Рефераты. Философия и методология науки

Философия и методология науки

2

Национальный Университет

Узбекистана имени М. Улугбека

Философский факультет

Институт философии и права АН РУз.

Учебно методический центр.

Философия и методология науки

(Для студентов философского факультета)

Составитель-д.ф.н. Нигинахон Шермухамедова

Тошкент 2003

Тексты лекций подготовлен в соответствие с новыми требованиями содержащимися в государственных образовательных стандартов для философских специальностей. В них основное внимание уделено философскому анализу науки как специфической системы знания, формы духовного производства и социального института. Рассмотрены общие закономерности развития науки, её генезис и история, структура, уровни и методология научного исследования, актуальные проблемы философии науки, роль науки в жизни человека и общества перспективы её развития и ряд других проблем.

Тексты лекций составлены на основе ранее изданных книг и монографий современных учённых ведущие исследования по проблемам философии и методологии науки (список литературы представлен в конце) и расчитан для студентов философских специальностей бакалавров, магистров и аспирантов, а также всем кто желает составить собственное представление о развитии философии науки.

Ответственный редактор: к.ф.н., доц. А. Утамурадов

Рецензенты: д.ф.н., К.Ж. Туленова

к.ф.н., доц. Ш.Б. Каххарова

Рекомендовано ученым советом философского факультета НУУЗ от 2.07.2003г. протокол № 7.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

  • Введение 5
  • Глава 1 генезис науки. 6
    • § 1. История становления науки и её функции. 6
    • § 2. Многообразие форм знаний: научные и вненаучные знания. 14
    • § 3. Возникновение предпосылок научных знаний в древнем мире и в средние века 20
    • § 4. Зарождение и развитие классической науки. 36
    • § 5. Неклассическая наука 46
    • § 6 Постнеклассическая наука 53
    • § 7. Понятия науки, научного знания. 60
    • § 8. Динамика научного знания 75
    • § 9. Сциентизм и антисциентизм 83
  • ГЛАВА 2. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 87
    • § 1. Соотношение философии и науки 87
    • § 2. Предметная сфера философии науки 98
    • §3. Возникновение философии науки как направление современной философии. 103
    • §4. Научная картина мира и ее эволюция 110
    • § 5. Наука и эзотеризм 118
    • § 6. Новации в современной философии науки. Синергетика и эвристика 129
    • § 7. Актуальные проблемы науки XXI века 139
  • Глава 3. Методология научного познания 150
    • § 1. Методология научного познания: основные понятия. 150
    • § 2. Становление идеи развития и принципа историзма в философии и естествознании. 172
    • § 3. Современная технология познания мира эвристика и методология науки 173
    • § 4. Основные эвристические установки. 178
    • § 5. Наиболее известные методологические принципы и подходы. 181
    • § 6. Общенаучные методы и приемы исследования 193
    • § 7. Понимание и объяснение 202
    • § 8. О современной методологии 210
    • § 9 Философия и методология науки 218
    • § 10. Логика и математика 219
    • § 11. Естествознание 223
    • § 12. Психология и антропология 232
    • § 13. Наука об обществе 233
    • § 14. Индивидуальные знания и научная информация 236
  • Глава 4 ВЗАИМОСВЯЗЬ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ, ФИЛОСОФСКИХ И РЕЛИГИОЗНЫХ УЧЕНИЙ В СИСТЕМЕ ЗНАНИЙ. 237
    • § 1. Гносеологический аспект 237
    • § 2 Эпистемологический аспект 238
    • § 3. Онтологический аспект 239
    • § 4. Эстетический эсхатологический аспекты 242
    • § 5. Психологический аспект 243
    • § 6. Исторические циклы взяимосвязи науки, философии и религии 243
    • § 7. Экологические реальности и мифы 244
    • § 8. Экология и этика 249
    • § 9. Интердисциплинарный харакер экологической проблемы и возможные пути ее решения 251
  • ГЛАВА 5 НАУКА, ЧЕЛОВЕК, ПОВСЕДНЕВНОСТЬ 256
    • § 1. Наука как ответ на человеческие потребности 256
    • § 2. Наука и нравственность 265
    • § 3. Пределы научности в жизни и истории 276
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 280
  • ЛИТЕРАТУРА 283

