При постоянном росте дефицита бюджета поступления финансовых средств в учреждения социальной сферы из этого источника прогрессивно уменьшаются, что, прежде всего негативно отражается на дальнейшем развитии и укреплении материально-технической базы здравоохранения – приобретении медицинского оборудования и медикаментов, внедрении новых медицинских технологий. Соответствующий дефицит бюджета объективно заставляет руководителей органов управления и ЛПУ направлять финансовые средства на текущие расходы.
В реально сложившихся социально-экономических условиях и уровне бюджетного финансирования здравоохранения ТФОМС вынуждены расширять функцию, заключающуюся в финансово-кредитной деятельности, прежде всего в отношении ЛПУ. В решении этих вопросов необходимо сотрудничество с территориальными органами управления здравоохранением, в результате которого совместно будут оцениваться инвестиционные проекты, например по приобретению медицинского оборудования.
Одной из основных функций территориальных фондов обязательного медицинского страхования является расчет и утверждение в законодательных органах власти территориальной программы ОМС (ТП ОМС).
Программа представляет перечень видов медицинской помощи (медицинских услуг), оказание которых гарантируется всем жителям субъекта РФ в случае утраты здоровья. ТП ОМС призвана реализовать социальное право, предоставляемое государством всем гражданам РФ на получение бесплатной медицинской помощи.
Медицинские услуги в объеме территориальной программы ОМС предоставляются лечебно-профилактическими учреждениями, имеющими государственную лицензию, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.
В программе определены источники, из которых будут профинансированы те или иные виды медицинской помощи, а также расчет потребности бюджетных средств и средств ОМС на ее выполнение. Этот документ корректируется и утверждается ежегодно.
Программа разрабатывается в соответствии с Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в РФ», постановлением Правительства Российской Федерации №1096 от 11.09.98 г. «Об утверждении Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью».
Определение потребности финансовых средств для обеспечения территориальной программы ОМС проводится в соответствии с «Методическими рекомендациями по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью», утвержденными Министерством здравоохранения РФ, Федеральным фондом ОМС и согласованными с Министерством финансов РФ.
Определение стоимости территориальной программы основано на средних расходах на единицу медицинских услуг – средней стоимости одного посещения врача и средней стоимости содержания одной койки в год по каждой медицинской специальности.
Одной из задач внедрения системы ОМС стало совершенствование ценообразования на медицинские услуги, установление единых принципов расчета тарифов, определение их структуры, разработка методических подходов к расчету тарифа, определение критериев выбора способа оплаты медицинской помощи, оказываемой населению лечебно-профилактическими учреждениями по территориальным программам обязательного медицинского страхования.
Внедрение новых способов оплаты медицинской помощи предоставило возможности их использования в качестве основного экономического инструмента финансового менеджмента в здравоохранении:
- совершенствование структуры оказания медицинской помощи с учетом реальной потребности в ее объемах;
- управление финансовыми средствами, поступающими в лечебно-профилактические учреждения, разработка положения о консолидированном бюджете ЛПУ;
- повышение заинтересованности медицинских работников в эффективной деятельности лечебно-профилактических учреждений.
До последнего времени ведущее место в учреждениях здравоохранения занимала штатно-окладная система оплаты труда, в централизованном порядке устанавливались фиксированные должностные оклады. При этом перевыполнение работником обязательной нормы трудовой нагрузки, как правило, не вело к повышению заработной платы и не уменьшало заработную плату работника, не выполняющего своих обязанностей и допускающего недочеты в работе. Кроме того, такая система оплаты гарантировала автоматическое повышение заработной платы медицинского работника с ростом стажа, независимо от качества его работы.
Другими недостатками существующей системы оплаты труда являются:
- крайне низкая эффективность использования имеющихся ресурсов из-за жесткого регламентирования смет расходов, в том числе и оплаты труда;
- отсутствие фактической экономической самостоятельности учреждений здравоохранения, эффективной системы стимулирования деятельности медицинских работников по конечным результатам их труда;
- уравнительный и гарантированный характер оплаты труда, что в конечном результате приводит к снижению активности сотрудников медицинских учреждений, ухудшению творческой атмосферы в трудовых коллективах ЛПУ.
Существующая система формирования заработной платы в здравоохранении не может заинтересовать конкретного работника в эффективной и качественной работе. При использовании новых способов оплаты медицинской помощи, предоставляемой медицинским учреждением, возникло объективное противоречие между стимулами деятельности учреждения в целом и конкретного работника в отдельности. Только изменение системы формирования оплаты труда работников здравоохранения может преодолеть указанное противоречие.
