строения,
сельскохозяйственные угодья и земли под постройки, а также налог на
наследство. Государственные расходы также могут быть разделены на четыре
категории: 1)Потребление в государственном секторе; 2)Государственные
инвестиции, включающие разнообразные капитальные расходы, такие, как
затраты на дорожное строительство или строительство портов; 3)Трансферты
частному сектору, включающие пенсию за выслугу лет, страхование по
безработице, льготы ветеранам и другие платежи; 4)Проценты по
государственным долгам. Расходы показывают направление и цели бюджетных
ассигнований.
Дефицит бюджета – эта сумма, на которую в данном году расходы бюджета
превосходят его доходы. Причины бюджетного дефицита: спад общественного
производства; рост предельных издержек общественного производства; массовый
выпуск «пустых» денег; излишне, неоправданно раздутые социальные программы;
возросшие затраты на финансирование ВПК; оборот «теневого» капитала в
огромных масштабах; возможной причиной бюджетного дефицита являются
огромные непроизводительные расходы, приписки, хищения, потери
произведенной продукции и многое другое, пока не поддающееся общественному
учету. Источники покрытия бюджетного дефицита: в экономических системах с
фиксированным количеством денег в обращении правительство располагает лишь
двумя традиционными способами покрытия дефицита бюджета – это
государственные займы и усиление налогообложения. Для экономических систем
с нефиксированным количеством денег есть и третий способ – это печатанье
денег.
15. Основные звенья и процессы бюджетного федерализма, проблемы его
реализации и перспективы совершенствования
Финансово-бюджетный федерализм – это разделение полномочий между
центральными органами власти, властями субъектов РФ и органами местного
самоуправления в области финансов, в частности в бюджетной сфере.
Принципы:
1)законодательное разграничение полномочий по расходам между органами
власти всех уровней;
2)обеспечение соответствующих органов власти необходимыми финансовыми
ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35