Введение

Как известно философия - теоретическая рефлек-сия об отношениях человека и мира - занимается самыми разными проблемами: сущностью человека и смыслом жизни, спецификой познания и деятельности, вопросами о Боге, смерти и бессмертии. Эти вопросы важны и интересны для любого человека, и подобная тематика может привлекать и волновать вас даже за пределами учебных занятий. Однако сейчас вам не-обходимо встретиться с тем обликом философии, который край-не необходим для вас как для профессиональных ученых, но еще не знаком вам в достаточной мере, - с философией науки.

Наша реальная практика работы с бакалаврами показывает, то что студенты в достаточной мере овладевают содержанием этой дисципли-ны, предусмотренным государственным образовательным стандартом высшего образования. У них уже есть определен-ная философская эрудиция, некоторый запас знаний, полу-ченных в студенчестве. В историко-философском разделе они приобрели представление о структуре и специфике филосо-фии, рассмотрели генезис и основные этапы ее исторического развития. В теоретической (фундаментальной) философии изучили проблемы онтологии, теории познания и методоло-гии. В социальной философии главными проблемами, с кото-рыми вы соприкоснулись, были: человек и общество, соци-альная структура, гражданское общество и государство, роль ценностей в человеческой жизни, будущее человечества и др.

Весь этот объем философских знаний является вполне до-статочным для того, чтобы каждый из магистрантов, мог перейти к более глубокому изучению философии, под-няться на еще одну ступень философской подготовки. По-требность в таком «философском росте» возникает у самих магистрантов, как только прикоснутся к фундаментальным проблемам собственной науки.

Текст предлагает содержательное описание требований Госстандарта по курсу философии и методологии науки и за-полняет возникший дефицит учебной литературы по данной дисциплине, кроме того:

- рисует философский образ современной науки и мето-дологии;

- показывает исторические и мировоззренческие итоги ее развития, которые можно подвести на сегодняшний день;

- излагает проблематику оригинальных текстов современ-ных эпистемологов;

- знакомит с основными западными концепциями науки.

Рассматривая эти и другие проблемы, мы имели в виду не отдельные науки, которые, конечно, сильно отличаются друг от друга, а науку как своеобразную форму познания, специ-фический тип духовного производства и социальный инсти-тут. Можно сказать, что речь идет о «науке вообще», которая при всем многообразии своих обликов, несомненно, отлича-ется от других сфер человеческой жизни - производства, ре-лигии, морали, искусства, обыденного сознания и т. д.

Глава 1 генезис науки.

§ 1. История становления науки и её функции.

Вплоть до XX в. проблема истории науки не была пред-метом специального рассмотрения ни философов, ни уче-ных, работавших в той или иной области научного знания, и только в трудах первых позитивистов появляются попыт-ки анализа генезиса науки и ее истории, создается историо-графия науки.

Специфика подхода к возникновению науки в позитивиз-ме выражена Г. Спенсером (1820-1903) в работе «Происхож-дение науки». Утверждая, что обыденное знание и научное по своей природе тождественны, он заявляет о неправомернос-ти постановки вопроса о возникновении науки, которая, по его мнению, возникает вместе с появлением человеческого общества. Научный метод понимается им как естественный, изначально присущий человеку способ видения мира, не-изменяемый в различные эпохи. Развитие знания происхо-дит только путем расширения нашего опыта. Спенсером от-вергалось то, что мышлению присущи философские момен-ты. Именно это положение позитивистской историографии явилось предметом резкой критики историками науки дру-гих направлений.

Разработка истории науки началась только в XX в., но по-нималась она тогда или как раздел философии, или как раз-дел обшей теории культуры, или как раздел той или иной на-учной дисциплины. Признание истории науки как специаль-ной научной дисциплины произошла только в 1892 г., когда во Франции была создана первая кафедра истории науки.

