Рефераты. Философия и методология науки

Поскольку разномастная совокупность внерационального знания не поддается строгой и исчерпывающей классифика-ции, можно столкнуться с выделением следующих трех видов познавательных феноменов: паранормальное знание, псевдонаука и девиантная наука. Причем их соотношение с научной деятельностью или степень их «научности» возрастают по вос-ходящей. То есть фиксируется некая эволюция от паранормаль-ного знания к разряду более респектабельной псевдонауки и от нее к девиантному знанию. Это косвенным образом свиде-тельствует о развитии вненаучного знания:

1) Широкий класс паранормального знания включает в себя учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями. Самыми яркими представителями этого типа знания считаются мистика и спиритизм.

Для описания способов получения информации, выхо-дящей за рамки науки, кроме термина «паранормальность» используется термин «внечувственное восприятие» (или «парачувствителъность», «пси-феномены»). Он предполага-ет возможность получать информацию или оказывать вли-яние, не прибегая к непосредственным физическим спосо-бам. Наука пока еще не может объяснить задействованные в данном случае механизмы, как не может и игнорировать подобные феномены. Различают экстрасенсорное воспри-ятие (ЭСВ) и психокинез. ЭСВ разделяется на телепатию и ясновидение. Телепатия предполагает обмен информацией между двумя и более особями паранормальными способа-ми. Ясновидение означает способность получать информа-цию по некоторому неодушевленному предмету (ткань, ко-шелек, фотография и т. п.). Психокинез - это способность воздействовать на внешние системы, находящиеся вне сфе-ры нашей моторной деятельности, перемещать предметы нефизическим способом.

Заслуживает внимание то, что в настоящее время исследо-вание паранормального ставится на конвейер науки, которая после серий различных экспериментов делает свои выводы.

2) Для псевдонаучного знания характерна сенсационность тем, признание тайн и загадок, а также «умелая обработ-ка фактов. Ко всем этим априорным условиям деятель-ности в данной сфере присоединяется свойство иссле-дования через истолкование. Привлекается материал, который содержит высказывания, намеки или подтвер-ждения высказанным взглядам и может быть истолко-ван в их пользу. К. Поппер достаточно высоко ценил псевдонауку, прекрасно понимая, что наука может оши-баться и что псевдонаука «может случайно натолкнуть-ся на истину». У него есть и другой вывод: если некоторая теория оказывается ненаучной - это не значит, что она не важна.

По форме псевдонаука - это прежде всего рассказ или ис-тория о тех или иных событиях. Такой типичный для нее спо-соб подачи материала называют «объяснением через сцена-рий». Другой отличительный признак - безошибочность. Бессмысленно надеяться на корректировку псевдонаучных взглядов, ибо критические аргументы никак не влияют на суть истолкования рассказанной истории.

3) Характеристика девиантного и анормального знания. Тер-мин «девиантное» означает отклоняющуюся от приня-тых и устоявшихся стандартов познавательную деятель-ность. Причем сравнение происходит не с ориентацией на эталон и образец, а в сопоставлении с нормами, раз-деляемыми большинством членов научного сообщества. Отличительной особенностью девиантного знания яв-ляется то, что им занимаются, как правило, люди, име-ющие научную подготовку, но по тем или иным причи-нам выбирающие весьма расходящиеся с общеприняты-ми представлениями методы и объекты исследования. Представители девиантного знания работают, как пра-вило, в одиночестве либо небольшими группами. Ре-зультаты их деятельности, равно как и само направле-ние, обладают довольно-таки кратковременным перио-дом существования.

Иногда встречающийся термин «аномальное знание» не означает ничего иного, кроме того, что способ получения зна-ния либо само знание не соответствуют тем нормам, которые считаются общепринятыми в науке на данном историческом этапе. Весьма интересно подразделение анормального знания на три типа:

а) Первый тип возникает в результате расхождения регулятивов здравого смысла с установленными наукой норма-ми. Этот тип достаточно распространен и внедрен в ре-альную жизнедеятельность людей. Он не отталкивает своей аномальностью, а привлекает к себе внимание в ситуации, когда действующий индивид, имея специаль-ное образование или специальные научные знания, фиксирует проблему расхождения норм обыденного мироотношения и научного (например, в воспитании, в ситуациях общения с младенцами и пр.).

б) Второй тип возникает при сопоставлении норм одной парадигмы с нормами другой.

в) Третий тип обнаруживается при объединении норм и идеалов из принципиально различных форм человечес-кой деятельности.

