Рефераты. Философия и методология науки

Сам статус научности, который многие века оспаривала философия, предполагает ряд необходимых признаков. Помимо отмеченного выше, критериями отнесения той или иной области человеческого освоения мира к сфе-ре науки считаются:

- определение предмета исследования;

- выработка понятийного и категориального аппарата, этому предмету соответствующего;

- установление фундаментальных законов, присущих дан-ному предмету;

-открытие принципов или создание теории, позволяю-щей объяснить множество фактов.

Исходя из указанных критериев может ли быть философия причислена к ордену наук? Предмет ее - «всеобщее в систе-ме человек - мир», т. е. обоснование факта самой закономерности бытия. Вспоминая аристотелевскую постановку данной проблемы, следует заметить, что Аристотель прямо утверждал, что есть некоторая наука, которая рассматривает сущее как таковое и то, что ему присуще само по себе Предметом ее ис-следования являются начала и причины всего сущего, и «ни одна из других наук не исследует общую природу сущего как такового» Мы не будем вслед за Аристотелем объявлять фи-лософию «божественной наукой» и заметим, что те законо-мерности сущего, которые пытается усмотреть и вычленить философия, не имеют жестко детерминистического характе-ра, на манер лапласовского детерминизма. Современная фи-лософия видит в сущем его стихийно-спонтанное становле-ние, которое может охватываться вероятностным и статисти-ческим знанием.

Если проводить соотношение философии и науки, имея в виду структурные параметры, в частности то, что на-ука включает в свою структур субъект, объект, средства познания и прогнозируемые результаты, то справедли-вости ради следует отметить: такая структурность не чужда и философии. Правда, она обогащает данную структурность возможностью выхода за пределы част-ных проблем, ее субъект одарен возможностью устрем-ляться в сферы трансцендентного Средства, представ-ленные категориальным аппаратом философии, отвеча-ют самым высоким требованиям, так как обладают статусом всеобщности и необходимости. Результат включает в себя рефлексию не только по поводу дости-жения отдельной, частной проблемы, но одновременно и по поводу его значимости для общества, ценности для человечества.

Разделение науки и философии частенько проводится со ссылкой на то, что наука обладает непосредственной прак-тической значимостью, а философия нет. На основании открытий и достижений науки можно построить техничес-кие сооружения, рассуждения философии не имеют прак-тического значения, бесполезны, а иногда и просто вред-ны. Любопытны в связи с этим возражения знаменитого философа науки Ф. Франка, который был уверен, что фи-лософия тоже служит практической цели. В то время как наука дает методы изобретения физических и химических приспособлений, философия дает методы, с помощью ко-торых можно направлять поведение людей. Таким обра-зом, она достигает своей практической цели даже еще бо-лее прямым путем, чем собственно наука. Многие мыслители объясняли эту парадоксальную ситуа-цию тем, что философия требовала близкого соответствия между всеобщими принципами и опытом здравого смысла. Наука же, чем больше углублялась в теоретическую область, тем более удаленными от обыденного понимания станови-лись формулировки ее общих принципов. (Вспомним дефи-ниции законов классической механики, или основоположе-ния коперниканской гелиоцентрической системы, второе на-чало термодинамики). Считается, что успех в науке в большей степени зависит от удачной замены мира здравого смысла миром абстрактных символов, и что для ученого чрезвычай-но важно отказаться от обыденного языка и уметь пользовать-ся языком абстрактных символов, увязывая их в единую сис-тему. Таким образом, философия, несмотря на свою якобы пугающую трансцендентность, тем не менее оказывалась бли-же к обыденному здравому смыслу, чем наука.

Стремление к демаркации (разделению) науки и филосо-фии вызвано желанием освободить науку от экзистенциальных предпосылок, идеологических наслоений и иррациональных мифообразований, квазинаучных яв-лений. Вместе с тем уязвимым пунктом одного из кри-териев науки - опытной проверки (верификации) - является ее несамодостаточность. Это означает, что мо-гут быть встречены такие факты, которые не подтверж-дают данную теорию. Опытное знание не может приве-сти к полной уверенности, что теория истинна, ведь до-статочно одного факта, противоречащего теории, чтобы стало возможным ее опровержение, фальсификация. Традиционный пример: биологи были уверены, что все лебеди белые, пока в Австралии не обнаружили черных лебедей. Принимая во внимание эти обстоятельства, бри-танский философ и социолог Карл Поппер предложил в качестве критерия научности принципиальную опровержимость теории, ее фальсификацию. Иначе говоря, в отличие от научных теорий, в принципе фальсифициру-емых, ненаучные построения, и в частности философия, неопровержимы. Их не может опровергнуть какой-либо факт, ибо они по большей части с фактами дела не име-ют.

В ответ на потребность осмыслить статус и социокультурные функции науки в условиях НТР во второй поло-вине XX в. возникла новая молодая дисциплина - философия науки. Однако образ науки всегда приковывал к себе внимание философов и методологов. Воссоздавая его, философия веком раньше оформилась в специаль-ное направление, получившее название «философия на-уки». У ее истоков как направления современной фило-софии стоят имена О. Конта, Дж. С. Милля, Г Спенсе-ра, Дж. Гершеля.

