Рефераты. Анализ деятельности Республиканской Клинической Инфекционной Больницы г. Ижевск и разработка предлож...

Наблюдается тенденция к ослаблению взаимодействия между отдельными уровнями оказания медицинской помо­щи и службами здравоохранения. Из-за низкого уровня пла­нирования нередко складывается ситуация, когда один район вынужден содержать ненужные мощности, в то время как соседняя территория ощущает их острую нехватку. Можно привести много примеров простаивания дорогостоящей ап­паратуры, приобретаемой небольшими районными больни­цами (обычно из-за отсутствия квалифицированных кадров). В результате действующая сеть ЛПУ все в меньшей степени соответствует реальным потребностям населения и требованиям рационального использования ресурсов.

Кроме того, под угрозой оказался важнейший принцип организации системы – этапность оказания медицинской по­мощи. Хорошо известно, что система здравоохранения не может быть построена в одном отдельно взятом районе. Для достижения более высокой эффективности использования ресурсов требуется разумная регионализация сети ЛПУ, ос­нованная на разделении функций каждого уровня и типа уч­реждений.

Это предполагает более высокий уровень централизации управления и финансирования, чем тот, который сложился на сегодняшний день. В этом состоит принципиальное отличие здравоохранения от других систем социальной сферы, находя­щихся в управлении у муниципальных органов власти.

Чрезмерная децентрализация и фрагментация управле­ния системой здравоохранения также существенно ограни­чивают возможности обеспечения гарантированного мини­мума медицинской помощи для всех групп населения.

В какой-то мере эта фрагментация системы компенсиру­ется усилиями территориальных фондов ОМС, которые пы­таются строить единую для субъекта Федерации систему финансирования (тарифообразование, методы оплаты и т.д.). Действующее законодательство о медицинском страховании обеспечивает возможность централизации финансовых ре­сурсов для выравнивания условий финансирования здраво­охранения. Тем не менее, возможности системы ОМС весьма ограничены. Сегодня через ее структуры проходит только 30-35% всех финансовых ресурсов здравоохранения. Этого недостаточно, чтобы обеспечить разумную централизацию и единую управленческую стратегию.

Проблема произошедшего устранения управленческой вертикали и снижения уровня управления отраслью усугуб­ляется еще и недостаточно рациональной схемой финанси­рования отрасли, основанной на дезинтеграции финансовых потоков по линии ОМС, местных администраций и органов управления здравоохранением. Все это в совокупности пре­допределило тот факт, что финансирующие стороны (как структуры ОМС, так и органы управления здравоохранени­ем) не могут реально влиять на эффективность использова­ния ресурсов и структуру оказания медицинской помощи непосредственно в ЛПУ.

Как это ни парадоксально, но дискуссии по поводу совер­шенствования системы управления сфокусировались не на 'реальной проблеме утраты рычагов управления, а на том, какая сторона (структуры ОМС или органы управления здра­воохранением) должна контролировать финансовые ресур­сы и является в настоящее время главной в этом вопросе.

В связи с возвращением к принципам рыночной экономики в здравоохранении встал вопрос о внедрении финансо­вого менеджмента, предполагающего оптимизацию ресурс­ного потенциала. Роль финансовых ресурсов при этом зна­чительно возрастает, так как это единственный вид ресурсов (кроме трудовых средств и предметов труда и др.), который можно достаточно быстро трансформировать в другие виды ресурсов. Таким образом, роль этих ресурсов возрастает на всех уровнях управления (стратегическом, тактическом, опе­ративном), а финансовый менеджмент как одна из ведущих функций аппарата управления приобретает одну из основ­ных ролей в условиях рыночной экономики.

Финансовый менеджмент выступает как процесс выра­ботки цели управления финансами и осуществления воздей­ствия на них с помощью методов и инструментов финансо­вого механизма, т.е. имеет свою стратегию и тактику.

Стратегия финансового менеджмента – это общее направ­ление и способ использования финансовых средств для дос­тижения поставленной цели.

Тактика финансового менеджмента – это выбор конкрет­ных методов, приемов, инструментов, необходимых для дос­тижения поставленной цели в реальных условиях.

В задачи финансового менеджмента в здравоохранении входит:

1. Стратегическое и тактическое планирование расходов и доходов финансовых ресурсов;

2. Мобилизация финансовых ресурсов;

3. Распределение финансовых ресурсов;

4. Аудит использования финансовых ресурсов.

Основная задача финансового менеджмента – это созда­ние финансовой устойчивости как системы в целом, так и отдельных ее элементов, подсистем.

Важно знать и технологические этапы финансового ме­неджмента в здравоохранении:

1. Анализ информации: макро- и микроэкономических показателей правовой, бухгалтерского учета (управленчес­кого и финансового).

2. Составление финансового плана (бюджета): выбор фи­нансовых методов и инструментов; определение соотноше­ния источников финансирования; выбор методики ценооб­разования тарифов на медицинские услуги; разработка и ут­верждение экономических нормативов, нормативов по объе­му и структуре медицинских услуг в соответствии с территориальными классификаторами.