Уже давно вненаучное знание не рассматривают только как заблуждение. И раз существуют многообразные формы вненаучного знания, следовательно, они отвечают какой-то из-начально имеющейся в них потребности. Можно сказать, что вывод, который разделяется современно мыслящими учеными, понимающими всю ограниченность рационализ-ма, сводится к следующему. Нельзя запрещать развитие вненаучных форм знания, как нельзя и культивировать сугубо и исключительно псевдонауку, нецелесообразно также отказы-вать в кредите доверия вызревшим в их недрах интересным идеям, какими бы сомнительными первоначально они ни казались. Даже если неожиданные аналогии, тайны и исто-рии окажутся всего лишь «инофондом» идей, в нем очень остро нуждается как интеллектуальная элита, так и много-численная армия ученых.

Достаточно часто звучит заявление, что традиционная на-ука, сделав ставку на рационализм, завела человечество в ту-пик, выход из которого может подсказать вненаучное зна-ние. К вненаучным же дисциплинам относят те, практика которых основывается на иррациональной деятельности -на мифах, религиозных и мистических обрядах и ритуалах. Интерес представляет позиция современных философов на-уки, и в частности П. Фейерабенда, который уверен, что эле-менты нерационального имеют право на существование внутри самой науки.

Развитие подобной позиции можно связать и с именем Дж. Холтона, который пришел к выводу, что в конце XX сто-летия в Европе возникло и стало шириться движение, провоз-гласившее банкротство науки.

Мнение о том, что именно научные знания обладают боль-шей информационной емкостью, также оспаривается сторон-никами подобной точки зрения. Наука может «знать меньше» по сравнению с многообразием вненаучного знания, так как все, что она знает, должно выдержать жесткую проверку на до-стоверность фактов, гипотез и объяснений. Не выдерживающее эту проверку знание отбрасывается, и даже потенциально ис-тинная информация может оказаться за пределами науки.

Иногда вненаучное знание именует себя как Его Величе-ство Иной способ истинного познания. И поскольку интерес к многообразию форм вненаучного знания в последние годы повсеместно и значительно возрос, а престиж профессии ин-женера и ученого значительно снизился, то напряжение, свя-занное с тенденцией ухода во вненауку, возросло.

§ 3. Возникновение предпосылок научных знаний в древнем мире и в средние века

В древнеегипетской цивилизации возник сложный аппа-рат государственной власти, тесно сращенный с сакральным аппаратом жрецов. Носителями знаний были жрецы, в зави-симости от уровня посвящения обладавшие той или иной суммой знаний. Знания существовали в религиозно-мисти-ческой форме и поэтому были доступны только жрецам, которые могут читать священные книги и как носители практи-ческих знаний иметь власть над людьми.

Как правило, люди селились в долинах рек, где близко вода, но здесь и опасность - разливы рек. Поэтому возника-ет необходимость систематического наблюдения за явления-ми природы, что способствовало открытию определенных связей между ними и привело к созданию календаря, откры-тию циклически повторяющихся затмений Солнца и т. д. Жрецы накапливают знания в области математики, химии, медицины, фармакологии, психологии, они хорошо владеют гипнозом. Искусное мумифицирование свидетельствует о том, что древние египтяне имели определенные достижения в области медицины, химии, хирургии, физики, ими была разработана ирридодиагностика.

Так как любая хозяйственная деятельность была связана с вычислениями, то был накоплен большой массив знаний в области математики: вычисление площадей, подсчет произве-денного продукта, расчет выплат, налогов, использовались пропорции, так как распределение благ велось пропорцио-нально социальным и профессиональным рангам. Для прак-тического употребления создавалось множество таблиц с го-товыми решениями. Древние египтяне занимались только теми математическими операциями, которые были необходи-мы для их непосредственных хозяйственных нужд, но никог-да они не занимались созданием теорий - одним из важней-ших признаков научного знания.

Шумеры изобрели гончарный круг, колесо, бронзу, цветное стекло, установили, что год равен 365 дням, 6 часам, 15 мину-там, 41 секунде (для справки: современное значение - 365 дней 5 часов, 48 минут, 46 секунд), ими была создана оригинальная концепция Me, содержащая мудрость шумерской цивилиза-ции, большая часть текстов которой не расшифрована.

Специфика освоения мира шумерской и другими цивилиза-циями Древней Месопотамии обусловлена способом мышления, в корне отличающимся от европейского: нет рационального

исследования мира, теоретического решения проблем, а чаще всего для объяснения явлений используются аналогии из жизни людей.

