Рефераты. Философия и методология науки

Таким образом, в постнеклассической науке утверждается парадигма целостности, согласно которой мироздание, био-сфера, ноосфера, общество, человек и т. д. представляют со-бой единую целостность. И проявлением этой целостности является то, что человек находится не вне изучаемого объек-та, а внутри него, он лишь часть, познающего целого. И, как следствие такого подхода, мы наблюдаем сближение есте-ственных и общественных наук, при котором идеи и принци-пы современного естествознания все шире внедряются в гума-нитарные науки, причем имеет место и обратный процесс. Так, освоение наукой саморазвивающихся «человекоразмерных» систем стирает ранее непреодолимые границы между методологиями естествознания и социального познания. И центром этого слияния, сближения является человек.

Концепция открытой рациональности, развивающаяся в постнеклассической науке, выразилась, в частности, в том, что европейская наука конца XX - начала XX в. стала ори-ентироваться и на восточное мышление. Без этого, возможно, немыслима современная концепция природы. «Мы считаем, - пишут И. Пригожин и И. Стенгерс, - что находимся на пути к новому синтезу, новой концепции природы. Возможно, когда-нибудь нам удастся слить воедино западную традицию, придающую первостепенное значение экспериментированию и количественным формулировкам, и такую традицию, как китайская: с ее представлениями о спонтанно изменяющем-ся самоорганизующемся мире» Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. - М., 1986. С. 65..

Центральной идеей концепции глобального эволюциониз-ма является идея (принцип) коэволюции, т. е. сопряженного, взаимообусловленного изменения систем, или частей внутри целого. Возникшее в области биологии при изучении совме-стной эволюции различных биологических видов, их структур и уровней организации понятие коэволюции сегодня харак-теризует корреляцию эволюционных изменений как матери-альных, так и идеальных развивающихся систем. Представле-ние о коэволюционных процессах, пронизывающих все сфе-ры бытия - природу, общество, человека, культуру, науку, философию и т. д., - ставит задачу еще более тесного взаи-модействия естественнонаучного и гуманитарного знания для выявления механизмов этих процессов.

Идея синтеза знаний, создание общенаучной картины мира становится основополагающей на этапе постнеклассического развития науки. Одной из весьма удачных попы-ток создать современную общенаучную картину мира на ос-нове идей глобального эволюционизма является концепция Э. Янча, предложенная в его работе «Самоорганизующаяся Вселенная: научные и гуманистические следствия возника-ющей парадигмы эволюции». Автор показывает, что все уровни неживой и живой материи, а также явления социаль-ной жизни - нравственность, мораль, религия и т. д. - раз-виваются как диссипативные структуры. Поэтому эволюция представляется ему целостным процессом, составными час-тями которого являются физико-химический, биологичес-кий, социальный, экологический, социально-культурный процессы. На каждом уровне выявляются специфические его особенности.

Источником космической эволюции Э. Янч называет нару-шение симметрии, выражающееся в преобладании вещества над антивеществом, повлекшее за собой возникновение раз-личного рода сил - гравитационных, электромагнитных, сильных, слабых. На следующем этапе эволюции возникает жизнь - «тонкая сверхструктурированная физическая реаль-ность», усложнение которой приводит к коэволюции организ-мов и экосистем, в результате чего впоследствии происходит социальная эволюция, при которой возникает специфическое свойство, связанное с мыслительной деятельностью. Тем са-мым Э. Янч включает в самоорганизующуюся Вселенную чело-века, придав глобальной эволюции гуманистический смысл.

Становление постнеклассической науки не приводит к уничтожению методов и познавательных установок класси-ческого и неклассического исследования. Они будут продол-жать использоваться в соответствующих им познавательных ситуациях, постнеклассическая наука лишь четче определит область их применения.

§ 7. Понятия науки, научного знания.

Ориентируясь на сложившееся к сегодняшнему дню понимание науки как объекта исследования, т.е. науки о науке, или рефлексии науки, или самосознания науки, или философии науки (что в прин-ципе одно и то же), можно выделить следующие подходы к иссле-дованию и пониманию предмета «наука» или «научное познание мира».

1. Наука в контексте становления человеческой культуры может рассматриваться как:

v наука знание,

v наука деятельность,

v наука институт.

При более подробной характеристике это: наука как система знаний о мире (Вселенной, обществе, человеке), наука как человече-ская деятельность по получению новых знаний, наука как одна из организационных форм (институт) функционирования общества, го-сударства.

Функционированием науки как системы уже полученного зна-ния занимается сама наука. Именно в сфере науки происходит полу-чение, отбор, систематизация, обобщение, популяризация научных знаний и представление их на общее (внешнее) или дальнейшее внутреннее использование. В первом случае знания используются в материально-практической жизни общества или же его духовном обогащении, во втором - для постановки новых научных исследова-ний, формирования новых исследовательских программ. Промежуточным вариантом является система образования, в которой науч-ные знания служат как для внешнего, так и для внутреннего (по от-ношению к науке) использования.