Философия и наука совпадают и отождествляются в пре-делах позитивизма при условии, что философия отказыва-ется от имиджа метафизики (с ее стремлением к смысло-жизненным проблемам) и остается только поглощенной контекстом физики - науки о природе. Подобная постановка проблемы, как и само возникновение позитивизма, не являлась беспочвенной. Быстрые успехи в самых различных областях знания: математики, химии, биологии и, конечно же, физики - делали науку все более и более популярной, приковывающей к себе всеобщее внимание. Научные методы завладевали умами людей, престиж ученых повышался, наука превращалась в социальный институт, отстаивая свою автономию и специфические принципы научного исследования. О самой философии пытались говорить как об определенной системе, и только в этом качестве она пользовалась успехом.

Взаимоотношения философии и науки являются острой проблемой для современных философов. Так, Ричард Рорти утверждает, что постепенное отделение филосо-фии от науки стало возможным благодаря представле-нию, согласно которому «сердцем* философии служит «теория познания, теория, отличная от наук, потому что она была их основанием» Рорти Р. Философия и зеркало природы. - Новосибирск, 1997. С. 97.. Такая точка зрения подкреп-ляется ссылкой на историко-философскую традицию. Поставленный Кантом вопрос, как возможно наше по-знание, стал программой для всего последующего раци-онализма - доминирующего мироощущения европей-ской философии.

Ретроспективно просматриваются следующие корреляции взаимоотношений философии и науки:

- наука отпочковалась от философии;

-философия, стремясь сохранить за собой функции «три-бунала» чистого разума, сделала центральной теоретико-познавательную и методологическую проблематику, проработав ее во всех направлениях;

-современная философия мыслится как вышедшая из эпистемологии.

Наука не содержит внутри себя критериев социальной значимости своих результатов. А это означает, что ее до-стижения могут применяться как во благо, так и во вред человечеству. Получается, что размышлениями по пово-ду негативных последствий применения достижений на-уки обременена не сама наука, а философия. Именно она должна сделать предметом своего анализа рассмот-рение науки как совокупного целого в ее антропологи-ческом измерении, нести ответственность за науку перед человечеством. Выходит, что достижения науки не могут функционировать в обществе спонтанно и бесконтроль-но. Функции контроля, упирающиеся в необходимость предотвращения негативных последствий наисовремен-нейших научных и технологических разработок, связан-ных с угрозой существования самого рода Homo sapiens, вынесены вовне, за пределы корпуса науки. Однако осу-ществление их находится не только во власти филосо-фии. Необходима поддержка институтов государства, права, идеологии, общественного мнения. Положитель-ная задача философии состоит в том, чтобы, выполняя функции арбитра, оценивающего совокупность резуль-татов научных исследований в их гуманистической пер-спективе, двигаться согласно логике развития научных исследований, доходя до исходных рубежей. То есть до той точки, где возникает сам тип подобных этико-мировоззренческих проблем.

Философы науки уверены, что коренные изменения в на-уке всегда сопровождались более интенсивным углубле-нием в ее философские основания, и всякий, кто хочет добиться удовлетворительного понимания современной науки, должен хорошо освоиться с философской мыслью. И хотя философия исключает из своего рассмотрения специальные и частные проблемы наук, за ней стоит весь опыт духовного познания человечества. Она осмыслива-ет те стороны личного и общественного мироощущения, те отдельные типы опыта жизнедеятельности людей, ко-торые не представляют специального интереса для част-ных наук. Однако в отличие от отдельных наук, которые иерархизированы и автономно разведены по своим пред-метным областям, философия имеет грани пересечения с каждой из них. Это фиксируется сертифицированной областью, которая получила название «философские воп-росы естествознания», чем подчеркивается огромное и непреходящее значение использования достижений есте-ственных наук для философии. По сути своей она не мо-жет не замечать фундаментальных научных открытий, а напротив, должна реагировать на них с готовностью осу-ществить подвижку во всем корпусе философского знания. Ибо с каждым новым открытием в естествознании и гуманитарных науках философия меняет свою форму. Следовательно, рефлексируя по поводу развития науки, она одновременно проводит и саморефлексию, т е она сочетает рефлексию над наукой с саморефлексией. Философией о науке принято говорить как об области, в которой ес-тественные и технические познания неразрывно слиты в своей совокупности и способствуют пониманию фун-даментальных физических констант Вселенной двойственная задача науки: устремленность к самоидентифи-кации научного образа мира, самосогласованности на-учных выводов, а также направленность на познание нового и неизвестного - стала особенно ясной, когда произошел разрыв между наукой и философией. Тогда обнаружилась невозможность ее достижения посред-ством какой-либо одной системы мышления. Многие считали и считают, что наука может дать только техни-ческое познание, что она имеет техническую ценность. Для настоящего глубинного понимания Вселенной не-обходима философия, которая объясняет важность открытых наукой законов и принципов, но вместе с тем не дает точного практического знания Это и есть стан-артный способ истолкования пути, на котором наука и философия разошлись. Нет, однако, никакого сомне-ния в том, что взаимосвязь и взаимозависимость фило-софии и науки обоюдная и органичная Раздел филосо-фии, имеющий название «Современная научная карти-на мира и ее эволюция», есть секущая плоскость, разделяющая и одновременно со-единяющая философию и науку Образно выражаясь, современная философия «питается» достижениями конкретных наук.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.