Предпосылкой возникновения научных знаний многие исследователи истории науки считают миф. В нем, как прави-ло, происходит отождествление различных предметов, явле-ний, событий (Солнце = золото, вода = молоко = кровь). Для отождествления необходимо было овладеть операцией выде-ления «существенных» признаков, а также научиться сопо-ставлять различные предметы, явления по выделенным при-знакам, что в дальнейшем сыграло значительную роль в ста-новлении знаний.

Формирование отдельных научных знаний и методов свя-зывают с тем культурным переворотом, который произошел в Древней Греции. Что же послужило причиной культурного переворота?

Рассматривая переход от традиционного общества к не-традиционному, в котором возможно создание науки, разви-тие философии, искусства, нужно отметит что для традиционного общества характерна лично-именная и про-фессионально-именная трансляция культуры. Общество та-кого типа может развиваться либо через совершенствование приемов и орудий труда, повышение качества продукта, либо за счет увеличения профессий путем их отпочкования. В этом случае объем и качество знаний, передаваемых из по-коления в поколение, увеличивается благодаря специализа-ции. Но при таком развитии наука появиться не могла, ей не на что было бы опереться, уж ли не на знания и навыки, пе-редаваемые от отца сыну? Кроме того, в таком обществе не-возможно совмещение разнородных профессий без умень-шения качества продукции. Что же тогда послужило причи-ной разрушения традиционного общества, положило конец развитию через специализацию?. Такой причиной стал пират-ский корабль. Для людей, живущих на берегу, всегда существует угроза с моря, поэтому гончар, плотник обязательно должен быть еще и воином. Но и пираты на корабле - это тоже бывшие гончары и плотники. Следовательно, возника-ет настоятельная необходимость совмещения профессий. А защищаться и нападать можно только сообща, значит, необ-ходима интеграция, которая гибельна для профессионально дифференцированного традиционного общества. Это означа-ет и возрастание роли слова, подчиненность ему (одни реша-ют, другие исполняют), что впоследствии приводит к осозна-нию роли закона (номоса) в жизни общества, равенства всех перед ним. Закон выступает и как знание для всех. Система-тизация законов, устранение в них противоречий - это уже рациональная деятельность, опирающаяся на логику.

В некоторых концепциях упор делается на особеннос-ти общественной психологии древних греков, обусловлен-ные социальными, политическими, природными и другими факторами.

Около V в. до н. э. усиливаются демократические тенден-ции в жизни греческого общества, приводящие к критике ари-стократической системы ценностей. В это время в социуме стали стимулироваться творческие задатки индивидуумов, даже если сначала плоды их деятельности были практически бесполезны. Стимулируются публичные споры по проблемам, не имеющим никакого прямого отношения к обыденным ин-тересам спорящих, что способствовало развитию критичнос-ти, без которой немыслимо научное познание. В отличие от Востока, где бурно развивалась техника счета для практичес-ких, хозяйственных нужд, в Греции начала формироваться «наука доказывающая».

В истории науки, существует два метода форми-рования знаний, соответствующих зарождению науки (преднауки) и науки в собственном смысле слова. Зарождающаяся наука изучает, как правило, те вещи и способы их изменений, с которыми человек многократно сталкивается в своей прак-тической деятельности и обыденном опыте. Он пытается строить модели таких изменений для предвидения результатов своих действий. Деятельность мышления, формирующаяся на основе практики, представляла идеализированную схему практических действий. Так, египетские таблицы сложения представляют типичную схему практических преобразований, осуществляемых над предметными совокупностями. Такая же связь с практикой обнаруживается в первых знаниях, которые относятся к геометрии, основанной на практике измерения земельных участков.

Способ построения знаний путем абстрагирования и сис-тематизации предметных отношений наличной практики обеспечивал предсказание ее результатов в границах уже сло-жившихся способов практического освоения мира. Если на этапе преднауки как первичные идеальные объекты, так и их отношения (соответственно смыслы основных терминов язы-ка и правила оперирования с ними) выводились непосред-ственно из практики и лишь затем внутри созданной системы знания (языка) формировались новые идеальные объекты, то теперь познание делает следующий шаг. Оно начинает стро-ить фундамент новой системы знания как бы «сверху» по от-ношению к реальной практике и лишь после этого, путем ряда опосредствований, проверяет созданные из идеальных объек-тов конструкции, сопоставляя их с предметными отношени-ями практики.