Первые программы историко-научных исследований мож-но охарактеризовать следующим образом:

- первоначально решалась задача хронологической систе-матизации успехов в какой-либо области науки;

- делался упор на описание механизма прогрессивного развития научных идей и проблем;

- определялась творческая лаборатория ученого, социокультурный и мировоззренческий контекст творчества.

Одна из главных проблем, характерных для истории на-уки, - понять, объяснить, как, каким образом внешние усло-вия - экономические, социокультурные, политические, ми-ровоззренческие, психологические и другие - отражаются на результатах научного творчества: созданных теориях, выдви-гаемых гипотезах, применяемых методах научного поиска.

Эмпирической базой истории науки являются научные тексты прошлого: книги, журнальные статьи, переписка уче-ных, неопубликованные рукописи, дневники и т. д. Но есть ли гарантия, что историк науки имеет достаточно репрезента-тивный материал для своего исследования? Ведь очень часто ученый, сделавший открытие, пытается забыть те ошибочные пути поиска, которые приводили его к ложным выводам.

Так как объектом историко-научного исследования явля-ется прошлое, то такое исследование всегда - реконструкция, которая стремится претендовать на объективность. Также как и всем другим историкам, историкам науки известны две воз-можные односторонние установки, на основе которых прово-дится исследование: презентизм (объяснение прошлого языком современности) и антикваризм (восстановление целостной картины прошлого без каких-либо отсылок к совре-менности). Изучая прошлое, иную культуру, иной стиль мышления, знания, которые сегодня в науке уже не воспро-изводятся, не воссоздает ли историк науки нечто, что является лишь отражением его эпохи? И презентизм и антикваризм сталкиваются с непреодолимыми трудностями, отмеченными многими выдающимися историками науки.

Всплеск историографических исследований был зафиксирован в 30-х гг. XX в. В 1931 г. на Втором международном кон-грессе историков науки в Лондоне доклад о социально-экономических корнях механики Ньютона сделал ученый Б. М. Гассен, применивший в своем исследовании диалекти-ческий метод. Этот доклад произвел очень большое впечатле-ние на участников конгресса, из числа которых образовался «невидимый колледж», не имеющая организационного офор-мления группа, объединившая часть английских ученых, за-нимающихся изучением истории науки. Работа этой группы дала толчок к возникновению такого направления в западной историографии науки, которое получило название экстреналистского. Представители данного направления поставили своей задачей выявление связей между социально-экономи-ческими изменениями в жизни общества и развитием науки. Лидером его по праву стал английский физик и науковед Д. Бернал (1901-1971), опубликовавший работы «Социальная функция науки», «Наука и общество», «Наука в истории об-щества» и др. К числу известных представителей экстреналистского направления можно отнести Э. Цильзеля, R Мертона, Дж. Нидама, А. Кромби, Г. Герлака, С. Липли.

Экстерналистская концепция генезиса науки вызвала резкое неприятие со стороны некоторых историков науки, которые представили альтернативную концепцию, получив-шую название интерналистской, или имманентной. Соглас-но этой концепции, наука развивается не благодаря воздей-ствиям извне, из социальной действительности, а в результате своей внутренней эволюции, творческого напряжения са-мого научного мышления. К представителям этого направ-ления относятся А. Койре, Дж. Прайс, Р. Холл, Дж. Рэнделл, Дж. Агасси.

Для представителей экстерналистского и интерналистского направлений характерно следующее: они считают, что на-ука - уникальное явление в истории культуры, зарождается она в период перехода от средневековья к Новому времени. В противовес позитивистским взглядам на науку, они утвержда-ют, что научный метод - отнюдь не естественный, непосред-ственно данный человеку способ восприятия действительно-сти, а формируется под воздействием различных факторов. Но понимают эти факторы они различно. Так, представители экстернализма Э. Цильзель и Дж. Нидам видят их в ломке соци-альных барьеров между деятельностью верхних слоев ремес-ленников и университетских ученых в эпоху зарождения и становления капитализма. Р. Мертон же обосновывает такие существенные черты научного метода, как рационализм и эм-пиризм, влиянием протестантской этики.