Вместе с тем, введение дифференцированной системы оплаты труда требует серьезной психологической перестройки, и не каждый руководитель лечебно-профилактического учреждения способен на эту перестройку ввиду своей психологической неготовности к возможным изменениям функции управления. В этой связи необходимо отметить, что экономический механизм развития здравоохранения не только должен решить проблемы отрасли, но и способствовать появлению нового типа руководителя, готового к внедрению нововведения и способного к новаторству.
Решение вопросов финансового обеспечения системы ОМС является первостепенным, что позволит реформировать сложившиеся финансовые потоки в части управления ими и распределения.
С одной стороны, существует объективная реальность в ежегодном увеличении финансирования здравоохранения: постарение населения, появление новых заболеваний и увеличение заболеваемости ранее известными болезнями, ухудшение состояния здоровья населения и, как следствие, увеличение потребности в медицинской и социальной помощи.
С другой, система ОМС вынуждена развиваться в условиях финансового дефицита. Реальный уровень платежей из бюджета на обязательное медицинское страхование неработающего населения, сложившийся в целом в России, не компенсирует расходы системы на медицинскую помощь этой категории граждан.
Необходимо пересмотреть подходы к медицинскому страхованию и взять за основу не финансирование здравоохранения, а страхование здоровья населения.
Социальной направленностью проводимой реформы здравоохранения также является разработка эффективной системы контроля и мониторинга социальных индикаторов, единых социальных стандартов в охране здоровья, создание социально-экономической модели, способной обеспечить дальнейшее развитие обязательного медицинского страхования как формы социальной зашиты.
Оптимизация финансового взаимодействия субъектов системы ОМС позволит сформировать финансовые механизмы, которые помогут более эффективно решать задачи всей системы охраны здоровья.
3.2. Выявление основных проблем деятельности РКИБ
В 1 и 2 главе нами был проведен анализ хозяйственной деятельности Республиканской клинической инфекционной больницы. Опираясь на него, выявим, какие проблемы существуют у данного учреждения.
1. В первую очередь хотелось бы отметить довольно низкую техническую оснащенность отделений РКИБ. Учитывая, что оно является учреждением здравоохранения республиканского уровня, данная проблема является одной из приоритетных для него.
Как показал анализ сметной документации, отчетности по основным средствам, баланса исполнения смет за 2004 – 2006 годы, затраты учреждения на приобретение оборудования достаточно малы и составляют 1-9% от всех расходов. Учреждение казалось бы настроено на улучшение технических условий – приобретает оборудование за счет внебюджетных средств и средств УТФОМС – но теперь перед ним встает иная проблема: фактический расход по этой статье превышает допустимые кассовые затраты, т.е. РКИБ покупает его в кредит, что и объясняет рост кредиторской задолженности при анализе баланса, а в условиях дефицита финансирования это может повысить его неплатежеспособность в дальнейшем.
2. В целом анализ основных средств РКИБ выявил их перерасход, что указывает на неэффективность их использования. Наряду с этим анализ внешней среды показал, что РКИБ на фоне капитальной негодности предъявляет высокую плату за предоставляемые услуги, что может отразиться на ее конкурентоспособности.
3. Анализ персонала организации позволил выявить следующие проблемы:
- неудовлетворительная трудовая дисциплина персонала;
- увеличение текучести кадров, которая напрямую связано с неудовлетворенностью оплатой труда;
- недоукомплектованность персонала, в частности нехватка врачей, а значит и их перегруженность, что ведет к снижению качества медицинского обслуживания за счет перегрузки персонала и что отчасти объясняет перевыполнение плана по ФОТ;
- рост доли оплаты труда немедицинского персонала в общем ФОТ;
- снижение основных показателей производительности труда (числа койко-дней, числа пролеченных больных, числа пролеченных больных на 1 медработника, оборачиваемость койки) при одновременном росте источников финансирования, общих расходов, объема оказанных платных услуг. Все это свидетельствует о наличии негативных тенденций в системе организации труда и его оплаты.
4. Анализ оборотных средств, в частности материальных запасов выявил неэффективное использование вспомогательного сырья и материалов (стройматериалы, тара, запасные части, горюче-смазочные материалы).
5. Финансовый анализ показал нарушение принципа целевого использования бюджетных ассигнований, средств УТФОМС и внебюджетных средств, выраженное в недорасходе средств на приобретение продуктов питания, лекарственных средств с одной стороны и перерасходе средств на приобретение вспомогательных материалов (горюче-смазочных, строительных, тары и т.д.).
За этим могут скрываться различные нарушения. Например, приобретение излишних или дорогостоящих материальных ценностей, завышение плана по объему строительно-монтажных работ или выполнение работ на сверхплановых объектах при капитальном ремонте зданий и сооружений и др. Выявление фактов нецелевого использования средств как в виде экономии, так и их перерасхода в разрезе отдельных статей имеет важное значение для соблюдения финансовой дисциплины в учреждении и успешного выполнения им возложенных задач по оказанию услуг по охране здоровья населения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54