При таком методе исходные идеальные объекты черпают-ся уже не из практики, а заимствуются из ранее сложивших-ся систем знания (языка) и применяются в качестве строи-тельного материала для формирования новых знаний. Эти объекты погружаются в особую «сеть отношений», структуру, которая заимствуется из другой области знания, где она пред-варительно обосновывается в качестве схематизированного образа предметных структур действительности. Соединение исходных идеальных объектов с новой «сеткой отношений» способно породить новую систему знаний, в рамках которой могут найти отображение существенные черты ранее не изученных сторон действительности. Прямое или косвенное обо-снование данной системы практикой превращает ее в досто-верное знание.

В развитой науке такой способ исследования встречается буквально на каждом шагу. Так, например, по мере эволюции математики числа начинают рассматриваться не как прообраз предметных совокупностей, которыми оперируют в практике, а как относительно самостоятельные математические объек-ты, свойства которых подлежат систематическому изучению. С этого момента начинается собственно математическое ис-следование, в ходе которого из ранее изученных натуральных чисел строятся новые идеальные объекты. Применяя, напри-мер, операцию вычитания к любым парам положительных чисел, можно было получить отрицательные числа при вычи-тании из меньшего числа большего.

Открыв для себя класс отрицательных чисел, математика делает следующий шаг. Она распространяет на них все те опе-рации, которые были приняты для положительных чисел, и таким путем создает новое знание, характеризующее ранее неисследованные структуры действительности. Описанный способ построения знаний распространяется не только в математике, но и в естественных науках (метод выдвижения гипотез с их последующим обоснованием опытом).

С этого момента заканчивается преднаука. Поскольку на-учное познание начинает ориентироваться на поиск предмет-ных структур, которые не могут быть выявлены в обыденной практике и производственной деятельности, оно уже не может развиваться, опираясь только на эти формы практики. Возни-кает потребность в особой форме практики, обслуживающей развивающееся естествознание, - научном эксперименте.

Древние греки пытаются описать и объяснить возникнове-ние, развитие и строение мира в целом и вещей его составля-ющих. Эти представления получили название натурфилософ-ских. Натурфилософией (философией природы) называют преимущественно философски-умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в целостности, и опирающееся на некоторые естественнонаучные понятия. Некоторые из этих идей востребованы и сегодняшним естествознанием.

Для создания моделей Космоса нужен был достаточно развитый математический аппарат. Важнейшей вехой на пути создания математики как теоретической науки были работы пифагорейской школы. Ею была создана картина мира, которая хотя и включала мифологические элементы, но по основным своим компонентам была уже философско-рациональным образом мироздания. В основе этой кар-тины лежал принцип: началом всего является число. Пифа-горейцы считали числовые отношения ключом к понима-нию мироустройства. И это создавало особые предпосылки для возникновения теоретического уровня математики. За-дачей становилось изучение чисел и их отношений не про-сто как моделей тех или иных практических ситуаций, а са-мих по себе, безотносительно к практическому примене-нию. Ведь познание свойств и отношений чисел теперь мыслилось как познание начал и гармонии Космоса. Чис-ла представали как особые объекты, которые нужно пости-гать разумом, изучать их свойства и связи, а затем уже, ис-ходя из знаний об этих свойствах и связях, объяснять на-блюдаемые явления.

Именно эта установка характеризует переход от чисто эм-пирического познания количественных отношений (привя-занного к наличному опыту) к теоретическому исследованию, которое, оперируя абстракциями и создавая на основе ранее полученных абстракций новые, осуществляет прорыв к но-вым формам опыта, открывая неизвестные ранее вещи, их свойства и отношения. В пифагорейской математике наряду с доказательством ряда теорем, наиболее известной из кото-рых является знаменитая теорема Пифагора, были осуществ-лены важные шаги к соединению теоретического исследова-ния свойств геометрических фигур со свойствами чисел. Так, число «10», которое рассматривалось как совершенное число, соотносилось с треугольником'.