Исследованием науки как специфической человеческой дея-тельности, направленной на познание мира (природы и духа, мате-риального и идеального) занимаются философия, методология и ло-гика науки, а также философская теория познания.

Исследованием науки как особого социального явления (сооб-щество ученых) или как специфического социального института (учреждения) занимается науковедение.

Особая дисциплина - история науки, которая имеет отношение ко всем ее «ипостасям», хотя чаще всего историко-научные исследования ограничиваются фактологическим описанием по типу «что, где и когда?».

Надо отметить, что как и все членения (аналитические схемы) предмета исследования, данное разделение приблизительно. Напри-мер, проблемы дисциплинарной организации науки: становления и функционирования различных областей знаний и научных дисцип-лин, взаимосвязь и взаимодействие научных знаний с процессами их интеграции, синтеза и дифференциации, - есть проблемы и направ-ления анализа науки и как деятельности, и как системы знания, и как организационного (в данном случае дисциплинарного) ее уст-ройства.

Рассмотрим основные подходы к пониманию науки как особого социального явления и института.

Для простоты и ясности понимания науки как формального со-циального учреждения (института), которое организационно оформляет (можно сказать, формализует) естественно складываю-щееся сообщество ученых (можно сказать, «естественный орга-низм»), нужно иметь в виду, что науке как «институту» и науке как «сообществу» присущи все характерные черты «государства» и «со-циальных групп».

В первом случае мы имеем систему учреждений и организаци-онных форм: систему управления (административные должности руководителей и подчиненных); систему иерархии (степени и зва-ния), систему организации (кафедры, научные институты, общества, академии, системы семинаров, конференций, конгрессов, съездов, совещаний); систему правового регулирования (законы и уложения об авторском праве, статусе ученых и научных коллективов); систе-му средств производства (инструментально-экспериментальное обо-рудование, лабораторные помещения, информационные системы).

Во втором случае мы можем увидеть в сообществе ученых ти-пичные черты любого человеческого сообщества. В научном сооб-ществе живут и работают люди (и все человеческое им не чуждо, как бы сказал Сенека). В этом сообществе адептов истины есть и «генераторы идей», и простые исполнители, есть рабы и господа (отношения, которые основаны на той или иной форме материаль-но-административной зависимости ученых друг от друга), есть и не-гласные традиции и нормы поведения, есть и общепринятая этика и протокол официальных отношений, есть ретрограды с обскурантами (придерживающиеся старого и препятствующие новому), есть нор-мы и идеалы научного познания, есть «внутринаучные идеологии» (например, «математическая идеология» в естествознании, «физиче-ская идеология» в химии), есть воры и жулики (воровство идей, пла-гиат, разработка псевдозначимых для науки и практики тем - рас-пространенное и, к сожалению, часто очень замаскированное явле-ние), есть и мошенники (сознательно шельмующие эксперимен-тальные результаты или теоретические выкладки), есть судьи и су-ды (рецензенты и экспертные советы), есть конъюнктурщики и сле-дователи моды (выбирающие направление исследований не по «на-учной совести», не по «приоритетам Истины», а по внешним при-оритетам, сейчас это проявляется в массовой экологизации и ком-пьютеризации науки). Наконец, в научном сообществе есть, просто говоря, не только умные, но и дураки.

Нетрудно увидеть, что названные особенности и формы отно-шений в сообществе ученых и институте науки предполагают мно-жество сложных проблем, требующих специального анализа. По-скольку проблемы науковедения не являются предметом настоящей работы, мы ограничимся вышесказанным и ниже будем преимуще-ственно анализировать проблемы философии и методологии науки с опорой на историко-логические реалии становления научного зна-ния.

Наука и научное знание как целостные образования (системы) состоят из частей (элементов), научных областей или дисциплин. В первом приближении по предмету познания научное знание и науку можно разделить на два основных раздела: естественные науки и науки о духе.

Естественные науки - это науки о «естестве» - природе (по-гречески природа physis, по-латыни - natura). Объекты естественных наук преимущественно материальные (за исключением пространст-ва и времени, однако согласно некоторым концепциям пространство и время связываются со свойствами материальных объектов). Мате-риальные объекты состоят из вещества и поля. Вещество имеет мас-су покоя и пространственно-временные измерения. Поле (гравита-ционное, электромагнитное) не имеет массы, но имеет пространст-венно-временные измерения. По объект-предметным областям есте-ственные науки подразделяются на физику, химию, биологию, гео-логию и, соответственно, на множество частных их разделов и ин-тердисциплинарных областей (частных наук) . Для примера назовем механику, электродинамику, молекулярную физику, органическую химию, аналитическую химию, физическую химию, биофизическую химию, биохимию, зоологию, орнитологию, физиологию, биогео-химию, экологию. Можно сказать, что естественные науки изучают Природу и ее творения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.