3. Прогнозирование финансовых результатов – по объе­му медицинских услуг, по доходам, расходам, затратам и эф­фективности использования ресурсов.

4. Исполнение финансового плана (бюджета) – мобилиза­ция ресурсов; расходование финансовых средств.

5. Контроль за исполнением финансового плана – предва­рительный, текущий, последующий.

К макроэкономическим факторам, влияющим на моби­лизацию финансовых ресурсов в здравоохранении, относят­ся: валовой внутренний продукт субъекта Федерации, инф­ляция, занятость и безработица, совокупный спрос и сово­купное предложение, фискальная политика, финансовый рынок и денежная политика.

При анализе макроэкономических факторов, влияющих на формирование и исполнение бюджета, следует учитывать:

- спрос и предложение медицинских услуг;

- ценообразование;

- рынок ресурсов: медицинские учреждения, медицинс­кие кадры, лекарства и вакцины, медицинская техника, энер­гетические, финансовые;

- сегментацию рынка по группам потребителей: сформи­рованные предпочтения, демографическая характеристика, заболеваемость населения;

- производство и издержки: ассоциирование услуги (ста­ционарные, амбулаторно-поликлинические, скорая и нео­тложная помощь), специализированные услуги, системы оплаты труда, эффективность затрат ресурсов (выпуск меди­цинских услуг на единицу ресурсов).

При планировании и прогнозировании финансовых ре­зультатов деятельности необходимо учитывать динамичес­кие показатели использования ресурсов, объема медицинс­ких услуг, движения финансовых средств.

Финансовый контроль как одна из функций менеджмен­та обусловлен тем, что финансам как экономической катего­рии присуща не только распределительная функция, но и кон­трольная. Финансовый контроль осуществляется в установ­ленном правовыми нормами порядке всей системой орга­нов государственной власти и органов местного самоуправ­ления. В ходе финансового контроля проверяются:

- соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности;

- экономическая обоснованность и эффективность осу­ществляемых действий по созданию, распределению и ис­пользованию финансовых ресурсов.

Основное содержание финансового контроля:

- проверка выполнения финансовых обязательств перед государством (а также органами местного самоуправления);

- проверка правильности использования денежных ресур­сов, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении в учреждении (бюджетные и собственные сред­ства, банковские ссуды, внебюджетные и иные средства);

- проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств учрежде­ниями;

- выявление внутренних резервов, возможностей более эффективного и экономного использования материальных и денежных средств, проведение углубленного экономическо­го анализа финансово-хозяйственной деятельности;

- устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины.

В настоящее время значительно повышается роль в сис­теме управления финансами в здравоохранении территори­ального фонда обязательного медицинского страхования.

В отличие от других структур, существующих в здравоох­ранении, ТФОМС может самостоятельно осуществлять фи­нансово-кредитную деятельность для обеспечения финансо­вой устойчивости системы здравоохранения. При этом не­обходимо выполнение определенных условий:

- в качестве кредитных ресурсов могут использоваться только временно свободные средства Фонда;

- в качестве получателя кредита (ссуды) могут выступить медицинские учреждения, фонды обязательного медицинс­кого страхования и страховые медицинские организации;

- размер средств, используемых в качестве кредитных ре­сурсов и банковских депозитов, в сумме не должен превы­шать 50  нормированного страхового запаса ФОМС;

- оформление финансовых взаимоотношений осуществ­ляется в виде кредитного договора, позволяющего учесть кон­кретные условия выдачи кредита, в том числе возвратность и гарантии;

- кредиты, как правило, должны предоставляться на крат­косрочной основе – до 3 месяцев.

При проведении финансово-кредитной деятельности фондом актуальной становится проблема финансового взаимо­действия ЛПУ с ТФОМС в части экономической и финансо­вой эффективности в зависимости от способа получения средств и сроков возврата. При этом сумма кредитных средств должна быть адекватной возможностям ЛПУ по их восста­новлению за счет доходов, в том числе поступающих из средств ОМС.

Таким образом, финансово-кредитные отношения в сис­теме обязательного медицинского страхования приближают медицинское учреждение к расчету экономической эффек­тивности своей деятельности и проведению анализа прини­маемых проектов (решений). В наибольшей степени это дос­тигается с помощью развития кредитных отношений, когда понятие экономического анализа начинает реализовываться в полном объеме.

Решается еще один очень важный вопрос, который совер­шенно не учитывается в настоящее время: кредитные отноше­ния ЛПУ и ТФОМС способствуют отказу от затратного меха­низма освоения ресурсов и изменению подходов (в сторону ограничения расходов, экономии средств) к принятию реше­ний по удовлетворению материальных потребностей ЛПУ.

Развивается один из важнейших принципов деятельности любого хозяйствующего субъекта в условиях рыночной эко­номики – уменьшение или даже предотвращение так называ­емого кредитного риска. Он возникает у лечебно-профилак­тического учреждения в процессе договорных отношений не только с территориальным фондом ОМС, но и контрагента­ми – поставщиками, посредниками.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.