К началу V в. до н. э. Гиппократом Хиосским было представлено первое в истории человечества изложение основ геометрии, базирующейся на методе математической индукции. Достаточно полно была изучена окружность, так как для гре-бков круг являлся идеальной фигурой и необходимым элементом их умозрительных построений. Немногим позже стала развиваться геометрия объемных тел - стереометрия. Теэтетом была создана теория правильных многогранников, он указал способы их построения, выразил их ребра через ради-ус описанной сферы и доказал, что никаких других правиль-ных выпуклых многогранников существовать не может. Особенности греческого мышления, которое было рациональным, теоретическим, что в данном случае равносильно Созерцательному (греческий- рассматриваю, созерцаю), наложили отпечаток на формирование знаний в этот период. Основная деятельность ученого состояла в созерцании и осмыслении созерцаемого. А что же созерцать, как не небесный свод, по которому движутся небесные светила? Без сомнения, наблюдения над небом производились и в чисто практических целях в интересах навигации, сельского хозяйства, для уточнения календаря. Но не это было для греков лавным. Надо было не столько фиксировать видимые перемещения небесных светил по небесному своду и предсказы-вать их сочетания, а разобраться в смысле наблюдаемых явлений, включив их в общую схему мироздания. Причем в отличие от Древнего Востока, который накопил огромный материал подобных наблюдений и использовал их в целях предсказаний, астрология в Древней Греции не находила себе применения.

Первая геометрическая модель Космоса была разработа-на Эвдоксом (V в. до н. э.) и получила название модели го-моцентрических сфер. Затем она была усовершенствована Калиппом. Последним этапом в создании гомоцентрических моделей была модель, предложенная Аристотелем. В основе всех этих моделей лежит представление о том, что Космос со-стоит из ряда сфер или оболочек, обладающих общим цент-ром, совпадающим с центром Земли. Сверху Космос ограни-чен сферой неподвижных звезд, которые совершают оборот вокруг мировой оси в течение суток. Все небесные тела (Луна, Солнце и пять в то время известных планет: Венера, Марс, Меркурий, Юпитер, Сатурн) описываются системой взаимо-связанных сфер, каждая из которых вращается равномерно вокруг своей оси, но направление оси и скорость движения для различных сфер могут быть различными. Небесное тело прикреплено к экватору внутренней сферы, ось которой же-стко связана с двумя точками следующей по порядку сферой и т. д. Таким образом, все сферы находятся в непрерывном движении. Во всех гомоцентрических моделях расстояние от любой планеты до центра Земли всегда остается одинаковым, поэтому невозможно объяснить видимое колебание яркости таких планет, как Марс, Венера, следовательно, вполне резон-но, что могли появиться иные модели Космоса.

И к таким моделям можно отнести гелиоцентрические модели Гераклида Понтийского (V в. до н. э.) и Аристарха Самосского ( в. до н. э.), но они не имели в то время ши-рокого распространения и приверженцев, потому что ге-лиоцентризм расходился с традиционными воззрениями на центральное положение Земли как центра мира и гипотеза о ее движении встречала активное сопротивление со сторо-ны астрономов.

Среди значимых натурфилософских идей античности представляют интерес атомистика и элементаризм. Как счи-тал Аристотель, атомистика возникла в процессе решения космогонической проблемы, поставленной Парменидом Элейским (около 540-450 гг. до н. э.). Если проинтерпретиро-вать мысль Парменида, то проблема будет звучать так: как найти единое, неизменное и неуничтожающееся в многообразии изменчивого, возникающего и уничтожающегося? В ан-тичности известны два пути решения этой проблемы.

Согласно первому, все сущее построено из двух начал: начала неуничтожимого, неизменного, вещественного и оформленного и начала разрушения, изменчивости, неве-щественности и бесформенного. Первое - атом («нерассе-каемое»), второе - пустота, ничем не наполненная протя-женность. Такое решение было предложено Левкиппом (V в. до н. э.) и Демокритом (около 460-370 гг. до н. э.). Бытие для них не едино, а представляет собой бесконечные по числу невидимые вследствие малости объемов частицы, которые движутся в пустоте; когда они соединяются, то это приводит к возникновению вещей, а когда разъединяются, то - к их гибели.

Второй путь решения проблемы Парменида связывают с Эмпедоклом (ок. 490-430 гг. до н. э.). По его мнению, Космос образован четырьмя элементами-стихиями: огнем, воздухом, водой, землей и двумя силами: любовью и враждой. Элемен-ты не подвержены качественным изменениям, они вечны и непреходящи, однородны, способны вступать друг с другом в различные комбинации в разных пропорциях. Все вещи со-стоят из элементов.