Интерналист А. Койре (1892-1964) - французский фило-соф и историк науки - видит условие возникновения науки в коренной перестройке способа мышления. Для него эта пере-стройка выразилась в разрушении античного представления о Космосе как о иерархическом упорядоченном мире, где каж-дая вещь имеет свое «естественное» место, в котором «земное» по физическим свойствам резко отличается от «небесного». Идея Космоса заменяется идеей неопределенного и бесконеч-ного Универсума, в котором все вещи принадлежат одному и тому же уровню реальности. Как считает А. Койре, разруше-ние Космоса - это наиболее глубокая революция, которая была совершена в человеческих умах, и породили ее измене-ния философских концепций, которые выступают в качестве фундаментальных структур научного знания. Следующим мо-ментом мыслитель выделяет геометризацию пространства, т. е. замещение конкретного пространства догалилеевской физики абстрактным и гомогенным пространством евклидовой гео-метрии. С его точки зрения, не наблюдение и эксперимент, хотя их значение в становлении науки он не отрицает, а создание спе-циального языка (для него это язык математики, в частности гео-метрии) явилось необходимым условием экспериментирования. Койре считает, что историю научной мысли до момента воз-никновения уже сформированной науки необходимо разде-лить на три этапа, соответствующих трем различным типам мышления: 1) аристотелевская физика, 2) физика «импето», разработанная в течение XV в., и 3) математическая физика Галилея.

Представитель экстерналистского направления, австрий-ский историк науки Э. Цильзель (1891-1944), замечает, что развитие человеческого мышления шло не однолинейно, а во многих качественно различных направлениях, где появление науки явилось лишь одной из его ветвей. В статье «Социоло-гические корни науки» он вычленяет общие и специфические условия формирования науки и научного метода. Общие условия таковы:

1. С появлением раннего капитализма центр культуры пе-ремещается из монастырей и деревень в города. Наука не могла развиваться среди духовенства и рыцарства, так как ее дух светский и невоенный. Поэтому она могла развиваться только среди горожан.

2. Конец средневековья был периодом быстрого техноло-гического прогресса. В производстве и в военном деле стали использоваться машины, что, с одной стороны, ставило задачи для механиков и химиков, а с другой - способствовало формированию каузального мышления.

3. Капитализм с его духом предпринимательства и конку-ренции разрушил присущий средневековому образу жизни и мышления традиционализм и слепую веру в ав-торитеты. Индивидуализм, формирующийся в обще-стве, явился предпосылкой научного мышления. Дове-ряя только себе, освобождаясь от веры в авторитеты,

ученый развивает критический дух, без которого невоз-можна наука. Никакое предшествующее общество не знало критического духа, так как оно не знало экономи-ческой конкуренции.

4. Феодальное общество управлялось традицией и привыч-кой, тогда как в становящемся капитализме важную роль играют рациональные правила управления и веде-ния хозяйства. А возникновение экономической раци-ональности способствовало развитию рациональных научных методов. Появление количественного метода, фактически не существовавшего ранее, неотделимо от духа расчетов и вычислений, присущих капиталистичес-кой экономике.

Рассматривая специфические условия, способствовавшие становлению экспериментального естествознания, Цильзель рассматривает три большие социальные группы: а) универси-тетских ученых-схоластов, б) гуманистов и в) ремесленников и их взаимоотношения на протяжении XV-XV вв.

Университетский дух до середины XV в. оставался по пре-имуществу средневековым и оказывал сильное сопротивление пониманию изменений внешнего мира.

Гуманисты - представители светской образованности - появились в итальянских городах в середине XTV в. Они не являлись учеными, а были секретарями знати, папы, служа-щими муниципалитетов. Многие из них становились литера-торами, другие наставниками детей знати. Но и университет-ские ученые, и гуманисты были приверженцами авторитетов, считает Цильзель.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.