Платон (427-347 гг. до н. э.) объединил учение об элемен-тах и атомистическую концепцию строения вещества. В «Тимее» философ утверждает, что четыре элемента - огонь, воз-дух, вода и земля - не являются простейшими составными частями вещей. Он предлагает их назвать началами и прини-мать за стихии (греческий т. е. «буквы»). Различия между эле-ментами определяются различиями между мельчайшими ча-стицами, из которых они состоят. Частицы имеют сложную внутреннюю структуру, могут разрушаться, переходить друг в друга, обладают разными формами и величинами. Платон, а это вытекает из структурно-геометрического склада его мыш-ления, приписывает частицам, из которых состоят элементы, формы четырех правильных многогранников - куба, тетраэдра, октаэдра и икосаэдра. Им соответствуют земля, огонь, воздух, вода.

Так как некоторые элементы могут переходить друг в дру-га, то и преобразования одних многогранников в другие мо-гут происходить за счет перестройки их внутренних структур. Для этого необходимо найти в этих фигурах общее. Таким об-щим для тетраэдра, октаэдра и икосаэдра является грань этих фигур, представляющая из себя правильный (равносторон-ний) треугольник.

Предложенные американ-ским физиком К. Гелл-Манном гипотетические простейшие структурные единицы материи - кварки - имеют некоторые черты, напоминающие платоновские элементарные треуголь-ники. И те и другие не существуют отдельно, самостоятельно. Как и свойства треугольников, свойства кварков определяют-ся числом 3: существует всего три рода кварков, электричес-кий заряд кварка равен одной трети заряда электрона и т. д. Изложенная в «Тимее» атомистическая концепция Платона, «представляет собой поразитель-ное, уникальное и в каких-то отношениях провидческое явле-ние в истории европейского естествознания».

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) создал всеобъемлющую систему знаний о мире, наиболее адекватную сознанию сво-их современников. В эту систему вошли знания из области физики, этики, политики, логики, ботаники, зоологии, фило-софии. Вот названия только некоторых из них: «Физика», «О происхождении и уничтожении», «О небе», «Механика», «О душе», «История животных» и др. Согласно Аристотелю, ис-тинным бытием обладает не идея, не число (как, например, у Платона), а конкретная единичная вещь, представляющая сочетание материи и формы. Материя - это то, из чего воз-никает вещь, ее материал. Но чтобы стать вещью, материя должна принять форму. Абсолютно бесформенна только первичная материя, в иерархии вещей лежащая на самом нижнем уровне. Над ней стоят четыре элемента, четыре стихии. Сти-хии - это первичная материя, получившая форму под дей-ствием той или иной пары первичных сил - горячего, сухо-го, холодного, влажного. Сочетание сухого и горячего дает огонь, сухого и холодного - землю, горячего и влажного - воздух, холодного и влажного - воду. Стихии могут перехо-дить друг в друга, вступать во всевозможные соединения, об-разуя разнообразные вещества.

Чтобы объяснить процессы движения, изменения, разви-тия, которые происходят в мире, Аристотель вводит четыре вида причин: материальные, формальные, действующие и целевые. Рассмотрим их на его примере с бронзовой статуей. Материальная причина - бронза, действующая - деятель-ность ваятеля, формальная - форма, в которую облекли бронзу, целевая - то, ради чего ваялась статуя.

Для Аристотеля не существует движения помимо вещи. На основании этого он выводит четыре вида движения: в отношении сущности - возникновение и уничтожение; в отношении количества - рост и уменьшение; в отношении качества - качественные изменения; в отношении места - перемеще-ние. Виды движения не сводимы друг к другу и друг из друга не выводимы. Но между ними существует некоторая иерар-хия, где первое движение - перемещение.

Согласно Аристотелю, Космос ограничен, имеет форму сферы, за пределами которой нет ничего; Космос вечен и не-подвижен, он не сотворен никем и не возник в ходе естествен-ного космического процесса; заполнен материальными телами, которые в «подлунной» области образованы из четырех элементов - воды, воздуха, огня и земли, в этой области тела возникают, преобразовываются, гибнут; в «надлунной» обла-сти нет возникновения и гибели, в ней находятся небесные тела - звезды, планеты, Земля, Луна, которые совершают свои круговые движения, и пятый элемент - эфир, «первое тело», ни с чем не смешиваемое, вечное, не переходящее в другие элементы. В центре Космоса находится шарообразная Земля, неподвижная, не вращающаяся вокруг своей оси. Ари-стотель впервые в истории человеческого знания попытался определить размеры Земли, вычисленный им диаметр земного шара примерно в два раза превысил истинный. Основанная философом перипатетическая школа дала античному миру до-стойных продолжателей его учений, которые внесли свой вклад в копилку знаний.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.